Вторая волна "вторых рук". Счет новых магазинов "секонд хенда" давно идет на сотни

12 декабря, 2014, 22:07 Распечатать Выпуск №47, 12 декабря-19 декабря

После ожесточенных споров о том, как быть с таким неоднозначно воспринимаемым явлением, как "секонд хенд", в нынешних экономических условиях, при падении уровня жизни сограждан надо признать, что "явление" не только благополучно само о себе позаботилось, но и укрепляет позиции.

 

 

 

После ожесточенных споров о том, как быть с таким неоднозначно воспринимаемым явлением, как "секонд хенд", в нынешних экономических условиях, при падении уровня жизни сограждан надо признать, что "явление" не только благополучно само о себе позаботилось, но и укрепляет позиции. В ситуации вялотекущего экономического кризиса, конца которому не видно, при падении производства, освобождении торговых площадей не избалованному отечественным легпромом потребителю отступать уже особо некуда. Счет новых магазинов "секонд хенда" давно идет не на десятки, а на сотни. Внутри самой системы тоже происходят изменения: если в мегаполисах сети "секондов" укрупняются, то расширяется их "ареал" и в провинции, но с индивидуальным подходом, чуть ли не под заказ. Можно констатировать: нас накрыла мощная вторая волна торговли товарами из "вторых рук".

Атаки на "секонд"

Помните, с чего у нас начиналась торговля подержанными вещами? Со страшных, неопрятных свалок тряпья неопределенных цветов и форм с тошнотворным запахом в самых не приспособленных для бизнеса местах. Неудивительно, что редкие прохожие зажимали носы и старались побыстрее прошмыгнуть мимо таких развалов, а покупать подобную одежду считалось дурным тоном, ведь она годилась разве что для бомжей... Зато чиновники, политики, деятели всех мастей, привыкшие держать нос по ветру, быстро уразумели всю перспективность "дурно пахнущей" темы и наперебой ринулись спасать соотечественников от "позора и нищеты". Началась великая борьба с "секондом", которая, справедливости ради надо заметить, не только вывела протестующий народ на улицы, но и принесла немалые политические дивиденды ее идеологам и вдохновителям.

Вот лишь некоторые ее вехи. 2008 г. — решение правительства о запрете "секонд-хенда". 2010 г. — еще одна инициатива о запрете все того же "секонд-хенда". 2013 г. — законопроект о запрете оптовой и розничной торговли "секонд-хендом". Некоторое время спустя был обнародован проект Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС, в одном из экономических пунктов которого прописаны условия для торговли одеждой б/у, косвенно запрещающие этот бизнес в Украине.

Отдельного внимания заслуживает показательное совещание по вопросу "секонд-хенда", состоявшееся в мае нынешнего года в Минпромполитики. В частности, вице-президент Украинской Ассоциации предприятий легкой промышленности "Укрлегпром" Т.Изовит проинформировала, что в минувшем году в Украину ввезено 102,4 тыс. т "секонд хенда", средняя таможенная цена составила 1,26 долл. за кг. Она отметила, что согласно приложению к Соглашению об Ассоциации между Украиной и ЕС, стороны согласовали установление исходной цены на товары ("секонд-хенд"), определяемой как 30% от средней цены за предыдущий год таможенной стоимости одежды трикотажной и текстильной промышленности, и что в случае выполнения этого требования с нынешней средней таможенной стоимости в 1,26 долл. за кг в 2013 г. предлагается установить цену в 5,93.

Совсем иное мнение у президента Ассоциации дилеров "секонд-хенда" Украины В.Мясоедова. В своем комментарии он заявил, что Ассоциация не уполномочивала г-жу Изовит представлять информацию об этом сегменте рынка:

— Как могла состояться детальная дискуссия по вопросам "секонд-хенда" без представителей этого бизнеса? Почему
г-жа Изовит информирует участников совещания о динамике импорта "секонд-хенда" и вносит предложения по урегулированию этого рынка в Украине? — недоумевает В.Мясоедов. 

Вместе с тем он выразил надежду, что у него будет возможность от имени всех участников рынка внести предложения, которые будут учтены при доработке вопроса.

А пока весомое слово в споре на эту тему говорит сама нынешняя экономическая ситуация, которая приводит к дальнейшему обнищанию населения — наша бедность убедительно голосует за товары из "вторых рук".

"Секонд" легпрому
не товарищ?

Так ли уж неправа представительница легпрома в своих нападках на "секонд-хенд"?

Спору нет, в последние десятилетия легкой промышленности приходится нелегко. По данным Госстата, падение уровня текстильного производства в стране составило 6,3%. А в Госкомпредпринимательстве акцентировали внимание на том, что в структуре экспортируемого в страну "секонда" весомую часть занимает новая, стоковая одежда и даже продукция известных мировых брендов. При ввозе этих товаров пошлина не уплачивается, их цена оказывается ниже, чем отечественной продукции, и можно говорить о неравных условиях на внутреннем рынке, вытеснении с него украинского производителя.

Однако когда нас убеждают в том, что отечественная легкая промышленность нынче выживает за счет иностранных заказов, не стоит понимать это буквально. Чаще всего она занимает лишь скромную нишу придатка, недорогого "пошивочного цеха" для зарубежных брендов. ZN.UA не раз приходилось писать о том, как взаимовыгодное сотрудничество с инозаказчиками в трудные годы становления реально помогло выжить предприятиям украинской легкой промышленности, позволило модернизировать старенькое, еще советское оборудование и, так сказать, приобщиться к мировой моде. Но то, о чем с восторгом говорилось пару десятков лет назад, сегодня утратило актуальность. Неслучайно директор фабрики "Санта-Украина" Е.Дырдин, коллектив которой работает на известные зарубежные торговые марки, констатировал: "Украина не выпускает ни тканей, ни ниток, а главное — ни одного вида оборудования для легкой промышленности. Даже иголки мы вынуждены импортировать".

Нам бы вырасти из "коротких штанишек" давальческих схем, из привычки быть "на подхвате", наладить по-настоящему свое собственное производство. Но… Пока что имеем замкнутый круг: западные фирмы переносят производство товаров в Украину и, как результат, за счет более дешевой оплаты труда нашим работникам заказчики могут себе позволить снижать цены на продукцию. Конкурировать с такими монстрами украинским предприятиям легпрома невозможно. Для большинства украинцев такая одежда (то есть та, что сшили отечественные производители — авт.) была бы дороже импортной,… здешние работники не могут работать за 50 долл. в месяц, как жители тропических стран, для которых это приличный заработок".

При таких условиях возрождение отечественного производства — это не создание новых предприятий, которые все равно не смогут конкурировать с западными брендами. Те, активно пользуясь дешевой рабсилой, лишают наш легпром возможности какой-либо конкуренции. Решить вопрос можно разве что комплексно: создавать условия для этого бизнеса, на уровне госпрограмм защищать внутренний рынок, бороться с чрезмерными налогами, невозможностью конкурировать с обилием "серых" товаров, налаживать свою сырьевую базу. Ну а пока всего этого нет, лишать людей возможности дешево одеваться в "секонде" — просто жестоко.

Поэтому и споры по этой теме — ожесточенные. Например, в Госкомпредпринимательстве аргументировали свою позицию тем, что раньше у нас в легкой промышленности работали почти миллион человек, сейчас — 90 тыс., то есть теряются рабочие места. С этим не согласны в ассоциации "секонд-хендов". Там считают, что в их бизнесе занято тоже примерно миллион человек, "и если все это закрыть, где будут работать люди?" Представители малого и среднего бизнеса отмечают, что развитие легпрома в Украине тормозится не ввозом б/у товаров, а отсутствием господдержки отрасли, коррупцией на таможне, которая, по их мнению, открыла шлюзы для "серого" импорта. А в главном научно-экспертном управлении ВРУ сделали вывод, что "секонд-хенд" угрожает отечественному легпрому меньше, чем дешевые товары из Китая, Турции.

От хлама — до бутиков

Что значит потерять работу, да еще в предпенсионном возрасте, да еще в маленьком провинциальном городке, испытала моя знакомая. Ситуация усугубилась тем, что она долго работала в местной газете. Ну а "журналистское поле" в райцентре, сами понимаете, — мизерное. Дочь, закончившая вуз без "распределения", может, и села бы на шею матери, но проблема выживания очень уж обострилась. На некоторое время я потеряла их из виду, а когда оказалась в их городке, зашла в гости.

— А мама — в своем магазине, — пояснила открывшая дверь ее дочка.

— ??? (на некоторое время я потеряла дар речи).

Получив адрес магазина, я, конечно же, поторопилась туда. Благо, поиски были несложными, ведь яркая реклама еще издалека объясняла, где можно недорого приобрести одежду из Европы. Спускаюсь по ступенькам в полуподвальчик и там, среди стоек, вешалок и манекенов нахожу свою приятельницу: не уставшую от жизни и невзгод безработную экс-журналистку, а энергичную, переполненную идеями бизнесвумен. Поскольку в магазине она хозяйничала одна, то наше общение вышло сумбурным — приходилось время от времени отвлекаться на покупателей (студентов, молодых мам). Но разговор оказался интересным, и пришлось достать журналистский блокнот, чтобы не запутаться в цифрах. Итак, бизнес-расчет от экс-журналиста:

— Зарегистрировалась как предприниматель — 300 грн. Приобрела оборудование —
5000 грн. Закупила товар — 12000 грн. Потратилась на рекламу — 2000 грн. Итого — 19300 грн ушло сразу же. Еще ежемесячные затраты: аренда помещения — 4000 грн, коммунальные платежи — 700 грн, плюс — взносы в ПФУ и оплата единого налога. Всего — более 5 тыс грн в месяц. У меня таких денег не было, занимала везде, где только можно. После всех обязательных оплат, закупок нового товара и прочих трат я пока что "выхожу в нуль", но и это — неплохой результат. Ведь я же не "в минусе", не разорилась, держусь "на плаву".

— У входа в магазин написано, что он работает ежедневно. Ты действительно трудишься без выходных?

— Почему же? Я активно приобщаю к бизнесу свою дочь — мы с ней работаем посменно. Самое главное, ей нравится торговать именно "секонд-хендом". Я уже могу не только доверить ей магазин, но и закупку товара.

— А это очень ответственное дело?

— Это 50% успеха (остальные 50 — выгодное место). Оптовики предлагают в мешках оригинал или сортировку. Первое говорит само за себя: оригинал — это вещи, поступающие с места, где их собрали без отбора. Если такой закрытый мешок поступил из богатого региона, то высока вероятность, что в нем будет модная, неношеная одежда. Но в общем это лотерея, так как никто не знает, что там внутри. А при работе с сортировкой хорошо то, что ты видишь, что берешь. В прозрачных мешках вещи разложены по типам (куртки, джинсы), качеству (от экстра до ветоши), сезонности, гендерным и возрастным особенностям. Вот и выбираем…

Признаться, уйти из магазина мне удалось не сразу — хотелось все перетрогать, а то и примерить. А после познавательного визита логичным его продолжением стало изучение поставщиков "секонд-хенда". Их в столице более 20. От одноразовых торговцев хламом, "втюхивающих" новичкам ветошь, годящуюся не на продажу, а разве что на подстилки в собачьи будки, и до нормальных оптовиков, заботящихся о реализаторах. Именно на примере бизнеса последних заметны тенденции соединения интересов оптовиков и торговцев розницей. Процесс торговли совершенствуется: крупные компании способствуют становлению розницы — предлагают обучение, системы бонусов, скидок. Например, советуют брать одежду подороже и аккуратно развешивать ее, ведь потребители стали капризнее и согласны заплатить больше, но покупать одежду с комфортом. Или такой полезный совет — чтобы магазин не казался пустым, на каждый метр площади должно приходиться около 15 кг одежды. Бывалые торговцы советуют новичкам не ограничиваться вывеской "секонд-хенд", а позиционировать свою точку, как место, где продают одежду из Европы. И подсказки идут впрок. В условиях сокращения одних сетей и расширения других отдельные торговцы индивидуализируются, проявляя тенденцию к созданию небольших уютных магазинчиков, чуть ли не бутиков.

Напрашивается вывод: сейчас открыть бизнес на "секонде" легче обычного. Кроме содействия оптовиков, этому способствуют подешевевшая аренда, повышение спроса покупателей на разные группы товаров ("экстра", "люкс", первая категория), общий фон безработицы, стремление людей хоть как-то сэкономить. Затянувшийся кризис, подогреваемый войной, большие налоги, нестабильность во всех сферах экономики испытывают на прочность всех, особенно бедняков. Стоит ли удивляться, что по данным соцопроса, проведенного соцгруппой "Рейтинг", более 60% украинцев — против запрета "секонд-хенда". Так что этот бизнес у нас — надолго.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно