UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вето на квоту

Киев четко показал Хмельнитчине ее настоящее место. На первой волне победы была изменена лишь конфигурация власти в органе местного самоуправления. Все же назначения в государственных органах власти и силовых структурах, зависящие от Киева, до сих пор тормозятся.

Автор: Светлана Кабачинская

Следует посочувствовать действующей киевской власти: работать в таком цейтноте, почти буквально под дулом пистолета, и не делать при этом ошибок невозможно. Однако ошибки, которые уже очевидны, свидетельствуют именно о том, чем постоянно ей упрекали еще во времена длительного пребывания в оппозиции: что она не выработала стратегию развития страны, а значит для ее реализации у нее нет кадрового потенциала. Приход к власти вследствие революционных событий еще сильнее сузил выбор, поскольку теперь назначения должны происходить с согласия Майдана - как в столице, так и на местах. Фактически развязанная Путиным война и радикализация противостояний на Востоке и Юге страны также влияют на кадровые назначения: не каждый возможный кандидат на ту или иную должность в такой неопределенной обстановке готов принять предложение от власти, тем самым записав себя в ее сторонники - даже если он далек от политики.

Впрочем, далеким от политики сегодня никто ничего не предлагает: даже в такие напряженные времена - немало приверженцев к власти среди того или иного причастного к победе политического лагеря. И, казалось бы, это резонно - поскольку же не за то боролись, чтобы властное кресло снова занял кто-то "чужой". Но на самом деле это нередко приобретает просто какие-то шаржированные формы.

Как, скажем, сейчас на Хмельнитчине. Область никогда не страдала эгоцентризмом, осознавая свое не самое стратегическое в государстве место. Тем не менее, активно участвовала в событиях прошлой зимы в Киеве и так же активно поддерживала их здесь, дома. Когда же пришло время, простите, делить должности, то Киев четко показал Хмельнитчине ее настоящее место. На первой волне победы была изменена лишь конфигурация власти в органе местного самоуправления - переизбрали председателя областного совета. Новым руководителем стал председатель фракции "Свобода" в областном совете предприниматель Иван Гончар.

Все же назначения в государственных органах власти и силовых структурах, зависящие от Киева, до сих пор тормозятся. Правда, только что назначен новый начальник областного управления милиции. Им стал полковник Александр Розизнаный. В свое время он был заместителем начальника УБОП в Хмельницкой области, но последнее место его службы - начальник районного управления МВД в Тернопольской области. Среди причин его карьерного роста называют то, что милиция на Тернопольщине была с народом. На Хмельнитчине, правда, она тоже будто бы с ним была - если считать признаком "народности" явное нежелание людей в милицейских мундирах во что-либо вмешиваться на протяжении этих трех неспокойных месяцев. Плохо, если и в дальнейшем определение "быть с народом" будет означать самоустранение от защиты правопорядка в обществе.

Впрочем, сейчас о другом. До сих пор не заполнены вакансии председателя областной государственной администрации. Еще 2 марта хмельницкий Майдан поддержал кандидатом на эту должность Валерия Лескова. Поддержал подавляющим большинством, однако не единодушно. Из приблизительно 1,5 тыс. присутствующих полсотни людей были против или же воздержались: кричали, что взяточник этот Лесков.

У людей, занимавших должности во власти, всегда будут недоброжелатели, есть на то основания или нет. А предприниматель Валерий Лесков, бывший "афганец", несколько лет был секретарем Хмельницкого городского совета. В прошлом году вынужден был уйти с должности сугубо по надуманным предыдущей властью причинам: будто бы после местных выборов 2010 г. он некоторое время объединял секретарство в горсовете с должностью председателя Хмельницкой городской организации партии "Батьківщина". Проиграв суд, Лесков пошел в помощники к народному депутату от "Батькіщини" Олегу Лукашуку. А с началом протестных событий стал сопредседателем (от "Батьківщини") хмельницкого Майдана.

Таким образом, с биографией у г-на Лескова все обстоит благополучно. Да и на службе в горсовете не было ни скандалов, ни каких-то ярких инициатив или хотя бы чего-то, что выделяло бы Лескова среди других чиновников: так, обычная работа, как и заведено, в тени городского головы Сергея Мельника.

Так что совет хмельницкого Майдана с чистой совестью рекомендовал Валерия Лескова на должность главы областной государственной администрации. Почему не кого-то другого, с большим опытом руководящей работы - а такие люди, несомненно, в области есть? Потому что других кандидатур никто не предлагал. То есть либо у них, этих возможных лучших, другие (выше?) планы, либо же другие планы у тех, кто расставляет фигуры на кадровой шахматной доске края.

Итак, была рекомендация снизу, но не было никакого ответного шага свыше. Поскольку оказалось, что там, вверху, должность председателя Хмельницкой областной государственной администрации "закрепили" за партией УДАР. Называли даже фамилию кандидата на эту должность: Леонид Прус, агроном по образованию, директор Хмельницкого областного государственного центра экспертизы сортов растений. Кроме фамилии, о нем ничего не было известно ни майдановцам, ни местным политикам, ни журналистам. Буквально - темная лошадка. Настолько неизвестная, что никто эту информацию всерьез не воспринял.

Длительную паузу относительно назначения хотелось толковать как процесс поиска наилучшей кандидатуры. Честно говоря, среди местных оппозиционных сил такие есть разве что в "Батьківщині" - за счет хорошо развитой партийной сети и пребывания до этого у власти. Собственно, "Свобода" также могла бы выставить своих партийцев - председателя областной организации Игоря Сабия и народного депутата Александра Мирного. У Сабия большой политический и небольшой управленческий опыт. Мирный - успешный предприниматель, самый мощный на Хмельнитчине спонсор "Свободы" и, судя по его участию в телевизионных проектах (поскольку на уровне области он до парламентских выборов 2012-го был практически неизвестен - разве что в сфере аграрного бизнеса), весьма толерантный политик, что сейчас весьма важно для сотрудничества с представителями различных политических взглядов и для организации работы в целом. Но у Мирного нет высшего образования - вероятно, это послужило причиной его отказа и от кресла министра сельского хозяйства (хотя сам факт отсутствия диплома определенно свидетельствует о том, что перед нами уникально честный человек, поскольку за эти 20 лет диплом о высшем образовании можно было получить различными способами, даже купить - выходит, не захотел). Но оба "свободовца" - уже народные депутаты и возвращаться из Киева в Хмельницкий явно не намерены. Об этом говорит их ставленник на должности председателя областного совета, которому еще учиться и учиться, чтобы стать руководителем.

УДАР же на Хмельнитчине, как и во всей Украине, получил определенную электоральную поддержку исключительно за счет спортивной популярности Виталия Кличко. Ни партийных организаций, ни политических лидеров у него здесь пока что нет. Руководители, работавшие в избирательных штабах партии, становятся узнаваемыми - только благодаря Майдану. В областном совете также нет фракции УДАРа. Хотя в ближайшее время может появиться: говорят, членом этой партии уже стал экс-председатель областного совета Николай Дерикот.

Ясное дело, в такой ситуации разговоры о Хмельнитчине как квоте УДАРа трудно было воспринимать всерьез. Но оказалось, что это правда. На заседание совета Майдана 12 марта пришел кандидат на должность главы областной государственной администрации Леонид Прус. Из короткого общения с ним стало понятно, что о должности, на которую его сватают, этот скромный и с виду добродушный человек, очевидно, ничего, кроме ее названия, не знает. Может, он и самородок и "на марше" овладеет необходимыми знаниями и чертами - но на это пока что не похоже. А обстоятельства, в которых придется работать новому руководителю, требуют хотя бы какого-то опыта и однозначно - характера, который пока что также нигде публично не проявился.

Зато уже проявилось другое. Длительное промедление с кадровыми назначениями дало возможность мобилизоваться определенным группам в местном политикуме или их "крыше" в Киеве, которые, похоже, лоббируют свои интересы и проталкивают свои кандидатуры. Как бы там ни было, но на заседание совета Майдана в Хмельницком пришла группа людей - протестовать против Лескова. "Это не наши", - заверила председатель Хмельницкой городской организации партии УДАР Леся Стебло. "Мы с Майдана!" - заявила одна из митингующих. Возможно, и так. Но подобные разборки сегодня деструктивны и опасны не для политиков, а для дела.

Почему не реализовался принцип временного "технократического" правительства, а значит и соответствующей вертикали, понятно - никто не хочет делиться властью. Но ситуация такова, что лучше ею немного поделиться, чем потерять совсем. Привело к этому состоянию именно нежелание всех предыдущих властей делиться этим сокровищем с другими. Сегодня же, когда на кону сама государственность Украины, во власть должны прийти не "свои", а самые лучшие. На всех уровнях. Только это может укрепить доверие к власти и объединить вокруг нее всех, кто хочет работать для Украины.