UA / RU
Поддержать ZN.ua

Непредсказуемые последствия

Важно, чтобы и НАТО осознавало угрозы, которые несет российская политика экономического и политического прессинга как Украине, так и странам-членам Организации Североатлантического договора. И что с того, что НАТО не рассматривает Россию как своего противника. Главное - Москва видит в альянсе врага.

Автор: Владимир Кравченко

После решения Виктора Януковича отложить подписание с Европейским Союзом Соглашения об ассоциации на неопределенное время, Украина окончательно обосновалась в серой зоне. Что крайне опасно: в этой ситуации многократно возрастают риски для нашей страны. И если г-н Янукович думает, что после "прагматичного решения" по Соглашению об ассоциации с ЕС экономическое, политическое и информационное давление России на Украину уменьшится, а товарооборот резко возрастет или хотя бы прекратит падение, то он сильно ошибается. Прессинг со стороны Москвы только усилится. Ведь Путину, сделавшему упор в своей политике на постсоветском пространстве на создание интеграционных объединений во главе с Россией, нужно, чтобы Янукович не просто нажал кнопку "стоп" в диалоге с Евросоюзом, а вступил в Таможенный союз.

Кто-то сомневается? Официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов достаточно убедителен. Комментируя слова Николая Азарова о том, что россияне обещают пересмотреть газовые контракты 2009 г., г-н Куприянов заявил: ничего не знаю об обещаниях, данных украинскому правительству. В свою очередь, министр по торговле Евразийский экономической комиссии Андрей Слепнев заботливо предупредил: неопределенность с подписанием Соглашения об ассоциации Украины с ЕС "генерирует негатив" в торговле с Таможенным союзом.

Когда Москва давит, Киеву неплохо было бы заполучить на свою сторону международные организации и воспользоваться их инструментарием для самозащиты. Во всяком случае, инстинкт самосохранения должен кричать: противостоять Кремлю в одиночку нельзя! Иначе можно потерять и власть, и страну. В ситуации торгово-экономического прессинга лучше всего использовать механизмы ВТО. (См. "Зеркало недели. Украина" №43-44, 22 ноября 2013 "ВТО по-украински: воспользуется ли Украина возможностями защиты торговых интересов…") Но стоит ли ограничиваться только ими? Ведь Киев может задействовать и НАТО.

После весны 2010-го тема НАТО нечасто появляется в информационном пространстве. Между тем, несмотря на провозглашенный Киевом статус внеблокового государства, сотрудничество Украины с Организацией Североатлантического договора весьма активно. Что вновь констатировали директор Центра информации и документации альянса в Украине Наталия Немыливска и замминистра иностранных дел Андрей Олефиров на прошедшем в середине ноября 2013 г. форуме Украина-НАТО "Безопасность в сотрудничестве: возможности развития", организованном Институтом мировой политики.

В основном практическое сотрудничество идет в плоскости совместного противодействия традиционным и новым угрозам международной безопасности. Показательно, что после двухлетнего перерыва восстановлена практика проведения заседаний комиссии Украина-НАТО (КУН) на уровне министров обороны. Наша страна участвует во всех операциях альянса - в Афганистане (ISAF), Косово (KFOR), Средиземном море ("Активные усилия"), у берегов Африканского Рога ("Океанский щит"). Украина одной из первых среди партнеров этой политико-военной организации присоединилась к Силам быстрого реагирования, а наша рота морской пехоты приняла участие в учениях Steadfast Jazz-2013.

Взаимодействие не ограничивается только сферой безопасности и обороны. Традиционной для диалога Киева и Брюсселя уже стала проблема защиты окружающей среды. Не так давно начался проект по ликвидации нефтехимических загрязнений на территории военных частей ВС Украины, а в сентябре было подписано имплементационное соглашение по безопасному перезахоронению радиоактивных отходов, образовавшихся в результате выполнения военных программ бывшего СССР. Последнее соглашение должно способствовать решению проблемы экологической реабилитации территорий Украины путем ликвидации хранилищ радиоактивных отходов, возникших в 1960–1990 гг. и законсервированных по сегодняшний день.

Добавим, что Североатлантический альянс также реализует в нашей стране программу профессионального развития гражданского персонала сектора безопасности и обороны Украины, а также проект поддержки процесса переподготовки и социальной адаптации бывших военнослужащих. Кроме того, альянс создал трастовый фонд по утилизации излишков боеприпасов, стрелкового оружия и противопехотных мин, помогающий Киеву уничтожить избытки вооружения.

И не случайно многие эксперты признают: взаимодействие Украины и НАТО при президенте Викторе Януковиче стало куда более активным, нежели во времена Виктора Ющенко.

При этом еще недавно высокопоставленные украинские чиновники заявляли, что приоритетом сотрудничества является содействие Североатлантического альянса проведению внутренних реформ в Украине. "Мы ценим помощь, предоставляемую альянсом и его странами-членами в рамках Годовых национальных программ сотрудничества Украины-НАТО. Речь идет, в первую очередь, о реформах в политической, экономической, военной, оборонной, правовой сферах и секторе безопасности. Программа имеет важный дополняющий характер в контексте внедрения стратегического курса европейской интеграции Украины. В достижении этой цели роль альянса является значительной, поскольку стандарты и в ЕС, и в НАТО практически идентичны", - рассказывал на форуме Украина-НАТО Андрей Олефиров.

Но поддерживая Организацию Североатлантического договора в его многочисленных миротворческих операциях, Киев, в свою очередь, вправе рассчитывать на помощь альянса в трудную минуту. И если Годовые национальные программы сотрудничества (равно как и участие в учениях, и в работе всевозможных центров передового опыта альянса) расширяют для Киева поле для балансирования между Западом и Россией, то Декларация о дополнении к Хартии о стратегическом партнерстве Украина-НАТО 2009 г. - это возможность задействовать политико-военную организацию в случае экономического и политического давления. Среди прочего этот документ предусматривает, что "если Украина почувствует прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности", то по требованию украинской стороны может быть созвана КУН.

Предусмотренный Хартией формат консультаций в рамках Комиссии - это, прежде всего, обсуждение проблемы. Не более того. Но и не менее: привлечение к обсуждению НАТО, самой эффективной и влиятельной международной организации в области безопасности, - один из инструментов защиты государством своих интересов и безопасности, сигнальная ракета для Кремля. Насколько она будет значимой для России, зависит от того, насколько серьезно украинская власть собирается использовать механизм консультаций. "Карта" консультаций может сыграть только в том случае, если российское руководство поймет, что у Киева есть политическая воля отстоять интересы украинского государства с помощью альянса и его членов, а не выторговывать у Москвы новые сиюминутные уступки.

Не менее важно, чтобы и НАТО осознавало угрозы, которые несет российская политика экономического и политического прессинга как Украине, так и странам-членам Организации Североатлантического договора. И что с того, что НАТО не рассматривает Россию как своего противника. Главное - Москва видит в альянсе врага.

Напомним, что в документах НАТО закреплено ведущее значение стабильного экономического развития в обеспечении международной безопасности. Представители альянса не раз отмечали: экономические проблемы одной страны представляют угрозу безопасности других стран не только в экономической сфере, но и военно-политической. Поэтому вероятно, что рано или поздно НАТО будет вынуждено реагировать на российское "принуждение к дружбе".

Пока очень серьезно на позицию альянса влияет то, какие страны испытывают давление со стороны России, какой инструмент прессинга использует Кремль, насколько сама страна-член альянса способна противостоять российской политике "выкручивания рук". В прошлом такие страны, как Литва, Латвия, Эстония, Польша, уже испытывали на себе экономическое давление со стороны Кремля. Однако Североатлантический альянс практически никак не реагировал на это: представители организации кивали на Европейский Союз, дескать, это его "поле ответственности".

Однако позиция НАТО может измениться, если руководство стран-членов почувствует, что политика России напрямую угрожает каждому отдельному члену Организации Североатлантического договора. Не стоит забывать, что большинство стран альянса - члены Европейского Союза. А именно еэсовскую политику Восточного партнерства в Москве воспринимают как угрозу геополитическим амбициям Москвы.

Глава Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар справедливо обращает внимание на то, что не только страны-члены Европейского Союза зависят от энергоресурсов России, но и РФ зависит от ЕС, на рынок которого приходится около 50% российской торговли. А что будет, если Запад на неделю или месяц откажется от российского газа и нефти? Резервы европейских стран позволяют это сделать.

Президент Польши Бронислав Коморовский уже заговорил о необходимости "определения стратегии западного мира в вопросах не только Украины, но и всех стран между Западом и Востоком". В свою очередь, генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что если Россия будет оказывать давление на Украину, Грузию и Молдову, желающих подписать соглашение с ЕС, то она нарушит подписанные ею соглашения. "Мы надеемся, что и Россия будет верна принципу, что каждое государство имеет право самостоятельного выбора. Мы можем предложить таким государствам углубление сотрудничества, в том числе и в плане безопасности", - сказал генсек НАТО.

Все это может быть одним из тех непредсказуемых для Кремля последствий давления на Украину.