UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинские мэры оперируют миллиардами, но имеют мизерные оклады

Кто назначает зарплату мэрам, и почему она отличается в разы даже в городах с одинаковым количеством населения

Авторы: Катерина Березюк, Сергей Никитенко

Мэры городов отвечают за миллиардные бюджеты и невозобновляемые ресурсы громады — землю, поймы, прибрежные зоны. При этом их оклады, установленные Кабмином, просто мизерные. Правительство ориентировалось на количество населения, когда выводило эти скромные цифры.

Если у мэра есть свое большинство в раде, депутаты могут дать ему надбавку. Но если такого большинства нет — мэра могут «посадить» на голую ставку. То есть критерий здесь сугубо политический и не определяется показателями эффективности в работе сити-менеджера.

Иногда мэры сами ради популизма отказываются от доплат и премий, чтобы в глазах общества выглядеть лучше. Некоторые мэры областных центров получают очень смешные суммы. Так, нардеп Игорь Колыхаев, в прошлом году в парламенте получавший около 35 тыс. грн в месяц, теперь руководит Херсоном и получает около 16 тыс. А вот средний заработок мэра Запорожья Владимира Буряка на 100 тыс. выше, чем зарплата мэра Херсона. Если говорить в целом об областных центрах, то средний заработок мэров — 53 тыс. грн в месяц.

Но, несмотря на низкие зарплаты, мэры не спешат оставлять свои должности, а из бизнеса уходят номинально. Практически всегда баллотируются на следующий срок, потому что доступ к бюджету дает возможность жить на широкую ногу, в том числе и на выборах, и легко их выигрывать. А после — продолжать осваивать подряды на нужные фирмы. К сожалению, если правоохранительная система и начинает работать «по мэрам», то лишь с воспитательной целью и обычно тогда, когда поступает команда с Банковой.

Поэтому дело даже не в зарплате, а в системе. Неотъемлемой частью которой является и несбалансированная оплата труда городского головы.

«Рух ЧЕСНО» проанализировал, какие зарплаты получают мэры областных центров и кто решает, сколько будет зарабатывать менеджер, оперирующий миллиардными бюджетами украинских городов.

Кто из мэров сколько зарабатывает?

Доход городского головы всего на несколько процентов коррелируется с численностью населения города. Например, у Андрея Садового средний заработок составляет 33,5 тыс. грн, хотя Львов по населению почти равен Запорожью, а в миллионной Одессе Геннадий Труханов получает немногим меньше 23 тыс. грн в месяц.

Рух ЧЕСНО

А мэр самого маленького областного центра Украины Ужгорода Богдан Андреев получает 55,2 тыс. грн в месяц, руководя громадой численностью 115,5 тысяч. Бюджет самого маленького областного центра составляет 1,4 млрд грн.

К тому же если проанализировать данные обо всех зарплатах мэров, видим: размер бюджета города никак не влияет на уровень вознаграждения мэра. Например, Владислав Атрошенко в Чернигове с населением 286 тысяч и бюджетом 2,9 млрд грн получает 63,3 тыс. грн, в то время как Руслан Марцинкив из Ивано-Франковска, который характеризуется почти такими же показателями, имеет 39,2 тыс. грн. А вот помощники и советники мэра этого города стоят плательщикам налогов 700 тыс. грн в месяц.

Рух ЧЕСНО

Единственное исключение — мэр Херсона, который декларирует миллионы гривен, но имеет низкую зарплату. У этого города самый маленький бюджет среди всех городов Украины с более чем 300 тысячами населения и самые скромные заработки мэра.

Также ниже средней среди мэров зарплату получают городские головы Полтавы (48,2 тыс. грн), Житомира (29,5 тыс. грн), Черновцов (49,4 тыс. грн) и Сум (43,9 тыс. грн).

Причем городской голова Житомира Сергей Сухомлин считает, что такой зарплаты ему достаточно, но сознается, что у его заместителей — выше.

«Меня вполне устраивает такая зарплата, без дополнительных премий и доплат.

Я пришел из бизнеса. Компания, которой я руководил, одна из лидеров в Украине.

Поэтому на время работы городским головой у меня достаточно сбережений, чтобы обеспечить жизнь своей семьи. А после завершения каденции вернусь в бизнес», — рассказал он «Руху ЧЕСНО».

На самом деле мэры городов не спешат оставлять свои позиции и, несмотря на невысокую заработную плату, идут на выборы повторно. Как подтвердили результаты выборов 2020 года, мэрам, пять лет имевшим доступ к бюджетным средствам и местным СМИ, переизбираться легче.

Рух ЧЕСНО

Во всяком случае, заработная плата мэра должны быть достаточной, чтобы городом могли руководить не только политики, имеющие свой бизнес и доступ к бюджету громады.

Немногим выше средней зарплата у руководителя столицы Виталия Кличко — 59,5 тыс. грн. То есть это средства, которые сити-менеджер получает, отвечая за распределение и выполнение 60-миллиардного бюджета, комфорт и безопасность нескольких миллионов горожан. Такая заработная плата несоизмерима с уровнем ответственности, лежащим на мэре города-миллионника.

В 2017 году «Рух ЧЕСНО» уже исследовал вопрос уровня доходов украинских мэров. Тогда, в частности, доходы городских голов сравнивали со средними в областном центре.

Ситуация за четыре года кардинально изменилась в сторону роста зарплат большинства мэров. Если в 2017 году зарплата Владимира Буряка превышала среднюю в шесть раз, то теперь среднюю по региону она превышает в 8,3 раза. Мэр Николаева четыре года назад получал зарплату, в 2,7 раза выше средней, а теперь получает вчетверо выше.

Но есть случаи и противоположного характера. Мэр Львова Андрей Садовый получал в 6,47 раза больше средней зарплаты, а теперь получает в 2,8 раза больше.

Такое положение вещей он считает недопустимым.

«Зарплата моего заместителя — в пределах 2 тыс. долл. Это заработная плата хорошего комбайнера. А моя зарплата 33 тыс. — это зарплата тракториста. Получая такие зарплаты, чиновники, и мэры в частности, должны или воровать, или работать не в полную силу, или иметь какие-то сбережения, чтобы не беспокоиться о заработной плате», — рассказал он.

Свою финансовую устойчивость он объясняет бизнесом жены, обеспечивающей семью.

Руслан Марцинкив зарабатывал в 5,45 раза больше, чем средний житель Ивано-Франковска, — а стал получать в 2,4 раза больше.

Несмотря на то, что благодаря бюджетной децентрализации бюджеты всех областных центров за эти годы значительно увеличились.

Кто решает, сколько платить мэру?

Во каждом случае уровень и условия оплаты труда городского головы определяют депутаты.

Для этого они пользуются определенными постановлениями Кабинета министров, предусматривающими условия оплаты труда лиц местного самоуправления.

Обычно в начале каденции избранного мэра депутатам предлагают проект решения, где фиксируют условия оплаты его труда.

Основой является должностной оклад, составляющий основную, но не большую часть заработков мэра. В апреле, например, должностной оклад мэра Кропивницкого Андрея Райковича составлял немногим менее 11% от его заработной платы, в то время как у Виталия Кличко — почти 87%.

В отличие от разных доплат, оклад — величина постоянная и утверждена постановлением Кабмина еще в 2006 году.

Согласно этому документу, мэрам городов с населением более одного миллиона лиц установлен должностной оклад размером 16 940 грн, мэрам городов с населением до 180 тысяч — 15 тыс. грн, а всем прочим — 15 900 грн. То есть разница в пределах 2 тыс. грн.

Но к каким-либо реальным достижениям, таким как качество сервиса и услуг в городах, заработная плата мэров обычно не привязывается.

Рух ЧЕСНО

В городах Европы величина зарплаты мэров городов четко соизмерима с количеством населения. Заработная плата мэра города с 100 тысячами населения вдвое ниже зарплаты мэра города-миллионника. Соответственно, больше всего получают мэры столиц. Например, зарплата мэров Мадрида и Парижа составляет почти 9 тыс. евро (население 3,3 и 2,2 миллиона соответственно), мэра Лондона — более 12 тыс. евро (8,9 миллиона лиц). В Валенсии с населением 0,8 миллиона мэр получает свыше 6 тыс. евро, а в Милане — 7,5 тыс. евро (1,4 миллиона населения).

Каким же образом мэры украинских городов, имея одни оклады, получают другие зарплаты?

Уже упомянутыми выше условиями оплаты труда депутаты обычно предусматривают своему мэру определенные надбавки, доплаты и премии.

Сюда могут входить надбавки: за ранг должностного лица, за выслугу лет, за высокие достижения в труде, за научную степень, ученое звание и даже за знание иностранного языка. Кроме этого депутаты устанавливают величину ежемесячной премии в процентах от оклада. Иногда она может составлять и 100, и 300% от оклада.

В заработную плату входят также отпускные, больничные, компенсации за командировки, материальная помощь и другие выплаты.

Очень часто мэры получают материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов. Сумму которой тоже утверждает рада.

Например, городскому голове Запорожья Владимиру Буряку в декабре прошлого года депутаты решили выплачивать надбавки за выслугу лет в размере 15% должностного оклада с учетом надбавки за ранг должностного лица местного самоуправления и выполнение особо важной работы в размере 50% от должностного оклада.

Рух ЧЕСНО

Один раз в год он получает две материальные помощи: на сумму среднемесячной заработной платы для решения социально-бытовых вопросов и на сумму должностного оклада — для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска. И самое главное — городская рада решила, что пану Буряку должны выплачивать ежемесячно 15% из фонда заработной платы по должностным окладам аппарата и исполнительного комитета Запорожской городской рады, утвержденного в штатном расписании, а также к государственным и профессиональным праздникам и юбилейным датам в пределах фонда премирования, образованного в размере не менее 10% должностных окладов, и экономии фонда оплаты труда.

В апреле зарплата Владимира Буряка составляла 127,5 тыс. грн. Из них 73% — премия.

Херсонскому городскому голове в том же месяце депутаты присвоили 5 ранг должностного лица местного самоуправления и установили доплату за этот ранг и надбавку за выслугу лет, которой у Игоря Колыхаева нет, ведь он избран впервые.

Поэтому в апреле 2021 года он получил 14,5 тыс. грн, из которых надбавки составляли 3,5%, а отпускные — 16,6%.

Приблизительно такая же ситуация у мэра Одессы, получившего в апреле 23,4 тыс. грн, из которых 27,25% составляли надбавки.

Премий эти городские головы не получали. Как и мэры Львова, Житомира и Киева.

«В начале пандемии я отказался от премии. Хотел таким образом поддержать всех, кому теперь тяжело. Сейчас ситуация уже немного улучшилась, но премию пока что получать не буду», — рассказал мэр Львова Садовый.

В то же время у мэров Хмельницкого, Черновцов, Ровно, Ужгорода, Полтавы и Луцка премии составляют половину зарплаты.

Надбавку за высокие достижения в труде или выполнение особо важной работы депутаты установили тоже не всем мэрам. Такие премии на сумму 8–9 тыс. грн получают мэры Львова, Хмельницкого, Черновцов, Житомира, Ровно и Кропивницкого. Мэр Ужгорода получает немногим более 10 тыс. грн, а мэры Чернигова и Ровно — по 17,5 и 15,6 тыс. грн соответственно.

Рух ЧЕСНО

Так же не все мэры получают доплату за доступ к государственной тайне. Суммы от 722 до 1590 грн в месяц получают мэры Львова, Николаева, Чернигова, Черновцов, Кропивницкого, Ужгорода и Черкасс. Последний, Анатолий Бондаренко, получает ежемесячную доплату, хотя год назад СБУ лишила его доступа к государственной тайне.

Узнать, каким образом и на основании чего мэры получают эту надбавку, сложно, ведь распоряжение Кабмина об этой доплате — для служебного пользования, и узнать его содержание невозможно.

Как рассказала начальник отдела кадров Херсонской городской рады Надежда Лысенко, эти доплаты выплачиваются человеку, получающему доступ к гостайне, и не обязательно это может быть городской голова.

Очевидно, что большинство доплат и премий — возможность увеличить скромную зарплату мэра, и поэтому депутатам приходится платить ему не за нормальную работу, а за «интенсивность и секретность».

Изменить ситуацию с оплатой труда в органах местного самоуправления должен новый Закон «О службе в органах местного самоуправления». В 2017 году закон уже принимали, но его заветировал президент.

В объяснительной записке к законопроекту речь идет о том, что он вводит прозрачную систему оплаты труда и «отвязывает» органы местного самоуправления от прямого вмешательства КМУ в централизованное определение размеров окладов служащих местного самоуправления.

То есть законопроектом предлагается отойти от прямого вмешательства государства в размеры должностных окладов служащих местного самоуправления. Законопроектом лишь фиксируется минимальный размер оплаты труда и закладывается соотношение между размерами оплаты труда служащих разных категорий. Таким образом, руководитель уже не сможет выборочно повышать должностной оклад только одному или нескольким служащим, не повысив заодно размер должностного оклада всем служащим органа местного самоуправления.

Должностные оклады должны устанавливаться на основании схемы должностных окладов, которая утверждается соответствующей радой. Схема должностных окладов будет формироваться с учетом местных условий и возможностей местного бюджета.

Заместитель главы фракции «Слуга народа» Александр Корниенко обещает, что закон будет принят осенью. «С нового года представители местного самоуправления будут с обновленной кадровой моделью и обновленной системой мотивации», — пообещал Корниенко на заседании консультативного совета по вопросам местного самоуправления 11 мая 2021 года.

«Слуги народа» подчеркивают, что государство не должно вмешиваться в уровень заработных плат. Кстати, с главой СН не соглашается Андрей Садовый, у которого тлеет конфликт с депутатами, и нет постоянного большинства.

«Зарплата должна быть высокой, без каких-либо этих доплат. Кабмин должен сказать честно — зарплата мэра украинского города приравнена к зарплате нардепа, например. Или комбайнера. И именно Кабмин должен установить должностной оклад, а не местные депутаты», — считает он.

Кроме надлежащих зарплат городским головам и руководителям громад, «Рух ЧЕСНО» предлагает законотворцам рассмотреть вопрос компенсации работы депутата местной рады.

«Сейчас местные рады получили большие бюджеты и больше полномочий. Государство взяло курс на децентрализацию. Наивно думать, что депутаты местных рад пять лет бесплатно качественно будут волонтерствовать на громаду. Они, как и мэры, управляют нашим бюджетом и невозобновляемым ресурсом громады — землей, поймами, прибрежными зонами. В США и Европе депутаты получают компенсацию из бюджета за свою работу, и Украина должна идти именно таким путем развития местного самоуправления», — подчеркивает лидер «Руха ЧЕСНО» Вита Думанская.

Также «Рух ЧЕСНО» разработал свои предложения к изменениям Избирательного кодекса, над которыми сейчас работают в парламенте.

Больше статей Катерины Березюк и Сергея Никитенко читайте по ссылкам.