Грязный год

23 января, 2015, 21:55 Распечатать Выпуск №2, 23 января-30 января

Год, по сути, стал "грязным годом" для страны. Не имея собственных мощностей по утилизации крайне ядовитых химических соединений, Украина не смогла за прошлый год избавиться ни от одного опасного килограмма.

 

ИЗ УКРАИНЫ ПРЕКРАТИЛСЯ ВЫВОЗ НА УТИЛИЗАЦИЮ ОПАСНЫХ ТОКСИЧНЫХ ОТХОДОВ

Нисколько. Ноль. Ровно столько опасных отходов было изъято в 2014 г. с территории Украины и доставлено на специализированные предприятия для утилизации. Год, по сути, стал "грязным годом" для страны. Не имея собственных мощностей по утилизации крайне ядовитых химических соединений, Украина не смогла за прошлый год избавиться ни от одного опасного килограмма путем вывоза за границу и утилизации на предприятиях Великобритании, Франции или Польши, как это происходило в предыдущие годы. Почему?

Для примера наведу самые крупные очистные операции в 2011—2013 гг. С Калушского полигона вывезли почти 25 тыс. т опасных отходов гексахлорбензола. С территории Горловского химзавода удалось вывезти и утилизировать более
3,2 тыс. т опасных отходов мононитрохлорбензола. От непригодных к использованию пестицидов Украина избавилась в объеме 24 тыс. т. И, конечно же, нельзя не вспомнить вывоз в 2012 г. с территории киевского завода "Запад" на захоронение 111 контейнеров бериллийсодержащих отходов.

Каждая из этих операций — без преувеличения — спецоперация. ZN.UA посвящало им не одну публикацию. Сейчас сделаем попытку разобраться, почему очистные мероприятия остановилось, и из Украины прекратился вывоз на утилизацию опасных токсичных отходов.

В конце декабря 2014 г., который автор называет "грязным", экологи, химики, народные депутаты, представители бизнеса и активисты провели в Киеве международный круглый стол на тему "Обращение с опасными отходами в Украине: проблемы и пути их решения". Мероприятие состоялось в Национальной академии наук Украины. Его участники также искали ответ на обозначенный вопрос "Почему?". Мнения экспертов, чиновников, ученых и представителей бизнеса, высказанные на этом круглом столе, были учтены при подготовке данной статьи.

Напомним, что для Украины избавление от опасных отходов началось в июле 1999 г., когда Верховная Рада приняла решение присоединиться к Базельской конвенции о контроле над трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением. Очередной шаг был сделан 24 декабря 2007 г. В тот день на территории страны вступила в силу Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях. Оба документа — базовые для понимания проблематики обращения с опасными отходами. Принятие Украиной конвенций, а также осознание элитами катастрофического состояния советского химического наследия, дали начало болезненному процессу разработки и имплементации целого ряда госинициатив по очистке загрязненных территорий. Некоторые инициативы переросли в программы, например, ликвидация последствий калийного производства в Калуше — прежде всего, утилизация отходов гексахлорбензола (вещество первого класса опасности, политропный яд).

Освоение десятков миллионов бюджетных гривен, выделенных на реализацию этой программы (вывоз и утилизацию отходов гексахлорбензола), сразу же обросли скандалами. В том числе громкими коррупционными (фигуранты — "Финансовая энергетическая корпорация Украины" и ГП "Национальный центр обращения с опасными отходами" при Минприроды.

В поисках придраться

В 2010 г. вывозить гексахлорбензол с Калушского полигона взялось ГП "Национальный центр обращения с опасными отходами". Спустя год госпредприятие осталось должным налоговой круглую сумму, его руководитель осужден за взятку в размере 10 тыс. долл., а Украине аннулировали трансграничное перемещение опасных отходов в Германию. Это произошло в связи с пожаром на заводе САВА, так как специалисты ГП допустили смешивание различных отходов (что категорически запрещено), и в результате произошла непредсказуемая химическая реакция.

Как очевидный результат, Минприроды вынуждено было ликвидировать это госпредприятие, но процесс выполнения обязательств по уничтожению опасных веществ Украиной был уже задекларирован и запущен. Мало того, Калушский полигон в 2010 г. посетила специальная миссия при ООН, которая составила технический отчет, подтверждающий наличие экологической катастрофы и опасность для стран Днестровского бассейна. Проблема вышла на международный уровень. Пришлось искать исполнителя, но уже на конкурсной основе. На протяжении 2011—2013 гг. израильская компания S.I. Group consort ltd. побеждала в конкурсных торгах. Подрядчиком по выполнению работ стала ее же украинская дочка ООО "Си Буд Систем", имеющая лицензию на такие работы. Оба предприятия связывают с гражданином Израиля Ильей Марчевским.

Чтобы все работы на Калушском полигоне выполнялись в соответствии с требованиями закона и специально разработанным техрегламентом, к работе привлекли ученых из Академии наук Украины. Однако опасения, что S.I. Group consort ltd. повторит судьбу ГП "Национальный центр", окончательно развеялись только в 2012 г. после специальной проверки комиссии Международной ассоциации по пестицидам и хлорорганике (IHPA). Выводы комиссии были положительными, о чем были проинформированы международные экологические организации и украинское правительство.

Масштаб вывезенного и утилизированного объема опасных отходов гексахлорбензола, а также объемы финансирования, что подчеркивает приоритетность вопроса и крайнюю заинтересованность государства в выполнении взятых на себя обязательств, впечатляют. В 2011-м S.I. Group consort ltd. вывезла 9,5 тыс. т опасных отходов гексахлорбензола на сумму 332 млн грн, в 2012-м — 3,4 тыс. т на сумму 120 млн грн, и в 2013-м — 12 тыс. т на сумму 419,6 млн грн. Весь этот объем был отправлен для уничтожения в Польшу, Францию и Великобританию.

Последнее судно с опасными отходами гексахлорбензола было подготовлено к выходу из Ильичевского морского порта аккурат 31 декабря 2013 г. То есть фактически заказанный государством объем работ по сбору и уничтожению опасных отходов гексахлорбензола был завершен. В свою очередь, чиновники отказались оплачивать уже проведенные S.I. Group consort ltd. работы. Компания была втянута в досудебные расследования. Сумма долга на сегодня составляет 294 млн грн. И ситуация, в которую попала компания, грозит перерасти в международный скандал, с крайне неприятными последствиями для Украины.

Претензии к S.I. Group Сonsort ltd. свелись к двум тезисам. Во-первых, правоохранители решили, что у них есть основания считать, что компания вместо опасных отходов гексахлорбензола вывозила грунт и строительный мусор, т.е. фальсифицировала документы по выполненным работам. В Генпрокуратуре обвинили Илью Марчевского в сговоре с чиновниками Минэкологии с целью присвоения бюджетных средств. В январе 2014 г. выдвинули ему подозрение в рамках уголовного дела по соответствующей статье. Этому уведомлению в подозрении предшествовало незаконное задержание судна, загруженного опасными отходами гексахлорбензола, которое месяц простояло на рейде Ильичевского морского порта в декабре 2013 г. Аргументом для задержания судна стало письмо следователя с его предположениями о несоответствии содержанию груза задекларированному.

Во-вторых, в СМИ развернулась масштабная кампания по критике морского маршрута (очевидно длиннее и дольше сухопутного), который S.I. Group Сonsort ltd. избрала для доставки опасных отходов на уничтожение в Польшу и Англию.

А был ли мусор?

Несмотря на наличие достаточно глубоких и надежных источников в правоохранительных органах, автор не смог отыскать след процессуального документа, согласно которому правоохранители решили, что в упаковке вывозимого за пределы Украины груза вместо зараженного гексахлорбензолом грунта и остатков собственно гексахлорбензола — строительный мусор или чистый грунт. В свою очередь, ученые НАН Украины, проведя плановые лабораторные анализы, установили высокое содержание в пробах груза гексахлорбензола. Позже их выводы подтвердил Одесский НИИ судебных экспертиз: концентрация гексахлорбензола в пробах груза — от 43 до 83 мг/кг, что в десятки раз превышает заявленную следствием концентрацию (при гранично допустимой концентрации, установленной государственными санитарными правилами и нормами на уровне 0,03 мг/кг).

Версию о вывозе с Калушского полигона грунта или строймусора буквально высмеял директор Института геохимии окружающей среды НАН Украины член-корреспондент НАНУ Георгий Лисиченко. Во время международного круглого стола "Обращение с опасными отходами в Украине…" он наглядно продемонстрировав фотоматериалы с места событий: "Всех интересует — что же вывозили? Посмотрите на состояние складирования отходов. Разложившиеся бочки! Можно ли было без грунта забрать эти отходы? Видите — полностью разрушена тара. На сегодняшний день ни одна технология не могла позволить выбрать 100% всех отходов с полигона без грунта", — заявил Лисиченко.

Крайне высокое содержание гексахлорбензола в полученном грузе подтвердили и в компаниях, принимавших опасные отходы из Калуша на утилизацию. И это отнюдь не кипрские офшоры или никому не известные посредники, а лидеры европейского рынка утилизации отходов, имеющие и мощности, и собственное имя, включая британский завод Tredebe и Tredi во Франции. Рассыпалась и версия о сговоре между Марчевским и должностными лицами Минэкологии: 26 августа 2014 г. уголовное производство в отношении Марчевского было закрыто по причине отсутствия в его действиях состава уголовного правонарушения.

Нашлось объяснение и морскому пути: польские экологи фактически отказались пропускать через свои города большое количество украинских фур с опасными отходами гексахлорбензола. Кроме того, имел место случай, когда судно, загруженное опасными отходами и следовавшее в Великобританию, не смогли принять в британском порту из-за погодных условий и большой загруженности порта. В связи с этим было принято решение направить его в Польшу, о чем незамедлительно были уведомлены все соответствующие службы.

Кроме Генпрокуратуры, свою роль в истории с попыткой привлечь S.I. Group Сonsort ltd. и ее основателя к ответственности по весьма надуманным обстоятельствам, сыграла СБУ. 4 сентября
2014 г., за подписью замначальника главного управления СБУ О.Зубкова, в Минэкологии и природных ресурсов отправляется письмо. Тема письма дословно: "Об угрозе разворовывания бюджетных средств". В документе — просьба министерству принять меры по недопущению нанесения убытков государству. Какие действия министерства могут привести к убыткам, прямо не указывается. Намеками О.Зубков дает понять, что не стоит сотрудничать с S.I. Group Сonsort ltd. до принятия некоего решения по сути. Но твердость такого заключения основывается на формулировках, означающих одно — вина и преступный умысел подозреваемых лиц не доказаны, и в самой СБУ нет уверенности в виновности И.Марчевского в сговоре и нанесении ущерба государству.

И вот уже 1 октября 2014 г. СБУ аннулировала свое письмо Минэкологии. Цитируем: "СБУ на адрес Минэкологии и природных ресурсов Украины отправлено письмо, которым предложено изложенной в письме ГУБКОП СБ Украины от 04.09.2014 информацией впредь не руководствоваться". Такие действия СБУ объясняются возмущением самой компании S.I. Group Сonsort ltd., которая направила жалобу на действия О.Зубкова, опровергая изложенную им информацию. Тем не менее, Минэкологии успело отреагировать на письмо СБУ. Средства, ранее предназначенные для расчетов по долгам с S.I. Group Сonsort ltd., были отозваны из казначейства.

В то же время г-н Марчевский, покрыв со своих счетов все расходы, связанные с перевозкой и утилизацией опасных отходов, и не дождавшись оплаты государством, обратился в суд. И 10 июля 2014 г. Хозсуд Ивано-Франковской области постановил: взыскать с государства в пользу S.I. Group Сonsort ltd. 294,3 млн грн в качестве долга по ряду договоров о вывозе и утилизации гексахлорбензола с Калушского полигона. Этот же решение подтвердил апелляционный суд, куда обратилась прокуратура и — уже 30 октября 2014 г. — Высший хозсуд. Но, несмотря на все решения судов и закрытое уголовное дело, государство в лице Минэкологии и Ивано-Франковской облгосадминстрации не спешит рассчитываться с S.I. Group Сonsort ltd.

Визовый режим
для отходов

В Международной ассоциации по пестицидам и хлорорганике недоумевают из-за того, что до сегодняшнего дня никто из украинских чиновников не обращался к партнерам по Базельской и Стокгольмской конвенциям за помощью. А в случае обращения государство может претендовать на компенсацию до 30% средств, потраченных на вывоз и утилизацию опасных отходов.

Руководитель IHPA Джон Вайген во время декабрьского круглого стола, заявил: "Украина потратила миллионы на вывоз и ликвидацию опасных отходов. И международное природоохранное сообщество готово помочь финансово, покрыть часть затрат. Но Украина никогда (!) не обращалась за такой помощью. Я говорил об этом в 2011-м, 2012-м и говорю сегодня. У вас есть партнеры, готовые вкладывать свои средства в решение проблем опасных отходов, и есть международное сообщество, готовое помочь средствами. Все, что вам нужно — обратитесь!".

К тому же, дальнейшее затягивание с выплатой долга компании-организатору вывоза и утилизации опасных отходов грозит Украине неприятностями, уверены в S.I. Group Сonsort ltd. Такого же мнения придерживаются в IHPA. Там уверены, что если с S.I. Group Сonsort ltd. не рассчитаются за проделанную работу, и компания попросит о помощи государства-подписантов Базельской конвенции, Украина может столкнуться с проблемой получения разрешений от подписантов конвенции на трансграничное перемещение опасных отходов и их дальнейшую утилизацию, как неплатежеспособный партнер.

О таких последствиях не могут не знать представители украинских властей. На этом фоне тем более странно выглядит обращение в Генпрокуратуру председателя комитета ВР по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Николая Томенко, который в преддверии 2015 г. на личном сайте обратил внимание прокуроров на информацию в СМИ. В частности о том, что "вместо опасных веществ на утилизацию за границу преимущественно вывозились десятки тысяч тонн украинского чернозема".

Достаточно вспомнить комментарии по этому поводу украинских ученых, результаты судебных экспертиз и данные анализов, предоставленные компаниями-утилизаторами, чтобы понять, не наблюдаем ли мы очередную комбинацию, направленную на освоение политиками рейтинговых или же финансовых бонусов от вмешательства в ситуацию, от разрешения которой зависит лицо Украины и здоровье ее граждан.

В то же время нынешний министр экологии и природных ресурсов Игорь Шевченко до сих пор воздерживался от громких необоснованных заявлений. Вместо этого, он инициировал тщательную служебную проверку у себя в ведомстве и первым делом отправил запросы на заводы Франции и Великобритании, принимавшие на утилизацию опасные отходы из Калуша. И, насколько известно от источников в Минэкологии, ответы уже получены. Данные анализов полностью подтверждают: несмотря на шквал обвинений S.I. Group Сonsort ltd. в самом деле вывозила на утилизацию опасные отходы гексахлорбензола, сделав Украину на десятки тысяч тонн чище.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно