Южная красавица - Культура - останні новини театру, кіно, музики і мистецтва - zn.ua

Южная красавица

12 января, 17:04 Распечатать

Этот балет одесситы готовили к 177-летию Петра Ильича. Естественно, со всем уважением к первоисточнику.

© Александр Гайдук

На сцене Национальной оперы Украины в праздники представили балет, прописанный в репертуаре Одесской Национальной оперы, — "Спящая красавица" П.Чайковского (автор режиссерской версии — Мария Полюдова, хореография — Мариуса Петипа, дирижер Александру Самоилэ). 

Нашим театралам известно, что в нынешние времена устроить полноценные гастроли большого оперного спектакля или крупного балетного проекта — даже в виде обмена между украинскими театрами — совсем-совсем непросто. Исходя из особенностей самого жанра, который предполагает не один чемодан реквизита, а, скажем, две фуры декораций — это уже ого-го какой бюджет! 

В этом плане столичные гастроли южной "Спящей красавицы" — благое дело благотворительного "Фонда Бумбураса", не так давно представлявшего в Одессе киевского "Грека Зорбу" (балет), а теперь вот и киевлянам предложили оценить южную версию знаменитого шедевра П.Чайковского и М.Петипа. 

южная красавица_2
Александр Гайдук

Этот балет одесситы готовили к 177-летию Петра Ильича. Естественно, со всем уважением к первоисточнику. Осовременивать сюжет одесситы не стали, хотя могли бы перенести действие в одну из горячих точек планеты. 

Впрочем, подобными переносами в современном театральном мире уже давно никого не удивишь. 

А вот если и удивишь чем-то, так это, как здесь, удивительными и практичными рукотворными расписными задниками сценографа Евгения Гуренко. Естественно, они не только радуют глаз, но и являются неотъемлемой частью поэтики балета. 

В то же время площадь одесской сцены несколько меньше, нежели сцены в столице (хотя зал одесского театра как раз вместительнее). Поэтому игры с пространством даже прибавили одесскому балету — энергетики, воздуха. Эта сказочная история именно в Киеве, как говорят и участники, и наблюдатели, изнутри и извне воспринималась немного приподнятее, торжественнее. 

Сюжет сказки Шарля Перро, который и лег в основу либретто И.Всеволожского и М.Петипа, предлагает подлинно сказочный парад героев — в разных сценах, картинах. Здесь, как говорится, постановщику и исполнителям есть где развернуться, поскольку мир балета — воистину сказочный мир, та иллюзия, которая ограждает человека от жестокости реальности. 

южная красавица_1
Александр Гайдук

В этом плане одесская "Спящая красавица" — хореографическая сказка о потребности и безальтернативности иллюзий, благодаря которым тыква станет каретой, Красная Шапочка подружится с Волком, а Мальчик-с-пальчик превратится (когда-нибудь) в высокого, статного принца. 

Кстати, не всех из упомянутых выше персонажей в данной редакции пригласили на праздник балета. В то же время хочется, чтобы подобный спектакль длился как можно дольше. Увлекая волшебной музыкой и изысканным действом как можно больше поклонников. 

Украшение проекта — воспитанники детского театра классического танца "Фуэте". Юные исполнители очаровали столичную публику в "Вальсе цветов". В чем-то эти дети не уступали даже мастерству взрослых танцовщиков: выразительность пантомимы, отточенность мимолетного жеста, безупречные классические стопы. 

И, несомненно, венец творения — партия той самой спящей красавицы, Авроры, в которой Елена Добрянская, помимо отличной элевации, проявляет бесспорные актерские качества. 

южная красавица_3
Александр Гайдук

Автор режиссерской версии, заслуженная артистка Республики Молдова Мария Полюдова, использовала хореографию Мариуса Петипа, сочиненную для премьеры, состоявшейся в Петербурге в январе 1890 года, а также фрагменты хореографии Константина Сергеева и Федора Лопухова. Сонм фей во главе с Феей Сирени (Ольга Воробьева) в качестве волшебных палочек использует… разноцветные леденцы, столь милые детскому возрасту, но танцуют все по-взрослому. Мария Рязанцева блистает мелкой пальцевой техникой в образе Феи Бриллиантов. Впрочем, все исполнители — на высоте. 

Нельзя не отдать должное в этом спектакле и работе художника по костюмам: Сергей Васильев с уместной для королевского двора роскошью одел монархов и придворных, каждый наряд — исключительно индивидуального покроя. 

"Спящая красавица" наверняка задержится в одесском репертуаре: сказки сегодня нужны. Тем более сказки добрые, яркие, дорогостоящие, профессионально выполненные. Киевские ценители балета высоко оценили профессионализм одесситов, а также их желание снова оказаться в гостях у сказки, которая спасает от были. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Виталий Сивоглаз Виталий Сивоглаз 19 січня, 16:55 Да,общая площадь сцены в Киеве больше за счёт закулисной части и арьерсцены.Позвольте заметить, что зеркало сцены в Киевском театре такое же как и в Одессе. Что касается декорации, то она была размещена точь- в - точь как в Одессе.Тот же простор и воздух. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно