«Взвешивание» Кличко в статусе дважды мэра столицы, произошло еще в декабре. 12 мандатов «Слуги народа» легко перевесили 30 УДАРа и столько же — ЕС. Генпрокуратура, СБУ и ГБР, вставшие на весы вместе с Банковой, заставили Кличко если не опустить взгляд первым (его блеф с секретарем рады имел успех), то принять техническое поражение.
Дальше правила диктует исключительно победитель. Включая назначенного первого зама от «слуг» и утвержденных глав ключевых комиссий. Банковая/Ермак продолжают выдавливать людей нынешнего «регионала» с «бэпэпэшным» шлейфом Столара из столичных потоков, закрепляя позиции Комарницкого/Тищенко. Кличко ожидаемо в доле и готовится к своему будущему в большой политике.
Кто в этой истории имиджево пострадал больше всех, так это экс-президент Порошенко, вынужденно поддержавший Кличко на выборах. Сегодня ЕС вместе с «Єдністю» Сан Саныча Омельченко отправлены на заслуженную «пенсию». Где команде Порошенко дискомфортно, поскольку — голодно. Что, собственно, и подтвердило голосование за столичный бюджет, который ЕС и «Єдність» не поддержали, обвинив столичную власть в коррупции. То ли еще будет.
Однако обо всем по порядку.
Официальный союз
Мы уже говорили, что в переговоры перед первой сессией Киеврады Петр Алексеевич по старой привычке въехал на белом коне. Однако Кличко не посчитал перевес ЕС в один голос причиной для претензий Порошенко на своего секретаря Киеврады Владимира Прокопива. Впрочем, как потом и претензию «слуг» — на своего. Однако если в последнем случае Кличко, как мы уже сказали, скорее блефовал, нежели строил свою якобы независимую линию игры, то в первом — точно знал, что с экс-президентом играть ему больше неинтересно. Тем более, если Порошенко так раздражает Банковую.
По информации наших источников, после первой сессии Киеврады глава ОПУ Ермак заводил Кличко к Зеленскому. И затаивший на столичного мэра обиду президент задал ему всего два вопроса: «Почему не наш секретарь и почему так мало комиссий?». Признаюсь, на фоне того как распределялись комиссии («слуги» и «УДАРовцы» взяли ключевые из них и получили большую критику в зале) — вопрос неожиданный. Однако аргумент мэра, что 42 голосами УДАРа и «Слуги народа» устойчивое большинство точно не построишь, убедил президента в необходимости сдерживать стремена.
А вот с секретарем сложнее. Кличко категорически опроверг наличие каких-либо переговоров об этом с Банковой, а также обещаний со своей стороны. Проще говоря, дал понять Зеленскому, что окружение его обманывает. И здесь либо лукавит сам Кличко, либо процент столичного кураторства Ермака/Комарницкого все-таки несколько преувеличен. К чему мы еще вернемся.
Что касается Порошенко, то сразу сказать бывшему соратнику о разрыве отношений, старый/новый мэр Киева не решился. А может и не захотел, хотя и ел с ним пять лет из одной тарелки.
Поэтому нам пришлось наблюдать спектакль под названием «первый зам от Порошенко». И здесь — интересно. 8 декабря власть предложила, а Киеврада дружно проголосовала за четырех новых заместителей главы столичной администрации (плюс к восьми действующим). В их числе помимо двух представителей от «слуг» на позицию первого зама был утвержден тот самый экс-секретарь времен Порошенко — Прокопив, а в обыкновенные замы после непродолжительных дебатов таки прорвался еще один представитель ЕС — Константин Усов.
Однако 31 декабря буквально «под елочку» для ПАПа из-под пера главы КГГА вышло распоряжение о внесение изменений во Временное распределение обязанностей между заместителями главы КГГА, где фамилий людей Порошенко нет. Вообще.
Правда есть три неперсонализированные опции замов со (как бы это помягче сказать) свадебно-генеральскими полномочиями. Их, вероятно, и оставили для «порошенковцев» Прокопива и Усова (ему обещали транспортную сферу), а также для спортсменки от «слуг» — Елены Говоровой. Ну, «слуги» в этой ситуации не обидятся, уже получив реального первого зама по благоустройству, промышленности и регуляторной политике Алексея Кулебу (стопроцентный человек Ермака, заведенный сразу после его прихода в ОПУ и заключенной с Кличко сделки на «вкусный» департамент благоустройства). А в придачу к Кулебе — глав ключевых комиссий — бюджетной, собственности и благоустройства. А вот Прокопив, сохранив кабинет, вряд ли самореализуется. Во всех смыслах.
Здесь стоит сказать, что Кулеба уравновесил еще одного «старого» первого зама — Николая Поворозника. Да-да, того самого, которого задержали за взятку в 125 тыс. долл. от застройщика, а потом отпустили. После того, как Кличко перешел под протекторат новой «зеленой» власти. Виталий Владимирович оказался очень привязчивым. В отличие, к примеру, от того же львовского мэра Андрея Садового, который всегда достаточно оперативно избавлялся от токсичных людей в команде. Соблюдая, так сказать, реноме.
На самом деле Виталию Кличко по условиям поствыборной сделки с ОПУ удалось сохранить почти всю команду городской администрации. Включая и небезызвестного пана Непопа — официального куратора городского строительства, которому отдавал ненормативные телефонные команды дрессировщик Комарницкий. В этой точке, собственно, и находится «смерть Кощея». Эх, да не родился еще в Киеве тот добрый молодец, который позволил бы правоохранителям пойти за клубочком, ведущим в это столичное кубло.
Долевой «IQ»
Головной офис столичной власти, где под кураторством Дениса Комарницкого проходят все ключевые «мозговые штурмы», по-прежнему располагается в IQ Business Center Степана Черновецкого.
«Николай Тищенко, Игорь Кушнир (глава «Киевгорстроя»), Сергей Кучер (Edelburg Development), Артур Палатный (кладбищенско-силовой блок Кличко) едут туда «решать» вопросы, — рассказывал наш источник в сентябре, когда мы делали проект «Местные выборы-2020. Страна по полочкам». — Работают на основе меморандума, где расписаны все доли и распределены зоны ответственности. Кто отвечает за прохождение проектов в Киевраде, кто — за назначение людей. На паритетных началах, чтоб и мышь чужая не проскочила. Если главный архитектор Александр Свистунов — человек Кличко, то его заместитель Юрий Таций — человек Комарницкого. Он также «сидит» на всех документах. Так схема заземляется».
Свистунов на месте, Таций — тоже. После выборов зачищаются только те доходные места, где засиделись, как мы уже сказали, люди Столара. Хотя, по информации ряда наших источников в окружении мэра, топор личной войны между Кличко и его бывшим регентом Вадимом Столаром временно зарыт. Однако другие источники утверждают, что экс-партнеры примирились только публично.
«Да, они вместе летали на похороны Кернеса, где действительно состоялся разговор, — рассказывает наш источник в столичной администрации. — Но после этого ничего не изменилось: Кличко по-прежнему убежден, что Столар его предал. Зачистка людей Столара в силе. И в этом интересы Кличко и Банковой полностью совпадают». Хотя столичная ОПЗЖ, защищая активы своих других бенефициаров, не высовывается и голосует в формате большинства. Что, собственно, Кличко и обещал Порошенко, когда тот шантажировал его невозможностью управлять Киеврадой без мандатов ЕС.
«На самом деле в Киеве после выборов продолжает утверждаться двоевластие, нежели диктатура Банковой, — продолжает источник. — Доли расписываются исключительно на двоих. Площадки и активы Столара отжимает не только Комарницкий. (В которого, кстати, прочно вшита «Батьківщина» вместе с Аллой Шлапак и застройщицей Владой Молчановой. Не удивительно, что в «IQ» стало очень много Фукса — давнего бизнес-партнера Юлии Тимошенко. — И.В.). На бизнес-плато, сформированное Столаром, активно заходит и Артур Палатный — основной кассир мэра.
И это скорее сложносочиненное встречное движение, нежели сложноподчиненное. Банковая контролирует власть в стране сегодня, Кличко может получить ее завтра. Если будет покладистым и продолжит правильно держать корзину, которую уже начали наполнять уверовавшие в его будущую президентскую звезду игроки. В их мире главное — сохранить столичный общак, а кто будет политически его прикрывать — Порошенко, Зеленский или в будущем Кличко — не суть важно».
Рождественский передел
В канун Рождества мэр сделал еще один «подарок» Столару. Случился большой скандал с мобильным приложением Kyiv Smart City, без предупреждения клиентов прекратившим работу. Правда, тут же, на том же софте, но с немного измененным дизайном стартовал «Киев цифровой». Экс-глава департамента информационных технологий Юрий Назаров возмутился «рейдером», Городской информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) — парировал: приложение находится в собственности «оошки», не имеющей отношения к городу. Оба-на!
Вот раньше город не волновало, что проектом владеет «оошка» главного айтишника города Юрия Назарова, а теперь ему это показалось сильно странным.
На самом деле Kyiv Smart City — проект Назарова/Столара и оригинальный кейс, достойный отдельного глубокого рассмотрения. Более пяти лет (2015–2020) Назаров, прошедший на должность по конкурсу (участники комиссии рассказывают, что он действительно был самый компетентный из претендентов), внедрял IT-технологии в столице.
Речь шла о создании глобальной сетевой инфраструктуры, включающей официальный веб-портал КГГА, систему видеонаблюдения, различные корпоративные сервисы, систему управления землей и имуществом Киева, а также всей финансово-хозяйственной деятельностью столицы. Всего около 40 проектов. И всего в два раза меньше уголовных дел по следам их реализации.
Через целевую программу «Электронная столица» качались миллионы бюджетных ресурсов. В этом кейсе достославный «Электронный билет», две покупки одного и того же софта… Да много еще чего. Правда, пик любознательности правоохранителей, в частности СБУ, пришелся на каденцию главы ОПУ Андрея Богдана. Тогда, пытаясь подвинуть Кличко, стране много чего начали рассказывать о происходящем в столице. «Всего на протяжении трех лет Департамент информационно-коммуникационных технологий получил из бюджета на «Электронную столицу» 703 млн грн, — писали медиа в августе 2019-го. — Из них почти 254 млн грн (фактически треть) были потрачены с нарушениями, которые привели к потере 48 млн грн».
Правда, с приходом в ОПУ Ермака «оттепель» закончилась.
Однако СБУ успела вплотную заняться Назаровым, открыв уголовные производства. В апреле 2020-го он таки уволился из КГГА. Эта история обросла множеством слухов, один из правдоподобных — его женитьба в декабре того же года на коллеге по работе Ярославе Бойко — дочери одного из лидеров ОПЗЖ Юрия Бойко. О сумме откупного, якобы заплаченной тестем силовикам, слагают легенды, но мы не будем. Потому что легенды можно слагать и о том, как талантливо его зять, попрактиковавшись на малых объемах, перешел в национальную цифровую лигу под крышу министра Федорова. Но об этом чуть ниже.
Пока же вернемся к рейдерам, хакнувшим Kyiv Smart City. «Киев цифровой» — продукт Главного информационно-вычислительного центра столицы (ГИВЦ). Он находится в структуре того самого цифрового департамента, которым некогда руководил Назаров. А с недавних пор руководит молодой специалист, бывший инспектор по персоналу департамента земельных ресурсов КГГА некая Анна Лысык. Что ж, смелости этой девушке не занимать. Особенно если знать, какие всесильные люди стоят за ее спиной.
Здесь пойдут ключевые фамилии. Петр Оленич — нынешний глава департамента земельных ресурсов до 2017-го был заместителем Назарова в цифровом департаменте.
Однако два слона в посудной лавке не поместились (Оленич принимал участие в конкурсе на должность главы) и не менее способный
зам с «региональными» партийными корнями был перемещен Столаром заведовать столичной землей. А земельный опыт у него имелся.
В 2014 году непосредственно перед увольнением Петра Оленича с поста руководителя Сумского управления Государственного земельного агентства Украины (занял его в 2012-м по протекции Веревского) возник публичный скандал. Тогда Оленича обвинили в том, что он способствовал коррупционной схеме экс-губернатора Владимира Шульги. По информации местных СМИ речь шла о незаконном изменении целевого назначения земли и изменении формы собственности на участок размером 110 га.
Насколько «успешной» оказалась земельная деятельность Оленича в столице — тема не этой статьи. Однако повод предположить, что получается у него отнюдь неплохо: после удачного «переобувания» из ботинок Столара в ботинки Комарницкого, под Оленича легло еще и все айтишное направление столичной администрации. Которое, как вы уже поняли, занимается не только милым для киевлян приложением «Киев цифровой», но и управлением всей землей и имуществом Киева. А вышеупомянутая новоназначенная директор цифрового департамента Лысык — его родственница.
Кстати, с родственниками и друзьями — наглый перебор. Только копнув в один штык тот же ГИВЦ, мы напоролись на его директора Оксану Мысак — жену директора подконтрольного Оленичу КП «Киевский институт земельных отношений» Игоря Долинского. Заместитель Мысак по экономике и финансам — Александр Ризаев — муж работницы того же КП «Киевский институт земельных отношений» Наталии Францишко. А вот еще одного зама Мысак по выполнению городской целевой программы Дмитрия Стеценко — бывшего советника Черновецкого — вообще называют «смотрящим» за ГИВЦ.
Что ж, у каждого кубла своя «библия», где при желании можно разобраться кто, кого, когда и для каких схем «родил». Чем мы, собственно, и продолжим заниматься.
Здесь же пока уточним, что исходя из наличия головного теневого офиса, где Комарницким/Палатным принимаются ключевые решения, касающиеся управления Киева, внутри официальной команды Кличко присутствуют некоторые расхождения по этим же «хозяйским» линиям. В то время как глава земельного департамента Оленич и заместитель Кличко по строительству Вячеслав Непоп четко ориентируются на Комарницкого/Банковую, стратегический советник мэра Дмитрий Белоцерковец и зам. по транспорту и инфраструктуре Александр Густелев — на Палатного/Кличко. И так — по нисходящей. Но, понятно, что это исключительно внутривидовые реляции, не влияющие на общую стратегическую линию и ценности общака.
Проекция на страну
После того как главный айтишник Киева Юрий Назаров покинул столичную администрацию, а интерес силовиков к его деятельности постепенно сошел на нет, — щуку снова утопили в речке. Сегодня владелец той самой «оошки» официально — эксперт по Smart City технологиям ОО «Смарт Сити Хаб». Он же — глава комитета Smart City общественного совета при Минцифре.
«Я призываю всех мэров городов, лидеров громад присоединяться к нашему движению цифровизации! — заявил на днях эксперт Назаров. — Наша команда помогает вводить решения, которые качественно влияют на жизнь людей в три клика на смартфоне. Наше движение поддерживает центральная власть: на проекты цифровизации Украины в бюджете-2021 выделена рекордная сумма — 1 миллиард 800 миллионов гривен».
Как сообщает Интерфакс, в 2020 году команда Smart City.UA уже начала соответствующую, скажем так, консалтинговую деятельность: в течение года был проведен ряд обсуждений по поводу построения «умного города» с представителями многих городов Украины. К инициативе Юрия Назарова уже присоединились Мукачево, Львов, Тернополь, Ивано-Франковск, Ужгород, Житомир, Харьков, Белая Церковь, Мелитополь, Днепр и Бровары. Ура, товарищи!
«Убежден, что в этом году семья «умных городов» (и, уж простите, их не очень умных жителей. — И.В.) в Украине количественно возрастет. По нашим расчетам, в 2021 году преимуществами «умного города» смогут воспользоваться еще три миллиона украинцев, а в целом это будет почти 10 миллионов наших соотечественников», — уточняет Юрий Назаров.
Вот знаете, у нас нет вопросов к агрессивно развивающему свой бизнес Юрию Назарову. Но все еще есть — к министру Михаилу Федорову, почему-то позабывшему старую пословицу о том, что о тебе судят по друзьям и партнерам.
Хотя, конечно же, кейс столичного айтишника Назарова на фоне кейса столичного застройщика Микитася выглядит бледно. Поскольку последний касается не только квартир Нацгвардии, на которых погорел небезызвестный работник ОПУ Олег Татаров, но и еще многих эпизодов, связанных с «подводным миром» Киева. «Когда ты тянешь ОАСК, то выходишь на половину судебной системы страны. Когда разрабатываешь человека, который очень долго при власти, а еще и один из лидеров застройщиков в Украине, то априори получаешь много сюрпризов. Естественно, Микитась много говорит и подтверждает. Но это показания одной стороны. Все нужно проверять и только потом делать выводы», — сказал в интервью ZN.UA директор НАБУ Артем Сытник.
Однако о возможности проверять и делать выводы — это уже к Банковой. Судя по тому, с каким рвением она защищает пана Татарова, по которому дал показания сотрудничающий со следствием экс-глава «Укрбуда», и какими темпами разрушает дело и весь антикоррупционный блок в Украине, у нас все намного циничнее, чем в оскароносном фильме, название которого мы позаимствовали.
Ведь это в наш скромный дом пробрались и хозяйничают паразиты из IQ Business Center. Причем выносят последнее. И из Киева. И из страны.
Мы описали всего один из многочисленных криминальных кейсов. Как делали это в своих материалах весной, а также накануне выборов. Как делают это журналисты-расследователи других изданий. И будем внимательно продолжать следить за перераспределением украденного в столице. Ну, а вы голосуйте…