В Европе есть лишь одна страна, где в супермаркетах продают грязный картофель с землей. Да, это Украина. А еще — объем продаж картофеля в супермаркетах Украины меньше, чем объем продажи апельсинов. Эти факты важны для понимания того, почему «житница Европы» в 2020 году не смогла обеспечить себя «вторым хлебом», да еще и покупала его не где-нибудь, а в России!
И еще бы ничего, если бы этот импорт был небольшим, однако в течение лишь одного сезона 2019/2020 (с июля 2019-го по июнь 2020-го включительно) ввезли почти полмиллиона тонн свежего картофеля для нужд потребления, без учета семенного! Это, на минуточку, делает Украину одним из крупнейших в мире импортеров картофеля для свежего рынка, ведь остальные ведущие импортеры(Бельгия, Нидерланды, Испания и Германия) импортируют картофель преимущественно для переработки или реэкспорта.
Почему мы вдруг становимся страной с самым большим дефицитом картофеля? Может, к этому привели катастрофические климатические условия 2019 года, когда был неурожай картофеля, а дальше все пойдет лучше?
Нет, не пойдет, и я попробую очень доступно объяснить, почему эта проблема снами надолго и почему украинцы потребляют все больше импортных овощей, в принципе, а не только картофеля. И мы снова возвращаемся к грязному картофелю.
Картофелеводство — это отдельная отрасль, но она имеет много общего с возделыванием традиционных овощей, которые мы еще называем «борщевым набором» (лук, морковь, свекла столовая, капуста). Поэтому говорить я буду о картофеле, но иметь в виду и все эти овощи.
Хочет ли потребитель, который пришел в магазин, ковыряться руками в куче грязи, чтобы выбрать себе картофель? Большинство скажет, что нет. Но если вы посетите хозяйства, которые выращивают картофель, даже профессиональные, то у абсолютного большинства из них не будет оборудования для приведения картофеля к товарному виду: для чистки, мойки, сортировки, упаковки и т.п.
Наш производитель лучше засадит картофелем лишних 100 га, чем инвестирует средства в его доработку. Ведь если ты начинаешь картофель дорабатывать и сортировать, то оказывается, что чистым он выглядит еще хуже. Так что нужно инвестировать в более дорогую технику, менять сорта, ставить орошение. То есть изменять всю систему производства, а это очень неудобно и дорого.
Вернемся чуточку в историю: украинское картофелеводство в советские времена было нацелено на вал и объем, без учета качества, ведь советский потребитель был непритязательным — съест и такое. Прошло почти тридцать лет со времени обретения независимости, и почти ничего не изменилось в ментальности украинского производителя. Изменилось лишь то, что значительная часть производства теперь размещается не в профессиональных предприятиях, а в домашних хозяйствах, а там с качеством (пусть это никого не удивляет) еще хуже. Почему так? Потому что для получения качественного картофеля в условиях Украины нужны идеальная технология, качественные семена, дорогая техника и орошение.
И вот мы до 2019 года по инерции работали на «вал», а производители ругали(и сейчас продолжают) супермаркеты, требовавшие от них качества. Ведь они привыкли, что продавать нужно все, даже гниль, потому что, «куда же ее девать?».
Во время одной из встреч я спросил, будут ли они настаивать на продаже всего, что выросло, и тогда, когда на каждой картофелине будет их фото или хотя бы имя?
Но нельзя обвинять лишь производителей. Квалификация менеджеров супермаркетов в Украине, отвечающих за плодоовощные отделы, тоже не всегда на уровне требований. Кроме того, они часто закрывают глаза на то, что на реализацию берут откровенный мусор — конечно, наверняка не за просто так. Они стараются продавать картофель дешево, но люди идут на рынок и платят дороже за отборный картофель, без гнили. И именно из-за низкого качества супермаркеты продают картофеля меньше, чем апельсинов.
Это не шутки — я лично неоднократно в один и тот же день проверял цены и качество картофеля в супермаркетах и на рынках Киева. Самый дорогой весовой картофель всегда был на рынках. Он там стоил дороже, чем в премиальных сетях супермаркетов, и эта стратегия дешевого картофеля, как видим, не срабатывала. Ведь ни представители сети супермаркетов, ни производители в Украине не могут понять принципиального различия между сырьем и готовой продукцией. Картофель становится готовым продуктом лишь тогда, когда его доставили на полочку супермаркета в таком виде, в каком потребитель захочет его купить. А 99% того, что продавали в супермаркетах Украины, было сырьем, и его не должно там быть.
С 2008-го по 2014 год включительно я также активно отслеживал ситуацию в России. Там уже после 2010 года ни в одной сети супермаркетов нельзя было найти грязного картофеля, моркови или свеклы. А мы и теперь, в конце 2020-го, то есть через 10 лет, все еще пытаемся продавать такую продукцию нашему потребителю, собственноручно выгоняя его на рынок.
Что же произошло в 2019/20 году, почему так стремительно возрос импорт картофеля и так подскочили цены на него? И почему сезоном раньше так стремительно вырос импорт лука?
Здесь, конечно, не обошлось без влияния погоды. Но с нами сыграли злую шутку сразу несколько факторов.
- Смена потребителей: первую скрипку на рынке начинали играть потребители, которые не жили в СССР, — у них более широкие взгляды, и они не готовы были покупать грязный картофель ради экономии.
- Урбанизация: в период кризиса экономически активная часть населения массово переезжала из сел в города. Они переставали выращивать картофель и вместе с тем становились его потребителями, так что это был двойной удар по рынку.
- Эмиграция: очень много людей в поисках лучшей судьбы ехали работать в другие страны, и это преимущественно было население небольших городов и сел. То есть снова уменьшение производства.
- Старение сельского населения: люди, которые оставались в селе, преимущественно были старшего возраста и не могли обрабатывать большую площадь картофеля.
- Оккупация Крыма и части Донбасса Россией: именно в этих двух регионах был наибольший дефицит картофеля и традиционных борщевых овощей, и именно на реализации в эти регионы зарабатывали профессиональные производители разных масштабов. После того, как в 2015–2116 годах возможность продавать туда продукты была утрачена, а производство почти не изменилось, цены на картофель и овощи несколько лет подряд держались на очень низком уровне. Такие цены не покрывали даже затрат на производство, не говоря уже о прибылях для реинвестирования в заделе. Поэтому массовый выход профессионалов из производства картофеля именно и происходил на рубеже 2018–2019 годов.
- Низкие цены демотивировали и сельское население, и оно отказывалось выращивать картофель на продажу.
Почему бы не экспортировать картофель, если он дешевый и у нас излишек картофеля на рынке, спросите вы. А я отвечу вопросом на вопрос: «А кому нужен наш грязный и некачественный картофель?» Кстати, когда я говорю «грязный картофель», то имею в виду не только грязь, но и его неровную форму, повреждения — механические и вследствие распространения вредителей и болезней и т.п.
Так что такой картофель в самом деле никому не был и не будет нужен. Более того, картофель, который выращивается в ЕС для переработки, обычно имеет более высокие качественные параметры, чем картофель, выращиваемый в Украине для нужд свежего потребления.
Теперь хочу напомнить, что в РФ уже 10 лет на полках магазинов не было грязного картофеля, поэтому производители ориентировались на высшие стандарты качества. Более того, с 2015 года производители в этой стране получали сумасшедшие дотации от государства, да еще и имели полную защиту от импорта из ЕС, Украины, США и ряда других стран. То есть в таких тепличных условиях они покупали качественную технику, строили современные хранилища, целые заводы по доработке продукции и линии упаковки.
И тут в 2019 году производители в РФ выяснили для себя, что в Украину можно продавать даже немытый картофель, не тратя средства на доработку, и, конечно, воспользовались этим. Так совпало, что урожай картофеля в РФ в 2019 году был рекордным, и цены соответственно низкими. Поэтому украинский потребитель фактически спас российского производителя от убытков, импортируя в сентябре2019 — мае 2020 года большие объемы российского картофеля.
Весной 2020-го добавился еще один досадный фактор: в ЕС, где картофель потребляют преимущественно в виде «фри», ввели жесткий локдаун, и рестораны, отели и другие представители отрасли HоRеCа не работали. Заводы по переработке картофеля остановились, ведь локдауны были всюду, даже в тех странах, куда ЕС экспортирует замороженный картофель фри (в том числе в Украину, кстати). Так что в Бельгии, Нидерландах, Германии и других странах оказались лишними миллионы тонн очень качественного картофеля. Чтобы не вывозить на свалку, его продавали почти даром (называли цены 3–5 центов за кг!) и, конечно, уже в апреле начали ввозить в Украину. Ведь в Украине цены к тому времени были наивысшими в Европе!
Сейчас, кстати, тоже везут картофель в Украину из ЕС по тем же причинам.
Почему мы не восстановили производство в 2020 году настолько, чтобы обеспечить себя картофелем и не иметь потребности в импорте?
Дело в том, что начать производство картофеля не так уже и просто — техника для возделывания картофеля дорогая, системы орошения еще дороже, но это копейки, по сравнению с тем, сколько стоят хранилища и доработка. Зачем все это, если можно просто посеять кукурузу и подсолнечник? Потому и не спешат, и не будут спешить наши производители в этот сегмент. И мы и в дальнейшем будем покупать импортные овощи и картофель.
А теперь очень простая формула для Украины: если ты производишь овощи недостаточно качественные для поставки в сеть супермаркетов стран ЕС-15, то не следует продолжать это дело. Ведь если вдруг у нас урожай будет хотя бы на 5% больше, чем нужно на внутреннем рынке, цены упадут ниже себестоимости, потому что экспорта нет, и продукцию можно будет только выбросить.