Публикация в ZN.UA статьи "Нерождественские сказки" об очередной угрозе застройки детского противотуберкулезного санатория им. А.Боброва в частности и правовом завале в использовании земель санаториев и памятников-парков Южнобережья в целом вызвала невиданную реакцию со стороны прокуратуры Крыма. Прокурорскими проверками использования земли и имущества были охвачены 120 санаторно-курортных учреждений в Крыму; количество поданных исков по признанию земельных решений местных советов, договоров аренды и госактов недействительными исчисляется десятками.
По правде говоря, количество кампаний "по наведению порядка с землей" в Крыму тоже уже трудно поддается счету. Последний мощный фронт был развернут после оранжевой революции, причем штабом был объявлен СНБО - по уровню угрозы земельной коррупции, обещавшей даже конфликты в межнациональной сфере. Но как-то до рейхстага ни одна объявленная политиками война не доходила, многочисленные бригады проверяющих обзаводились крымской землей, а работу правоохранителей спускали на тормозах, истребовав громкие уголовные дела в Киев, где они как-то терялись...
Не хочется загадывать, как будет в этот раз. Поспешим порадоваться тому, что уже сделано. Остановлена попытка отрезать стройкой детский санаторий им. Боброва от моря; на волне общественного резонанса премьер Крыма А.Могилев распорядился предоставить детям Бобровки пляж; прокурорские проверки остановили дальнейший дерибан территорий и имущества санаториев; сотрудники прокуратуры достали уже готовые материалы по многим из обжалованных сегодня безобразий и дали им ход; никто из политиков не бегает впереди прокуроров с флагами; наконец, пока что мы не видим в этом процессе неприкасаемых (хотя тут, конечно, никаких иллюзий питать нельзя). Интервью с прокурором АРК Вячеславом Павловым планировалось по первым итогам работы масштабной прокурорской проверки три месяца спустя публикации ZN.UA, давшей ей старт. Но, как выяснилось, проверка внесла существенные коррективы и в работу самой прокуратуры автономии и показала, что тянуть с ответом на вопрос "Как ввести в правовое поле коррупционное наследие дикой приватизации побережья Крыма?" уже дальше некуда.
- Вячеслав Владимирович, откройте ведомственную тайну: почему последовала такая реакция прокуратуры на публикацию? Об уничтожении детского санатория имени Боброва и других противотуберкулезных здравниц Крыма ZN.UA уже десять лет пишет. Чья-то политическая воля сработала?
- Ничья политическая воля не срабатывала. Мы эту работу проводим планомерно, и вы знаете, сколько у нас уже было совещаний и по санаторию им. Боброва, и по землям других санаториев. Вот и 15 апреля заместители прокурора Крыма, начальник управления едут в Киев - на совещание в ГПУ по вопросу наших кассационных жалоб по санаториям "Укрпрофздравницы". Этот вопрос у нас никто с контроля не снимал. Не на все хватает рук, но все же стараемся бросить все силы туда, где есть большой общественный резонанс. И спасибо еще раз вашим публикациям. Мы собрались и решили, что нужно создать специальную рабочую группу по санаториям ЮБК. В нее вошли три сотрудника прокуратуры Крыма, уже полтора месяца безвылазно отрабатывающих в Ялте эти объекты. После чего включается практически все управление. Сейчас у нас в работе Ялтинский военный клинический санаторий, санаторий "Саки" - предприятие "Укрпрофздравницы", где тоже было рейдерское отчуждение имущества.
- Понятно, что после проверок будет долгая дорога в судах - отдавать землю или приватизированные корпуса никто не хочет, разбирательства будут затягиваться. Что, собственно, сейчас и происходит по возврату земли санаторию имени Боброва. Тем не менее, какие уже есть результаты проверки и по этому, и другим санаториям?
- Во-первых, уже удовлетворено два иска в отношении изъятия земель санатория им. Боброва, в том числе отменен госакт на 4,8 га, незаконно оформленный горсоветом Алупки. В судебном порядке оспаривается решение о предоставлении гражданам и фирмам 1,2 га из земель этого санатория. Всего же было заявлено 17 исков. По представлению прокуратуры Ялты Алупкинский горсовет сам отменил 15 своих решений по оформлению землеотводов на территории здравницы.
Кроме того, с начала года отменены решения о лишении земли противотуберкулезных санаториев "Москва" и "Пионер"; на рассмотрении - представление об отмене решения по изъятию участка почти в полгектара у санатория "Красный маяк"; принято участие в делах по 1,6 га санатория "Нижняя Ореанда", 0,6 га - санатория "Симеиз", которые пытаются отрезать у здравниц; сейчас готовится иск о признании незаконным решения об отчуждении 0,7 га у санатория ВР Крыма "Россия".
Начато уголовное производство по факту незаконного изъятия земли у противотуберкулезного санатория "Предгорный", где частная застройка ведется в 8-10 метрах от лечебных корпусов. Также в этом году при участии прокуратуры суды отменили незаконные решения по имуществу НИИ
курортологии имени им. Сеченова, санаториев "Ливадия", "Горное солнце", "Первомайский", "Москва", грязелечебницы "Мойнаки".
- Есть ли специфика во всех этих делах по незаконному отчуждению имущества и земли санаториев, отработанные схемы, и какие законодательные лазейки, позволяющие им работать, надо закрыть? Или мы имеем дело с банальной низовой коррупцией?
- Для нас очень непростым и трудным в преодолении получился симбиоз всего, что вы сказали. Здесь и низовая коррупция - тупо левой рукой написано решение поселкового совета, а дальше уже включается сложное - схема, применяемая по санаториям, которые сокращались. Мы брали статистику по одному санаторию, кажется, по "Юности" (подростковый противотуберкулезный санаторий в Симеизе, часть корпусов которого приватизирована. - Ред.), сколько они оздоравливали детей в 80-е годы. Количество койко-мест в два раза упало. И как санатории они уже по факту не востребованы…
- Да нет, они востребованы - в стране полтора десятилетия бушует эпидемия туберкулеза. Но у Минздрава для детского санатория нет финансирования, и койки сокращали…
- У них нет финансирования. Под этой маркой и заходили туда арендаторы и все остальные. Вот корпуса остались, наследие от советской власти - три тысячи квадратов, грубо говоря. По количеству койко-мест ему хватает и тысячи квадратов, но все это надо содержать, крышу починить, побелить - и главврач пускает арендатора. А арендатор юристу говорит: "Хорошее здесь место, как бы нам навсегда тут обосноваться. А сделай ты мне ремонт, покрась красиво розовой краской и напиши, что это такие неотъемлемые улучшения"...
- …больше 25% от стоимости объекта, и далее - отчуждение благодаря закону о малой приватизации и судебному решению, несмотря на то, что противотуберкулезные санатории приватизации не подлежат. Классическая схема. Что теперь с этим делать, ведь многие объекты были перепроданы?
- А теперь мы, углубляясь в прошлое, начинаем все эти цепочки и схемы ломать. Но суды принимают разные решения. И мы сейчас, во время этой проверки, сделали то, что, кажется, никто в Украине еще не делал. Мы проанализировали и обобщили практику высших судебных инстанций и выдержки из решений разместили на сайте прокуратуры Крыма. По любому сложному вопросу открываешь закладку и находишь необходимые решения высших судов. Мы пришли к тому, что с тем объемом работы, который сейчас у нас есть, без такого подхода не обойдемся никак, потому что практика разная, а действовать нужно оперативно и грамотно. И теперь, сказав А, надо настойчиво говорить Б, и в каждой судебной инстанции твердо и последовательно отстаивать свою позицию. А в конечном итоге добиваться еще и реальных исполнений решений судов, потому что это тоже очень глобальная проблема.
- Очень хорошо, что вы заглянули в прошлое, и справедливо было бы начать анализ с 2003-го, с работы межведомственной комиссии Кабмина во главе с вице-премьером Дмитрием Табачником, занимающейся оптимизацией санаторно-курортных учреждений. Решениями этой комиссии и был запущен процесс реорганизации здравниц - с сокращением коек, передачей в аренду корпусов, земли, их скорой приватизацией и застройкой парков и пляжных зон. Не пора ли дать правовую оценку работе той комиссии господина Табачника, в результате которой мы пришли к полному краху системы государственного санаторно-курортного (особенно противотуберкулезного) лечения в Крыму?
- Может быть, и пора, если такая проблематика есть. Но вот в чем вопрос: почему после 2003 г. не давалась оценка работы этой комиссии? Оценку-то мы можем дать, но как прокуратура на это сможет отреагировать, десять лет спустя?
- Конечно, теперь мы просто тратим усилия и средства, чтобы годами возвращать утраченное…
- Если бы у нас была такая возможность - о чем мы все мечтаем - взять эти решения комиссии 2003-го и одним махом признать все, что нарешали, незаконным, и все сразу бы вернулось на исходные позиции. Но мы ведь этого не можем сделать.
- То есть, теперь мы можем дать решениям комиссии Табачника только политическую и моральную оценку?
- Политическую оценку давать не могу - я не политик. Исходя из норм действующего законодательства, решениям этой комиссии мы можем давать сейчас только моральную оценку, а в плоскости правового поля - никак. Но эти решения в последующем послужили основанием для принятия ряда решений, в том числе сделок. И те, которые мы считаем незаконными, сейчас оспариваем в судах.
В этом году уже есть должные результаты. В феврале удовлетворен иск прокурора о признании права собственности государства на грязелечебницу "Мойнаки" в Евпатории. В марте ВХСУ удовлетворил кассационную жалобу заместителя прокурора Крыма о незаконности отчуждения по схеме "неотъемлемых улучшений" климатопавильона детского противотуберкулезного санатория "Москва". Севастопольским апелляционным хозсудом отменено решение о регистрации права собственности на целостный имущественный комплекс санатория "Первомайский" за департаментом имущества правительства Москвы.
- Что касается имущества "Укрпрофздравницы", тоже уплывшего в частные руки, о чем ZN.UA писало неоднократно. Помнится, пару лет назад было много громких заявлений о злоупотреблениях в Федерации независимых профсоюзов, возбуждении уголовных дел, решимости вернуть стране санатории и прочее имущество. В ФНПУ в результате сменилось руководство. И сегодня, как я поняла, из всех исков по отчужденным санаториям "Укрпрофздравницы" прокуратуре удалось вернуть только грязелечебницу "Мойнаки"?
- Нет, есть еще решение по санаторию "Победа", тоже в Евпатории, вступило также в силу решение хозсуда по помещению столовой санатория "Ливадия", но там была аренда. Сегодня в судах рассматривается 56 дел по имуществу "Укрпрофздравницы".
- Возможно, ошибаюсь, но, посмотрев несколько судебных решений по объектам "Укрпрофздравницы", у меня сложилось впечатление, что прокуратура пытается внедрить судебную схему национализации добра, принадлежащего Федерации независимых профсоюзов.
- Может быть, вы правильно говорите. Разве можно считать справедливым и законным, что наследие всего народа перешло в руки общественной организации, руководство которой распорядилось им на свое усмотрение. И вы, и я платили эти копеечные взносы, но строила это страна, а не общественная организация. И здесь нужно подойти по-государственному. Должен сказать, что благодаря проверке прокуратуры и заявленным искам дальнейшее отчуждение имущества здравниц должностными лицами Федерации профсоюзов было остановлено. Отчуждений больше нет! Теперь мы пытаемся незаконно отчужденное имущество "Укрпрофздравницы" возвратить государству, но это тяжело.
Представьте себе, по санаторию "Саки", о котором мы говорили, с учетом всех перепродаж и корпоратизаций - 20 томов только инвентарного дела. Где-то корпус был взят предпринимателем в аренду и продан без реконструкции - тут мы возвращаем. Но зачастую брались спортивные площадки либо вспомогательные помещения, незаконно застраивались и сейчас там стоит огромный объект - гостиница. Что с этим делать, каким путем идти? И 15 апреля, как я уже говорил, в Генпрокуратуре будет совещание по имуществу "Укрпрофздравницы", на котором будет вырабатываться и наша позиция в судах, и в целом.
- И какие варианты будет предлагать прокуратура Крыма? Там, где "увели" имущество и оно не претерпело каких-то существенных изменений, - понятно. А что делать с новостроями, где уже работают частные пансионаты и отели? Тут либо бульдозер, либо речь должна идти, по сути, об амнистии. Но на каких условиях?
- Позиция прокуратуры Крыма по таким объектам, думаем, следующая: вариант будет зависеть от степени вложений в тот или иной объект. Если при реконструкции, к примеру, корпуса вложения составляли 10-15% от его стоимости, то есть смысл компенсировать эти улучшения предпринимателю и вернуть имущество государству. Если же вложения были порядка 90%, то необходимо назначить экспертизу, определить стоимость государственного имущества, земли на которой построен объект, и либо определить долю государства в этом объекте, либо компенсировать государству потери. Задать эксперту вопрос об утере инвестпривлекательности этого участка и утере права пользования землей, чтобы это не были какие-то копейки. То есть мы будем говорить, что если бы вы, господа застройщики, не воткнули сюда этот генделык, то сюда бы пришел, допустим, системный инвестор из мировой сети отелей. Но куда идти, если ему нужно пять гектаров земли, а на пяти гектарах уже стоит восемь таких бывших климатопавильонов? Вопросов масса, почему и проводится совещание в ГПУ.
- То есть заставим платить…
- Ну снесем мы корпус, построенный незаконно, - кому от этого будет лучше?
- Интересная и многообещающая тема. Думаю, мы еще к ней вернемся. Последний блок вопросов на сегодня, Вячеслав Владимирович, напрямую связан с земельно-строительными злоупотреблениями на побережье. Это расследование резонансных дел, связанных с чередой смертей мэров приморских поселков. По горячим следам, надо понимать, раскрыть убийство мэра Симеиза Кирилла Костенко правоохранителям не удалось?
- Я бы не давал такую оценку. Скажу так: по горячим следам не удалось задержать подозреваемого в совершении убийства. Но работа ведется, и ведется планомерно.
- А в деле появился подозреваемый? Исполнитель?
- Да. Спасибо гражданам, спасибо местным жителям, что откликнулись и оказали содействие правоохранителям. Есть лицо, которое обоснованно подозревается в совершении убийства поселкового головы Симеиза. Принимаются все меры для установления его местонахождения. Все. Больше ничего пока говорить не будем в интересах следствия.
- Озвученная в первые дни после расстрела Кирилла Костенко версия, связанная с земельной сферой, остается основной?
- Остается. Конкретизировать не буду. Но есть определенные вопросы, которые связаны с принятием решений о выделении земли.
- Это было невыполнение обещанного или конкуренция?
- Думаю, что, скорее всего, это было невыполнение обещанного.
- Гибель мэра Малого Маяка (Большая Алушта) Леонида Малыка, который выпрыгнул из окна больницы, тоже еще не расследована. Как вы считаете, это правильно, что уголовное дело о доведении до самоубийства главы поссовета, который находится в Большой Алуште, расследует молодой следователь Киевского РОВД г. Симферополя? Как считают депутаты Маломаякского поссовета, обратившиеся к нам с просьбой о проведении журналистского расследования, дело не сдвинулось ни на йоту.
- Мы изначально говорили, что нам нужно было некоторые вещи проверить следственным путем. А что имеют в виду депутаты? Если у них есть какие-то данные, пусть приходят хоть лично к начальнику следствия Главка МВД, хоть к нам и дают информацию.
- Некоторая информация стоит того, чтобы ее озвучить. На территории Маломаякского поссовета в последние годы появилось много жилищно-строительных кооперативов, которые получили много земли. Эти ЖСК имеют признаки фиктивных, и за ними стоит одна крупная строительная компания. И вот якобы на автомобиле этой строительной компании Малыка против его воли вывозили в психоневрологический диспансер и якобы на автомобиле этой строительной компании имел обыкновение ездить ваш предшественник. Наверное, не новость и то, что, по данным СМИ, эта компания "крышуется" прокурорскими. Что вы можете по поводу всего этого сказать?
- Ничего не могу сказать. Такие показания есть в деле? У нас таких данных официальных нет. Кто об этом знает - пусть сообщит. Мы рассмотрим ваш вопрос как официальное обращение и дадим поручение проверить. С этой компанией прокуратура Крыма не имела никаких договоров по строительству жилья для сотрудников.
- Я догадываюсь, что услуги "крышевания" договорами не оформляются...
- Прокуратура никого не крышует. А вот то, что вы сказали по поводу фиктивных ЖСК, - это очень важный момент, по которому мы сейчас очень активно работаем, опять же с серьезным анализом законодательства и судебной практики. И хочу обратить внимание на публикацию в последнем номере "Вісника прокуратури" статьи заместителя прокурора Крыма Игоря Станиславовича Шапкина, которая как раз посвящена незаконному выделению земли в Крыму по схеме фиктивных кооперативов.
Как работает эта схема? Согласно статье 41 Земельного кодекса Украины ЖСК и гаражные кооперативы имеют право на бесплатное получение земли. Кооперативы по закону создаются для удовлетворения жилищных потребностей его членов. Но в большинстве случаев мы имеем фиктивные кооперативы, которые создаются с целью бесплатного получения больших наделов земли. Таких у нас, по данным рескомзема Крыма, может быть около 20.
Для примера приведу кооператив "Андреевский" в Новоозерном (Евпатория). В марте ВХСУ удовлетворил нашу кассационную жалобу, и дело возвращено на новое рассмотрение. Этот кооператив создали три человека, причем в Новоозерном постоянно живет только один из них. Они планировали построить 271 дом на участках в 19 и 10 гектаров! Часто фиктивные ЖСК оформляются на подставных лиц, есть даже случаи, когда люди не знают, что они - члены этого кооператива. Поэтому мы говорим, что регистрация ЖСК должна соответствовать требованиям Жилищного и Земельного кодексов Украины, граждане должны проживать в данном населенном пункте и нуждаться в улучшении жилищных условий. А если этого нет - лишать кооператив регистрации и отменять решения о предоставлении земли.
К сожалению, судебная практика еще противоречива, и законодательство требует более четко выписанных норм. Из восьми заявленных органами прокуратуры исков в четырех отказано, три удовлетворены, один еще в производстве. По факту предоставления земли одному кооперативу возбуждено уголовное дело, которое сейчас уже рассматривается судом. Но мы отрабатываем все кооперативы, и эту схему обязательно сломаем.