Как мы создали сингапурское "экономическое чудо" и независимое государство в маленькой, бедной ресурсами, отсталой, разобщенной, многоязычной стране и совершили скачок из третьего мира в первый?..
Отсталости и отсутствию природных ресурсов мы противопоставили честное компетентное правительство, эффективную стратегию, дисциплину и изобретательность в преодолении препятствий.
Отец сингапурского "экономического чуда" Ли Куан Ю
Вопрос экономического роста для Украины сегодня - это вопрос ее сохранения как целостной страны и самостоятельного государства. Критически важна скорость возрождения экономики. Она определяет, будем ли мы и наши дети свободными гражданами в своей сильной демократической стране или нам навяжут статус жителей колонии соседнего государства - тоталитарной структуры с неустойчивой сырьевой экономикой. Системные риски для Украины проистекают и извне (российская военная угроза), и изнутри. Опасные сепаратистские движения, с одной стороны, целенаправленно навязываются внешним агрессором, а с другой - подпитываются глубоким недовольством населения бедностью, незащищенностью, коррупцией и чувством бесперспективности, которые создавались всеми предыдущими правительствами Украины.
Системная коррупция на фоне хаотичного государственного управления привела к тотальному недоверию населения к любой власти. Поэтому ключевыми факторами успеха реформ, а значит, сохранения целостности страны являются безупречная репутация правительства и его незамедлительные эффективные действия по возрождению экономики. У правительства нет времени на эксперименты с падением уровня жизни и долгим ожиданием экономического роста. Несмотря на озвученные некоторыми аналитиками мрачные прогнозы падения экономики на 3%, не надо забывать, что завтрашние результаты зависят от наших сегодняшних действий.
Устойчивый экономический рост и качественное улучшение уровня жизни населения абсолютно реально получить в ближайшей перспективе. Для этого существуют четкие и ясные пути, проверенные многими странами, которым в чрезвычайно сложных условиях, несмотря на пессимистические прогнозы, удавалось сделать скачок на новый уровень развития и продемонстрировать феномен "экономического чуда". Необходимые меры давно и хорошо известны, вопрос только в их реализации.
Отец сингапурского "экономического чуда" Ли Куан Ю, патриотичный, мудрый и высокообразованный лидер, мировоззрение которого было сформировано под глубоким влиянием идей конфуцианства, говорит о простых и важных принципах: честное компетентное правительство; ставка на человеческий капитал, высокие технологии и максимальную активизацию предпринимательской активности; прагматизм, быстрота и эффективность государственного управления. Из обделенной природными ресурсами отсталой страны, служившей мишенью для поглощения более могущественными соседями, Сингапур превратился в сильное независимое государство. Сегодня это технологический, торгово-финансовый, транспортный и коммуникационный центр глобального значения, мировой образец в сфере исследований, разработок, образования, здравоохранения, туризма, творческой деятельности и инноваций.
По уровню ВВП на душу населения Сингапур является одной из самых богатых стран в мире (с 53,3 тыс. долл. входит в первую двадцатку), внешний долг этой страны равен нулю, профицит государственного бюджета - около 1 млрд долл. (для справки: с 3,5 тыс. долл. на душу населения Украина занимает 115-е место из 186 стран). Такой стремительный скачок Сингапура из третьего мира в первый для многих стран стал источником уроков политической и экономической мудрости. В частности, Дэн Сяопин, реформатор Китая, считал Ли Куан Ю своим учителем в деле пробуждения экономического могущества нации.
По сравнению с Сингапуром на стартовой стадии реформ, Украина находится в лучшей ситуации и обладает намного более мощным экономическим потенциалом. У нового правительства существуют все шансы запустить процесс быстрого возрождения экономики и формирования феномена украинского "экономического чуда".
Стратегически важные принципы реформ
Опыт стран, продемонстрировавших "экономическое чудо", доказывает принципиальную важность того, что экономические реформы должны представлять собой целостную систему хорошо организованных мер, осуществляемых в правильной последовательности. Правильная последовательность - это тоже важно, как и само содержание мер. Если те или иные меры, например, введение новых налогов, являются несвоевременными и плохо согласованными с другими шагами, то они вместо увеличения бюджетных доходов могут дать обратный эффект - привести к их уменьшению, разрушению базы экономического роста и подрыву доверия к реформам. То есть вместо одного позитивного можно получить три негативных эффекта. Поэтому каждый шаг должен быть необходимым элементом в хорошо продуманной целостной конструкции, направленной на конечную цель - создание инновационной быстрорастущей и устойчивой экономики. Как доказал опыт успешных стран, такая конструкция системных реформ, дающая быстрые позитивные результаты, создается на основе принципа синергии (коллективного действия) источников экономического роста со стороны предложения и со стороны спроса.
Первый и главный принцип успеха экономических реформ в сегодняшней ситуации состоит в том, что в первую очередь необходимо запустить источники экономического роста со стороны предложения, которые затем стимулируют рост занятости и доходов, а следовательно, активизируют источники роста со стороны спроса. Это не требует больших государственных расходов, а касается только изменения правил. То есть необходимо безотлагательное оживление предпринимательской активности населения и интенсивной деятельности цивилизованных инвесторов в Украине. Именно эти ключевые источники экономического роста были задушены, что привело к экономической рецессии и нарастанию катастрофической несбалансированности бюджета.
Эти источники могут быть быстро реанимированы за счет создания благоприятных организационных и правовых условий для бурного развития малого и среднего бизнеса. Это было сделано на старте реформ в Сингапуре, Китае, Германии, Турции и многих других странах, достигших быстрых впечатляющих экономических успехов. Особенность сегодняшней ситуации в Украине состоит в том, что если этого не сделать в первую очередь, то при любых программах стабилизации, ориентированных на ограничения со стороны денежного спроса (что, как правило, предлагает МВФ), существует угроза получения двух негативных последствий:
1) при снижении платежеспособного спроса вследствие жесткой фискальной политики - к дальнейшей стагнации и даже к экономическому спаду, что повлечет дальнейшее сокращение бюджетных доходов;
2) в случае активных мер монетарного стимулирования банков - к нарастанию нестабильности на валютном рынке и росту инфляции.
Как добиться быстрого экономического роста в условиях глобального финансово-экономического кризиса и колоссального дефицита бюджетных средств? Глобальный кризис влияет на экономику Украины двойственным образом. С одной стороны, негативно через каналы дефицита внешних финансовых ресурсов и сжатия традиционных для нас экспортных рынков продукции металлургической и химической отраслей. С другой - он открывает новые возможности вследствие обострения мирового продовольственного кризиса, увеличения спроса на продовольственные товары и роста экспортных цен на продукцию агропромышленного комплекса. В этих условиях существуют несколько возможностей активизации источников экономического роста:
- быстрый рост малого и среднего бизнеса, ориентированного на внутренний рынок и, по возможности, на внешний;
- производство высокотехнологичной инновационной продукции (включая услуги IT-индустрии) с высокой добавленной стоимостью, которая может найти сбыт на внешних рынках;
- активизация бизнеса в сфере агропромышленного сектора и увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции.
На сегодняшний день эти источники роста в украинской экономике заблокированы. Если их не разморозить, а заниматься только затягиванием поясов у населения, которое по меркам цивилизованных стран и так живет за чертой бедности (многие пенсионеры получают около 100 долл. в месяц), то такие "реформы" заведут экономику в тупик под названием "порочный круг бедности". Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман назвал этот феномен "бомбой экономии". Его суть в том, что бедность обладает мощным механизмом самовоспроизводства: чем беднее население, тем ниже внутренний платежеспособный спрос, тем меньше импульсы со стороны предложения, тем ниже экономический рост, тем беднее население. Круг замкнулся.
По этому кругу украинская экономика скатывается уже более двадцати лет с небольшими передышками на периоды роста экспортных цен на металл, что не решает проблему, а загоняет ее в латентное состояние, характерное для отсталых сырьевых экономик. В сегодняшних условиях политика снижения доходов населения без создания коридора новых возможностей для малого бизнеса является очень опасной. Она подобна лечению диетой больного, нуждающегося в срочной реанимации.
Главными направлениями экономических реформ сегодня должны быть две взаимосвязанные задачи - разблокировать источники экономического роста и разорвать порочный круг бедности основной массы населения. При этом речь идет не столько о бюджетных вливаниях, сколько об изменении правил с целью оживления предпринимательской энергии населения и интереса иностранных инвесторов. Именно этот подход лежал в основе пробуждения экономического могущества наций в Сингапуре, Китае, послевоенной Германии, Турции и других странах.
Ключевыми препятствиями для этого в Украине являются:
1) неэффективная институциональная структура экономики - олигополистическое устройство рынка с непрозрачными коррупционными правилами, которое подавляет здоровую цивилизованную конкуренцию, развитие малого и среднего бизнеса, рост среднего класса, развитие инвестиций и инноваций;
2) низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке на товары группы А и Б вследствие отсутствия среднего класса и концентрации национального дохода в руках узкого круга крупных собственников;
3) неэффективная кредитная политика банковской системы, которая выражается в слабом кредитовании реального сектора. Главной причиной слабого кредитования реального сектора является отсутствие в экономике широкого спектра первоклассных платежеспособных заемщиков - юридических лиц. В этих условиях монетарное стимулирование ведет не к росту кредитования бизнеса, а к притоку гривневых ресурсов на валютный рынок и раскачиванию валютного курса. Кроме того, значительную часть активов банковской системы оттягивают на себя государственные облигации. Чрезмерное инвестирование в эти инструменты вытесняет кредитование реального сектора, разрушает фундаментальную функцию банковской системы в экономике и повышает риски финансовой нестабильности.
В условиях дефицита бюджетных средств наиболее эффективным первым шагом реформ, который даст сразу несколько положительных результатов, является активизация развития малого и среднего бизнеса. В Великобритании, Германии, Италии, Франции, США, Японии доля малого бизнеса в ВВП составляет от 50 до 70%, доля малого бизнеса в ВВП Украины - 5–6%. Такая шокирующая разница в цифрах говорит, с одной стороны, о глубоких структурных диспропорциях в украинской экономике, а с другой - о резервах, которые могут быть достаточно быстро активизированы. Для этого необходимы следующие конкретные меры:
- создание эффективного закона о малом предпринимательстве, предусматривающего четкие простые правила регистрации, налогообложения, отчетности и безопасности, которые бы стимулировали развитие предприятий и обеспечивали защиту от коррупции, рейдерства и рэкета;
- обеспечение абсолютной и надежной защиты прав собственности;
- организация и стимулирование развития системы микрокредитования малого бизнеса (опыт Европейского банка реконструкции и развития).
Почему это важно сделать в первую очередь и почему это реально? Ответ включает три базовых пункта:
1. В Украине существуют колоссальные неиспользуемые резервы человеческого капитала - значительная предпринимательская энергия населения, обладающего хорошим образованием, творческим и инновационным потенциалом. До тех пор, пока эти активы заблокированы, будет расти безработица, обостряться бедность и социальное напряжение, сжиматься внутренний платежеспособный спрос.
2. Активный рост количества малых предприятий достаточно быстро и без значительных государственных расходов может решить проблемы создания рабочих мест, насыщения внутреннего рынка отечественными товарами и услугами, роста среднего класса и платежеспособного спроса, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие внутреннего рынка и обеспечивать устойчивый рост доходов государственного бюджета.
3. Это будет способствовать увеличению количества кредитоспособных заемщиков реального сектора для банковской системы, росту банковского кредитования процессов производства, повышению устойчивости банковской системы и возвращению ее к выполнению своих фундаментальных функций финансирования экономического роста.
В ракурсе последнего пункта правительственные меры по введению налога на процентные доходы с банковских депозитов, превышающих некоторый уровень (50 тыс. или 100 тыс. грн), являются крайне несвоевременными и в нынешней ситуации могут нанести серьезный вред. Банковские депозиты - это важнейшая часть денежной массы, остро необходимая для финансирования экономического роста. При правильном макрорегулировании эти ресурсы порядка 700 млрд грн могли бы эффективно работать на реальную экономику. В то время как 50-процентная девальвация уже сняла свою дань с гривневых депозитов, а высокие политические риски подталкивают вкладчиков к банковской панике, введение нового налога может стать той последней каплей, которая приведет к финансовой лавине.
Неразумно искать займы у внешних кредиторов под жесткие условия и одновременно разрушать собственные источники финансирования экономического роста. Такие стартовые шаги нового правительства покажут непродуманность его финансовой стратегии, подорвут и без того слабое доверие населения и к правительству, и к программе реформ.
Кроме того, реальный результат введения налога будет сильно отличаться от того, что ожидают его инициаторы, так как разработать схему ухода от него достаточно просто. В итоге возникнет ситуация, в которой проигравшими будут все стороны:
- бюджет не получит ожидаемых налоговых поступлений;
- правительство усложнит вкладчикам процесс размещения средств на депозитах, то есть предоставления денежных ресурсов для финансирования экономического роста;
- банковская система пострадает, в лучшем случае, от роста бюрократических процедур, в худшем - от оттока депозитов;
- реальный сектор пострадает от увеличения процентных ставок, так как банкам придется повышать депозитные ставки для привлечения вкладчиков, а следовательно, и ставки по кредитам.
В связи с этим представляется целесообразным отложить введение налога на проценты с депозитов как минимум до момента снижения политических рисков и стабилизации банковской системы. В целом эффективное макрорегулирование предполагает понимание нелинейной логики развития экономических процессов. В этом смысле в процессе принятия решений по налогообложению нельзя забывать о кривой Лаффера, отражающей рациональный предел возможностей налогового давления. Повышение фискальной нагрузки способствует росту доходов бюджета только до определенного порога; давление выше этого предела ведет к снижению бюджетных поступлений в силу нелинейных эффектов (сворачивания бизнеса, схем ухода от налогов, перевода бизнеса в другие регионы и т.д.). На языке народной мудрости закон Лаффера формулируется просто: "Хороший хозяин снимает с овцы шерсть, а не шкуру".
Как известно, по легкости ведения бизнеса Doing Business Украина занимает 112-е место в мире из 189 стран. Самый высокий рейтинг у Сингапура, затем в первой десятке по убыванию: Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания, Малайзия, Республика Корея, Грузия, Норвегия, Великобритания. Именно в этой сфере скрыты колоссальные неиспользованные резервы экономического роста Украины. Необходимы не витринные или косметические новшества, а серьезные внутренние организационные изменения, которые позволят Украине реально улучшить ситуацию в этой сфере. Практическую возможность быстрой реализации этих мер продемонстрировала Грузия. Реформы, направленные на эту цель и озвученные министром экономики П.Шереметой, заслуживают всемерной поддержки и развития.
Важным дополнением может стать государственное стимулирование технологического предпринимательства, примером которого было "экономическое чудо" Кремниевой долины (Silicon Valley) в США. Украинские специалисты (в частности, Института кибернетики НАНУ и других организаций) обладают рядом уникальных разработок в сфере высоких технологий, которые вследствие недальновидной макроэкономической политики просто лежат в столах. Это, например, новые компьютерные технологии плазменной резки металла, организации беспроводных видеомониторинговых сетей, интеллектуальные системы видеосенсорных сетей и многие другие. Необходима разработка "Комплексной стратегии развития технологического предпринимательства в Украине" и ее реализация не на словах, а на деле. Ключевыми элементами этой стратегии должны быть:
- принятие закона о технологическом предпринимательстве, который даст возможность утвердить статус технологического предпринимательства и создать для него стартовую систему льгот, надежно защитить авторские права, открыть доступ к венчурному финансированию для внедрения существующих разработок и развития новых;
- действенная государственная информационная политика в сфере высоких технологий, позволяющая продвигать существующие отечественные разработки через международные выставки, конференции, инвестиционные форумы, конкурсы, сайты под эгидой Министерства экономики. Целесообразно было бы объявить год высоких технологий в Украине для привлечения внимания венчурных инвесторов.
Украина имеет серьезный потенциал для создания и продвижения национальных брендов мирового уровня на глобальном рынке высоких технологий, и этот потенциал должен быть мобилизован для обеспечения экономического роста. Это - вопрос политической воли и компетентности правительства.
Вторым принципом успеха экономических реформ является развитие мощной транспортной и коммуникационной инфраструктуры.
Основными движущими факторами быстрого экономического роста в Сингапуре и Китае было увеличение доли инвестиций в строительство дорог, мостов, портов и аэропортов. В Китае функционируют 8 из 12 крупнейших контейнерных портов мира, построено 64 тыс. км автомобильных дорог - это вторая в мире транспортная сеть после США (80 тыс. км). В Сингапуре создан ультрасовременный крупнейший порт мира, который сегодня связан с 600 портами 123 стран мира и через который проходит 25% мировых перевозок. Управляющая портом компания PSA Corporation Limited стала крупнейшим оператором в мире по обработке контейнеров, использующим современные информационные технологии.
В Сингапуре построено девять современных аэропортов, три из которых являются крупнейшими в мире и характеризуются наивысшим уровнем комфорта и дизайна. Аэропорт Чанги возглавил мировой рейтинг аэропортов, получив престижную премию Skytrax World Airport Awards-2013. В целом, мощная транспортная система создает основательный фундамент для устойчивого экономического роста Сингапура.
Украина благодаря своему уникальному географическому положению является естественным мостом между Европой и Азией, Севером и Югом, Востоком и Западом, что говорит о ее мощном транзитном потенциале, который мог бы стать локомотивом экономического роста. Более того, в настоящее время западные границы Украины (традиционные границы с Венгрией, Словакией, Польшей и Румынией) - это границы с Европейским Союзом, что можно было бы эффективно использовать для экономического роста. Однако низкое качество дорог и недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры блокируют потенциал роста.
Уровень износа основных фондов транспортной инфраструктуры составляет около 70%. По оценкам профильных экспертов, только модернизация автодорог в Украине могла бы увеличить ее ВВП на 5%. Такой существенный прирост ВВП определяется тем, что в затратах на производство ВВП существенную часть занимают транспортные расходы. Чтобы заработать 1 условный доллар ВВП, в Украине в среднем требуется перевезти 6 тонно-километров груза, в то время как в Евросоюзе (ЕС-25) этот показатель составляет 0,3 тонно-километра, то есть в 20 раз меньше. Изменить ситуацию может привлечение частных инвестиций. Так как роль Украины достаточно высока в транспортной стратегии Евросоюза, то потенциальными инвесторами в развитие транспортной системы могли бы стать международные финансовые институты, прежде всего ЕБРР, и крупные частные инвесторы.
Украина обладает одной из самых протяженных железнодорожных сетей в Европе, в индексе глобальной конкурентоспособности по этому показателю она занимает 27-е место в мире (21,65 тыс. км, оценка Всемирного банка). Однако большая часть этих сетей крайне изношена.
Что касается морской транспортной инфраструктуры, то в Украине функционирует несколько мощных морских портов, однако из-за низкого уровня развития логистики и недостаточного взаимодействия между различными видами транспорта бизнес в большинстве регионов не может эффективно использовать это конкурентное преимущество. В частности, средний и малый бизнес проигрывает из-за неразвитого потенциала внутренних контейнерных перевозок.
По сути, колоссальные возможности экономического роста теряются из-за слабого государственного управления в сфере транспортной инфраструктуры - отсутствия комплексной логистической инфраструктуры, регуляторных провалов в сфере инвестиций, транзитной и таможенной политики. Элементарное наведение порядка и эффективный менеджмент в этой сфере могли бы придать существенный импульс экономическому росту и обеспечить значительное увеличение доходов бюджета.
Третьим принципом успеха экономических реформ является интенсивное развитие человеческого капитала как ключевого ресурса экономики. Сегодня, когда глобальная конкурентоспособность измеряется в терминах интеллектуального капитала, знаний и know-how, образование превращается в стратегическую отрасль страны, определяющую возможности ее экономического роста. Образовательный потенциал Украины в сфере точных наук, несмотря на его разрушение на протяжении последних десятилетий, все еще достаточно высок. Он должен быть не только сохранен, но и значительно развит как основа развития высоких технологий.
Необходима реализация государственной стратегии развития образования в сфере точных наук и высоких технологий, охватывающая все его стадии, начиная с раннего возраста. Для Украины интересен опыт модели экономики знаний, лежащий в основе сингапурского "экономического чуда". Эта модель опирается на взаимодействие таких четырех факторов - высокий уровень образования в сфере точных наук и информационных технологий; функционирование научно-производственных парков для разработки и внедрения технологий; работа центров профессиональной подготовки в сфере высоких технологий, организуемых ТНК; широкая сеть фондов венчурного финансирования.
Вторым важным стратегическим направлением является развитие гуманитарного образования в сфере юридических, экономических, исторических и филологических наук. Чем выше уровень образования населения, тем надежнее защищено государство от опасных информационных манипуляций со стороны внешних сил и тем более мощным и устойчивым является экономический рост. По исследованиям Всемирного банка, чем выше темпы развития образования в стране, тем больше инвестиции в физический капитал, тем выше уровень производительности труда в отраслях с высокой добавленной стоимостью и тем выше темпы экономического роста. Это значит, что образование должно стать стратегическим приоритетом и одной из национальных точек экономического роста.
Таким образом, мы должны освободиться от мифа "программ стабилизации", ведущих к экономическому спаду. Необходимо сконцентрировать все усилия и задействовать все возможные механизмы для быстрой активизации описанных источников экономического роста и финансовой стабильности.