Тянут, потянут... Чтобы не пойти по миру, рекламисты хотят еще три года заполнять билборды алкоголем и табаком

27 октября, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 41, 27 октября-3 ноября 2006г.
Отправить
Отправить

Недавние попытки Верховной Рады запретить, начиная со следующего года, рекламу алкоголя и табака натолкнулись на ожидаемое сопротивление рекламистов...

Недавние попытки Верховной Рады запретить, начиная со следующего года, рекламу алкоголя и табака натолкнулись на ожидаемое сопротивление рекламистов. В этом нет ничего странного, поскольку общеизвестно, что реклама таких утех для взрослых является одной из самых прибыльных, и представители этого бизнеса совсем не собираются легко сдавать свои позиции.

Конечно, человек, не употребляющий алкоголь и табак, обеими руками проголосует за немедленный запрет такой рекламы. Наверное, ее поддержат отцы детей подросткового возраста, поскольку именно подростки — несмотря на взрослые амбиции — воспринимают любую рекламу все еще по-детски, то есть непосредственно.

Также является очевидным, что в рекламе алкоголя заинтересованы, прежде всего, производители этих товаров, между которыми существует бешеная конкуренция, их дистрибьюторы, уже упомянутые рекламисты, а также собственно потребители. Хотя большая заинтересованность последних вызывает у экспертов сомнения, ведь ценители изысканных вин и дорогих марок коньяков вряд ли делают свой выбор, ориентируясь на уличную или, например, телевизионную рекламу. Для них рынок предлагает специализированные печатные издания. Тем более такая реклама не нужна любителям разного рода «шмурдяков», поскольку для этой категории покупателей первым и главным критерием привлекательности напитка является его цена.

Если же говорить о табаке, то ситуация здесь еще более очевидная — реклама, в сущности, необходима только производителям, распространителям и рекламным агентствам. Что же касается потребителей, то вряд ли курильщики со стажем предадут одну торговую марку в пользу другой, поддавшись влиянию рекламы. В основном здесь происходит ротация вкусов, которая зависит от изменения материального статуса курильщика. И опять же, для сигаретных гурманов существует специальная пресса.

Однако вернемся к нашей проблеме. Оставим за рамками этой публикации интересы производителей сигарет и алкоголя, поскольку очевидно, что при отсутствии рекламы пить и курить те, кто это уже делает, меньше не станут. А возможное перераспределение алкогольно-табачного рынка в случае запрета рекламы — головная боль исключительно производителей.

Поговорим о том, как быстро удастся власти нейтрализовать влияние пропаганды вредных привычек на детей и подростков, то есть о сроках введения запрета рекламы. Считайте этот запрет неминуемым, поскольку Украина обязалась перед мировым сообществом за пять лет покончить с рекламой губительных привычек.

Объективности ради представляем позиции двух заинтересованных сторон: Ассоциации внешней рекламы Украины и автора одного из двух законопроектов о запрете рекламы алкоголя и табака народного депутата Бориса Беспалого.

Аргументы рекламистов привел исполнительный директор ассоциации Роман Паламарчук. Он заявил, что его коллеги принципиально поддерживают тезис о запрете рекламы вредных привычек, однако полагают, что этот запрет должен вступить в действие не раньше чем через 2,5—3 года. Аргументы таковы. Отмена рекламы в течение следующего года приведет к обвалу рекламного рынка, поскольку контракты с рекламодателями уже заключены в начале осени текущего года. Также, считает Р.Паламарчук, что рекламный рынок за год не успеет переориентироваться на другие товары и услуги. Следующий аргумент — бюджетный. По словам исполнительного директора, сегодня до 20% прибыли они получают от рекламы алкоголя и табака, соответственно, запрет приведет к потере 1/5 доходов, а следовательно, эти средства недополучат местные бюджеты.

Предложения ассоциации следующие: развести во времени запрет рекламы алкоголя и табака. Сделать этот запрет не одномоментным, а постепенным. Например, сначала запретить рекламу алкоголя с изображением бутылки, затем вынести средства внешней рекламы за пределы города на автомобильные дороги, а потом отменить внешнюю рекламу вообще.

Роман Паламарчук надеется, что депутаты прислушаются к мнению рекламистов, представители которых входят в рабочую группу по подготовке законопроекта ко второму чтению.

Вместе с тем г-н Паламарчук опасается, что народный депутат Николай Томенко, автор законопроекта №1044, будет препятствовать воплощению в закон их пожеланий, поскольку предлагает уже с 1 января 2007 года запретить внешнюю рекламу табака, а с 2008-го — рекламу алкоголя.

Суть позиции Бориса Беспалого, автора законопроекта №1044-1, заключается в том, что рекламистам вполне хватит года для переориентации на другие виды товаров и услуг. При этом максимальный срок перехода к запрету рекламы вредных привычек, по мнению парламентария, необходимо установить для печатных СМИ как наиболее зависящих сегодня от такой рекламы, а кратчайший — для внешней рекламы, так как внешние носители не несут любой другой, кроме рекламной, информации. Учитывая это, депутат считает несерьезным предложение отложить запрет на три года.

Также, по его мнению, безосновательным является утверждение рекламистов относительно потерь местного бюджета. Они, говорит Беспалый, подменивают понятия, поскольку поступление в местную казну определяются не характером рекламы, а количеством размещенных рекламных носителей. Проведя параллель с мобильными операторами, он назвал неправдой и то, что рынок рекламы после запрета рекламы алкоголя и табака обвалится. Когда в свое время ВР приняла закон об отмене платы за соединение, операторы тоже говорили о крахе рынка, однако время показало, что такое решение пошло только на пользу и рынка, и потребителей услуг связи.

Вместе с тем народный избранник не исключает возможного сопротивления депутатского рекламистского лобби, которое попытается оттянуть введение в действие закона как можно на более длительный период. Он уверен, что объективных причин для непринятия закона нет, и потому надеется: документ будет принят до конца нынешней сессии, то есть до середины января следующего года. А уже с января 2008 года рекламе алкоголя и табака не будет места как в СМИ, так и на улицах.

* * *

Нет каких-либо оправданных резонов для того, чтобы реклама алкоголя и табака еще три года продолжала давить на сознание подрастающего поколения. Все же здоровье нации имеет более высокий приоритет, чем интересы производителей, рекламистов и потребителей вредного зелья. Из практики известно — чем дольше тянут с принятием таких решений, тем больше аргументов появляется у оппонентов, чтобы это промедление растянуть во времени. Да и как-то не верится, что рекламный бизнес «пойдет по миру» из-за запрета рекламы отдельного вида товаров.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК