Минобороны закупает пластиковые фляги для Вооруженных Сил Украины по меньшей мере в три раза дороже рыночных цен, передает NGL.media. Только в этом году Государственный оператор тыла (ГОТ) закупил 153 тысяч армейских фляг за 54 млн грн. В частности, за одну флягу отдали 355 грн, хотя, как отметили журналисты, такие же фляги американского образца можно найти за 120, а то и за 72 грн.
В течение 2024 года ГОТ четырежды пытался закупить пластиковые фляги для военных. Первые две закупки по упрощенной процедуре отменили, потому что заказчик отклонил предложения всех трех компаний, участвовавших в торгах и готовых продать 100 тыс. фляг за 20 млн грн. Одной из причин отказа стало отсутствие актов, что товар соответствует технической спецификации Минобороны.
Вместо проведения третьего тендера ГОТ решила заключить соглашения с ООО «Колтрейн» и ООО «Суперформ». В случае с первой компанией стоимость сделки увеличилась до 35,5 млн. грн. У второй компании Минобороны решило закупить 23 тысячи фляг за 18,8 млн грн.
При этом в ответ на запрос журналистов в ГОТ отметили, что заключили соглашение с «Колтрейн», потому что фляги требовались срочно. И компания якобы предложила самую низкую цену от всех, к которым еще обращался ГОТ.
Журналисты отметили, что как «Колтрейн», так и «Суперформ» вызывают сомнения. Обе компании начали работать совсем недавно, но с самого начала работы получают заказы на сотни миллионов долларов. Есть вопросы и к владельцам компаний.
В частности, ООО «Суперформ» основал полгода назад 27-летний Владислав Лихосенко из Запорожья. За последние два месяца компания заключила пять соглашений с Нацгвардией и Минобороны почти на 310 млн грн.
Лихосенко ранее пытался работать с оборонным ведомством, но основанное им в 2022 году ООО «Профессиональное снаряжение» обанкротилось. После этого на компании осталось 410 тыс. грн. долга Минобороны по четырем договорам и 970 тыс. грн. штрафов за несвоевременные поставки. Лихосенко успел сбежать из компании за месяц до начала дела о банкротстве.
Что касается «Колтрейна», то официально компанию пять лет назад основали Ольга Чубенко и Лидия Хоменко, на которых в Украине зарегистрированы сотни предприятий. Журналисты отметили, что массовая регистрация компаний обычно преследует сомнительные сделки.
Реальные же подряды «Колтрейн» начал получать только в 2024 году, когда владелицей ООО стала Юлия Кикоть. Первое соглашение с ГОТ на 41,6 млн грн компания подписала в марте – после победы в упрощенной закупке на поставку 100 тыс. чехлов для фляг. Тогда это предложение не было самым дешевым, но выбрали именно его.
Рынок армейских фляг в Украине представлен преимущественно флягами образца армии США, продающимися в розницу по 120 грн. Также журналисты нашли такие же фляги за 72 грн. Однако Минобороны Украины решило разработать собственный стандарт фляги, и взяло за основу те же американские. Украинскую флягу отличает прозрачный пластик, надпись «Собственность ВСУ, не для продажи», несколько другая резьба на крышке и петля-держатель. И теперь все фляги, которые покупает оборонное ведомство, должны соответствовать этому стандарту.
«Колтрейн» и «Суперформ» заказывают фляги у одного и того же китайского производителя Taizhou Huangyan Sigg Mold Co., Ltd. На рекламном фото компании на маркетплейсе Alibaba.com изображена та же украинская фляга из полупрозрачного пластика и с надписью «Собственность ВСУ, не для продажи» по 3,85 дол. (154 грн) в штуку. При этом дата изготовления – март 2018, тогда как Минобороны утвердило техническое описание фляги только в июне того же года. Такие же фляги, но без надписей, на том же маркетплейсе продаются по 2,5 дол. (100 грн), а фляги американского образца там стоят по 0,73 дол. (29 грн).
Журналисты посчитали, что если заказать у Taizhou Huangyan Sigg Mold Co., Ltd 100 тыс. фляг и продать их Минобороны по той же цене, что «Колтрейн» и «Суперформ», заработок выйдет от 12 до 15 млн грн. Это включительно с транспортировкой и налогами.
Журналисты решили обратиться к другим производителям на Alibaba.com с запросом на 100 тыс. фляг по техническим требованиям Минобороны. Из десятка предложений они выбрали случайную компанию Staush, специализирующуюся на изготовлении посуды для напитков. В случае с этой компанией стоимость указанной партии фляг с учетом транспортировки и налогов составит 11-15 млн. грн.
То есть чистую прибыль Колтрейна, отметили журналисты, можно оценить в 20-24 млн грн, а Суперформу - 10-11 млн грн. В обоих случаях маржа достигает около 200%. Причем на момент заключения договора, «Колтрейн» уже имел фляги на складе в Украине, иначе компания не успела бы доставить их заказчику. В компании отметили, что если бы договор с ГОТ сорвался, то фляги предлагали бы другим заказчикам. Но, как отметили в NGL.media, вряд ли бы удалось кому-то продать фляги с тисненой надписью «Собственность ВСУ, не для продажи».
«Получается, что заранее приобрести 100 тыс. фляг можно, либо имея гарантию получения контракта, либо неоправданно рискуя несколькими миллионами гривень», – отметили журналисты.
После выхода расследования ГОТ направил NGL.media дополнительное объяснение, почему закупил фляги именно по такой цене, а не дешевле.
Ранее сообщалось, что публичность закупок для тыловых оборонных нужд повлияла на сокращение расходов. По подсчетам Министерства экономики, экономия благодаря использованию конкурентных основ закупок составляет 7 миллиардов гривен.
В марте 2024 года заказчики объявили в Prozorro 38 тысяч закупок , среди которых самые популярные направления. По сообщению Министерства экономики Украины, в топ-списке публичных закупок входят ремонты дорог, расходы на топливо, боевая экипировка и лекарства.
С помощью системы Prozorro также объявили 400 закупок БПЛА на 1,6 млрд. грн. В целом через систему Prozorro объявлено в марте закупок на 87,8 млрд грн. Это больше, чем в феврале, на 13,5 млрд. грн.