UA / RU
Поддержать ZN.ua

Поиск российских активов: кто главный?

Как не допустить войны институций

Автор: Александр Леменов

Одной из ключевых тем для обсуждений давно стала санкционная политика, которую проводят наши западные партнеры и отечественные органы власти. Большинство из нас уже сбились со счета, сколько пакетов санкций было наложено. Это уже не говоря о сути тех или иных ограничений. И если сложно понять, кто должен контролировать применение санкций в западных демократиях, то внутри Украины можно попытаться разобраться. Что мы и сделаем в этом материале.

Креативная АРМА

«Зеркало недели» уже упоминало об «успехах» Нацагентства по возврату активов (АРМА). И о новосозданном «кАРМАне» для коррупционеров, и о Нацагентстве по (не)возврату активов, где кадры решают все, и о нулевой эффективности работы соответствующего органа, и о том, как руководство АРМА вместо работы над ошибками начало бессодержательное общение с редакцией, а также о том, что надо было бы изменить в их работе. Почему мы снова вспоминаем о них? Ответ простой: многие думали, что именно на АРМА нужно возложить миссию поиска российских активов и последующие процедуры для конфискации.

С другой стороны, может, и не стоит на этот ключевой для восстановления Украины фронт привлекать АРМА, где из года в год генерируют одни проблемы. То ли в руководстве, то ли в структуре, то ли вообще в экзистенциальном смысле этого органа. Вроде бы и конкурсная комиссия в самом начале была независимой и аполитичной, вроде бы и законодательство выписано с участием западных партнеров, вроде бы и общественный актив поддерживал создание АРМА, даже заседали в конкурсной комиссии. Но потом что-то пошло не так: скандал за скандалом, нулевая эффективность, абсолютная контролируемость с Банковой.

Увольнение одного руководителя — Антона Янчука — и назначение двух «успешных» других руководителей, которые не только позволяли себе «подзаработать», но и любили «остограммиться» прямо на рабочем месте. Как следствие первому руководителю АРМА Антону Янчуку детективы НАБУ вручили подозрение в растрате 426 млн грн. Напомню, что во время досудебного следствия были установлены четыре эпизода:

  1. продажа трех земельных участков на Одесщине, приобретенных под строительство магазинов торговой сети «Ашан» (реальная их стоимость занижена в 18 раз);
  2. продажа 2,6 тыс. т песка на Киевщине (стоимость, по сравнению с рыночной, занижена больше чем в шесть раз);
  3. продажа более 4,5 тыс. т карбамида (стоимость занижена почти в пять раз);
  4. продажа зерна, крупы и масличных культур (стоимость занижена в четыре раза).

По трем эпизодам понятно: это украинские реалии, можно «порешать». Но какой уровень амбиций нужно иметь, чтобы влезть в историю с французской сетью супермаркетов и магазинов, где оборот составляет более 30 млрд евро! Тотальная безнаказанность. Кажется, Янчук думал, что ему все сойдет с рук. Но соратнику бывшего министра юстиции Павла Петренко немного не повезло.

Два других руководителя — Виталий Сигидин и Владимир Павленко — тоже впоследствии получили подозрения, но уже за потенциальное присвоение 400 тыс. долл. США. Прямо какой-то заколдованный круг в офисе на Гринченко, где находится АРМА. Кто бы ни пришел, — деньги «липнут» к его рукам.

Поэтому можно долго прогнозировать нулевую эффективность АРМА в контексте розыска и управления российским имуществом. Но есть нюансы.

Новый инвестфонд под крышей ОПУ

12 мая депутаты приняли закон, позволяющий принудительно изымать имущество РФ как государства, начавшего полномасштабную войну против Украины, и его резидентов. Изъятие имущества включает случаи, когда этого настоятельно требует военная необходимость. Закон предусматривает, что принудительное изъятие в Украине объектов имущества России и ее резидентов осуществляется без какой-либо компенсации (возмещения) их стоимости, исходя из полномасштабной агрессивной войны, которую РФ развязала и ведет против Украины.

Позднее Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) опубликовало перечень компаний, которые должны попасть под действие закона. Но это, как говорят американцы, drop in ocean. Компаний намного больше. Среди перечисленных — «Проминвестбанк» и «Сбербанк», «Энергомашспецсталь» (через кипрскую EMSS Holdings Limited с 2010 года компанией руководит «Росатом»), «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины» (по последним данным, 50% на 50% владельцами являются ОАО «Газпром» и «Нафтогаз Украины»), «Лисичанская нефтяная инвестиционная компания» (другими словами — Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, которым на 95% владеет Роснефть Эсейчс Инвестментс Лимитед), «Газпром сбыт Украина», «ЮжНИИгипрогаз» (данные на официальном портале SMIDA и YouСontrol не совпадают — SMIDA показывает, что единственным значительным владельцем является ООО «Каменский завод газоиспользующего оборудования» из РФ, а YouСontrol 60% «отдает» физическим лицам, а 40% — ОАО «Газпром»), 13-й судоремонтный завод Черноморского флота, ремонтирующий корабли ВМФ РФ.

Как в народе говорят, нет худа без добра. Именно этот 13-й судоремонтный десять лет назад полноценно отремонтировал флагманский крейсер «Москва», который не только был послан в «известном направлении» нашими военными с острова Змеиный, но и со временем осуществил «отрицательное всплытие» после удара украинской береговой системой «Нептун».

Но вернемся к розыску, аресту и продаже конфискованных российских активов. Оказывается, конфискованные активы будут переданы не в АРМА, а в ГП «Национальный фонд инвестиций Украины», созданное решением Кабмина еще 31 марта 2021 года. Им руководит близкий к главе офиса президента Андрею Ермаку Тимофей Милованов.

Можно порадоваться за господина Милованова, еще имеющего шанс проявить себя на очень важном для страны участке, а можно спрогнозировать, что размывание полномочий внутри разных институций лишь усложнит выполнение задач. И немногие в результате вообще поймут, как мы будем конфисковывать российские активы, кто ими будет управлять, да и вообще, какой профит будет у украинцев. (С полным перечнем потенциальных «целей», кстати, можно ознакомиться здесь).

Поэтому нас очень интересует, насколько сильным может быть диссонанс между несколькими конкурирующими институциями, каковы их полномочия и как это может сказаться на стратегическом результате: конфискации имущества. Итак…

…основные риски и Минюст

Начнем с законодательства. Про первую версию законопроекта об изъятии имущества юридических лиц, которые работают на территории Украины и полностью или частично принадлежат России, нет смысла говорить. Потому что его писали «на коленке» и без понимания базовых подходов к фундаментальным основам защиты частной собственности. Зеленский ветировал законопроект. Потом приняли другую версию, более удачную. При наличии оснований и условий НАПК должно было обращаться в Высший антикоррупционный суд с заявлением о применении к соответствующим физическим или юридическим лицам санкций, предварительно определенных СНБО. Рассмотрение заявления — десять дней. Также предусмотрено право на апелляционное обжалование с обеих сторон.

Но президент Зеленский предложил заменить НАПК на «центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применены санкции».

С одной стороны — это правильный шаг, потому что эта ситуация с санкциями никоим образом не регламентируется как полномочия НАПК, определенные в Законе «О предотвращении коррупции». Напомню: в статье 19 Конституции четко указано — органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать на основании, в рамках полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Поэтому разыскивать и обращаться в суд оно априори не может.

Логично было бы задействовать АРМА, которое по функционалу ближе всего. Возможно, немного изменив профильный закон и быстро перезагрузив руководство. И не на словах, а на деле поставив в рамки закона назначенного после честного конкурса нового руководителя. Но какой нормальный человек в офисе президента предложит такую идею?

Поэтому сначала было непонятно, что это за новый орган, который должен обращаться в Высший антикоррупционный суд. Можно было также предположить, что это упомянутое ГП «Национальный фонд инвестиций Украины», возглавляемое Миловановым. Но оно не является центральным органом исполнительной власти, о котором идет речь в принятом законе. Больше того, там речь шла о передаче уже найденных активов, а не о процессуальном участии в розыске и судебных баталиях. Полномочий на розыск у них нет.

Но 24 августа стало наконец понятно, какой орган власти возьмет на себя эту ношу. Первый иск в Высший антикоррупционный суд, чтобы наложить соответствующую санкцию, подал Минюст. При этом ответчиком стал российский миллиардер и владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков.

Надеюсь, это не станет единичным случаем, а начнет массовую конфискацию всех активов лиц, причастных к войне в Украине. Также хотелось бы напомнить украинской власти, что ряд активов еще до полномасштабного вторжения российские олигархи «передали в управление» украинским коллегам. В частности, в кулуарах ходят слухи, что рудник «Сухая балка» и Днепровский металлургический завод, которые сейчас принадлежат группе DCH (владелец Александр Ярославский), фиктивно проданы группой ЕВРАЗ (совладелец российский олигарх Роман Абрамович) в 2018 году во избежание санкций. Даже больше, в начале февраля Ярославский хотел выкупить PINbank у российского бизнесмена Евгения Гинера.

Кроме этого, долю в размере 23,71% «Баглийкокса» в том же 2018 году у Абрамовича выкупил Ринат Ахметов. Еще одному российскому олигарху — Олегу Дерипаске — принадлежит Николаевский глиноземный завод. Группа «бабаковцев» владеет пакетами акций ряда облэнерго. И напоследок напомним о фронтировании сетью AMIC российского нефтегазового гиганта «Лукойл».

Подводя итог, можно прогнозировать, что Минюсту хватит на годы работы по идентификации и конфискации всех активов российских олигархов, а также тех предприятий, где пособники Путина нашли себе прикрытие. Но что делать с АРМА, и зачем нам новый Национальный фонд инвестиций? Не станет ли этот набор ответственных институций бермудским треугольником, в котором вследствие войны (или, наоборот, — крепкой дружбы) будут бесследно исчезать российские активы, а кто-то еще и хорошо будет зарабатывать?