Последний бастион

3 июля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 3 июля-10 июля

Попытка правительства без особых усилий сбалансировать государственный бюджет на будущий год, угодив при этом своему главному кредитору — МВФ, привела к намерению отнять и поделить последнее, что еще осталось у аграриев, — специальный режим налогообложения НДС. Но попытка лишить последней и единственной государственной преференции отечественных сельхозпроизводителей вызвала противодействие аграрного комитета ВР и абсолютного большинства народных депутатов, включая представителей бюджетного комитета.

 

 Отмена в нынешних условиях спецрежима налогообложения НДС для сельхозпроизводителей  не только приведет к ослаблению экспортных позиций Украины, но и может реально создать угрозу  для продовольственной безопасности государства

Попытка правительства без особых усилий сбалансировать государственный бюджет на будущий год, угодив при этом своему главному кредитору — МВФ, привела к намерению отнять и поделить последнее, что еще осталось у аграриев, — специальный режим налогообложения НДС. Но попытка лишить последней и единственной государственной преференции отечественных сельхозпроизводителей вызвала противодействие аграрного комитета ВР и абсолютного большинства народных депутатов, включая представителей бюджетного комитета. В итоге 16 июня под куполом не поддержали проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 г. (бюджетную резолюцию правительства), предусматривающий переход аграриев на общую систему налогообложения уже с 1 января 

2016 г. Депутаты вернули Кабмину документ на доработку, посчитав намерения правительства как минимум преждевременными. Ведь подобные инициативы в нынешних условиях военной экономики могут привести к подрыву базовой на сегодняшний день отрасли, которая даже в условиях тотального упадка все еще демонстрировала позитивные результаты при минимальной поддержке со стороны государства.

Не рубить же сук, на котором сидишь?

Наверное, надо честно признать, что сегодня даже с пресловутым спецрежимом сельхозпроизводители явно не жируют. Причем ситуация и без революционных налоговых пертурбаций быстро ухудшается. Так, падение объемов сельхозпроизводства только с января по май т.г. достигло 5,4%. Может быть, об этом неизвестно авторам резолюции, но на сегодняшний день базовая отрасль экономики, на которую они собрались возложить все бремя бюджетного балансирования, и без того имеет все шансы закончить 2015-й с убытками.

"С нашей точки зрения, позиция правительства, которому диктует условия основной кредитор Украины — МВФ, является губительной для отрасли и идет вразрез с нашим видением дальнейшего развития экономики страны", — заявил после голосования бюджетной резолюции заместитель председателя комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко. — Тем более, что сохранение преференций согласовано со Всемирной организацией торговли и абсолютно логично вписывается в Соглашение об ассоциации с ЕС. Кроме того, подписывая Коалиционное соглашение, народные депутаты договорились о сохранении преференций для АПК. А это, прежде всего, спецрежим налогообложения НДС. Фактически подписанное Коалиционное соглашение — это дорожная карта для правительства, основа для формирования бюджетной политики. Я уверен в том, что и бюджетный, и аграрный комитеты, весь парламент, понимая серьезность последствий такого решения, выйдут на диалог с правительством. Ведь для Международного валютного фонда главное — не отмена спецрежима, а сбалансирование доходов и расходов госбюджета. Мы говорим языком цифр, макроэкономики о том, что этого делать нельзя".

Цена вопроса? Экономисты подсчитали, что после перевода аграриев на общую систему налогообложения они будут лишены 14—19 млрд грн, что резко ограничит их финансовые возможности в условиях значительно выросших цен на материальные ресурсы. О том, что это намерения собираются реализовать во время банковского кризиса и острого дефицита оборотных средств, наверняка, всем хорошо известно. 

Каков же будет результат налогового эксперимента над отраслью, которая в 
2014 г. обеспечила стране 17% ВВП (31,4 млрд грн) и 31,5% (17 млрд долл.) валютных поступлений? Его не сложно представить, если оценить сегодняшние тенденции в отрасли. А их-то как раз утешительными вряд ли кто-то рискнет назвать. Уже хотя бы потому, что падение производства в отрасли за пять месяцев т. г. на 5,4% совпало с ростом расходов на производство на 63,5%. Естественное следствие роста расходов — острая (и, заметьте, ничем и никем не компенсированная) потребность в оборотных средствах, которая логично привела к недофинансированию посевной кампании — минимум 12 млрд грн. Можно ли теперь говорить о рекордных урожаях, каком-то развитии животноводства, удержании экспортных позиций на мировых рынках? Объективно нас ожидает дальнейшее сокращение производства: посевные площади сахарной свеклы в текущем сезоне снизились на 28,7%, кукурузы — на 13,5%, зерновых — на 10%, овощей — на 7,2%...

Неполученные доходы и непредвиденные расходы

Настораживает и тот факт, что даже в относительно благополучном для АПК 2014 г. продолжалось падение рентабельности отрасли: 2012 г. — 20,7%, 2013 г. — 13,2%, 2014 г. — менее 10%. Так, рентабельность растениеводства в 2014 г., при рекордном урожае 
63 млн т, опустилась до 2% — антирекорд последних 10 лет.

Среди первых претендентов на убыточность — животноводческие предприятия. Ведь практически 90% произведенной ими продукции реализуется на внутреннем рынке с резко снизившейся покупательной способностью населения. В результате в январе—мае 2015 г. производство яиц сократилось на 12,9%, мяса птицы — на 7,3%, молока — на 4,2%, поголовье большого рогатого скота — на 8% (почти 400 тыс. голов).

С учетом же кумулятивного эффекта действия всех негативных факторов падение производства агропродукции уже в 2016 г. может превысить 15,2% — в сельхозпредприятиях и 10,6% — в отрасли в целом. За этим прогнозом несложно рассмотреть закрывающиеся предприятия (до 10%), рост безработицы (60—100 тыс. чел.), сокращение фонда зарплаты в отрасли более чем на 1,3 млрд грн и уменьшение налоговых поступлений.

В первую очередь пострадает средний и мелкий сельхозпроизводитель, так как у агрохолдингов больше экспортных возможностей, долгосрочные контракты и доступ к кредитным ресурсам.

Анатолий Тиховод, фермер из Запорожской области, говорит, что Минфин льет воду на мельницу наших конкурентов на мировом рынке. "Я руковожу двумя небольшими агропредприятиями, в каждом из которых — по 2,5 тыс. га земли. По каждому из хозяйств, за счет аккумуляции НДС от спецрежима, у нас есть возможность в год приобретать на сумму до 2 млн грн удобрения, технику, дизтопливо.., т.е. направлять эти деньги на развитие. Учитывая факт, что последние два года были засушливыми на Юге Украины, и у нас "вымыты" полностью оборотные средства, мы вообще сегодня балансируем на грани нулевой рентабельности. Поэтому, если отменят спецрежим, это полностью уничтожит сельхозпредприятия, которые содержат, фактически, социальную сферу села. Например, наше предприятие ежегодно выделяет не менее 500 тыс. грн на социальную сферу села, кроме того, что платит более 2 млн грн налогов в госбюджет. А уничтожить сельхозпредприятия — значит уничтожить и село".

У нас — донор, у них — реципиент

"Следует заметить, что на сегодняшний день ни одна программа господдержки АПК не работает, — констатирует Александр Бакуменко, — поэтому льготное налогообложение является единственной реальной поддержкой агропромышленной отрасли".

И Украина в этой поддержке неоригинальна. Но при этом во всем цивилизованном мире аграрная отрасль является реципиентом и только у нас в стране — донором. Ведь получив от государства налоговую льготу на 14—19 млрд грн, АПК по сути дотирует бюджет на сумму около 40 млрд грн в год.

Объем субсидирования агросектора в разных странах ЕС в 2013—2014 гг. достиг почти 60 млрд евро/год, т.е. приблизительно 526 евро/га (или 20% от валовой продукции АПК). Так, агроподдержка в Греции составляет 709 евро/га, в Нидерландах — 529, Бельгии — 504, Италии — 456 евро/га.

А в Украине данный показатель балансирует в пределах 20—30 евро/га. Это означает, что отмена такого эффективного механизма, как специальный режим налогообложения, еще больше ухудшит и без того неравное положение отечественных аграриев по сравнению с европейскими товаропроизводителями.

Аналитики констатируют, что уровень поддержки отечественного сельхозпроизводителя — практически нулевой. В Украине даже сегодня всего лишь 0,8% от валовой добавочной стоимости отрасли составляют прямые дотации бюджета. В РФ, например, этот же показатель достигает 11%, в США — 12%, в странах ЕС — 21%.

Именно благодаря субсидированию фермеры в развитых странах получают прибыль даже при низких ценах на произведенную ими продукцию.

Чем кредиты возвращать?

Как известно, спецрежим налогообложения НДС для сельхозпроизводителей был внедрен постановлением Кабмина в 1999 г. Уже начиная с 2002 г.,инициатива продемонстрировала позитивный эффектВ частности, с 2002-го по 2014-й экспорт увеличился в семь раз, а позитивное сальдо внешней торговли продукцией АПК — в восемь раз. За последние три года (2012—2014) было экспортировано сельхозпродукции почти на 52 млрд долл. США.

В случае отказа от спецрежима НДС потери выручки от экспорта агропродукции оцениваются в 1—1,5 млрд долл./год. Естественно, не обойдется без потери лидирующих позиций Украины на мировых рынках.

Забирая у АПК господдержку, важно помнить, что речь — не просто о целой отрасли, но прежде всего о базовой отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность государства. А еще — об отрасли, на которую, кроме всего прочего, возлагаются надежды по возврату долгов государства перед международными кредиторами, да еще в ситуации, когда другие экспортно-ориентированные сектора экономики резко теряют свои позиции. И по большому счету еще неизвестно, кому больше нужен спецрежим налогообложения НДС, который мы образно назвали "последним бастионом", — аграриям или самому правительству, отвечающему за государство в целом.

P.S. 30 июня в ВР был зарегистрирован законопроект №2173а "О внесении изменений в Налоговый кодекс по совершенствованию системы электронного администрирования НДС", в котором обнаружилась "скрытая" норма по отмене спецрежима НДС для аграриев уже с начала следующего года. Поэтому со вторника под стенами парламента протестуют аграрии, пытаясь не допустить принятия этого законопроекта.

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно