UA / RU
Поддержать ZN.ua

Летняя оттепель в мировой экономике

Неужели грозовые облака нового витка кризиса, все последние годы висевшие над международной финансово-экономической системой, начали понемногу рассеиваться?

Автор: Оксана Куренная

Похоже, мировая экономика наконец-то начала подавать признаки жизни. И свидетельство тому - это уже не лозунги глав центральных банков, а реальные экономические показатели. Причем процессы активизации отмечаются как в США, так и в Европе. Неужели грозовые облака нового витка кризиса, все последние годы висевшие над международной финансово-экономической системой, начали понемногу рассеиваться?

Собственно, повод задуматься о смене мировых тенденций в экономике уже традиционно дал глава американского центробанка (ФРС США) Бен Бернанке, в своем выступлении в Конгрессе с полугодовым отчетом напрямую связавший сроки сворачивания программы количественного смягчения с состоянием экономики. А точнее - с темпами ее роста и ситуацией на рынке труда. Такая прямота несколько смутила рынки и наблюдателей, поскольку Алан Гринспен, занимавший трон главного банкира мира много лет подряд, успел приучить всех к своей знаменитой фразе, на которой выросло множество современных экспертов: "Если вам показалось, что я выразился достаточно ясно, вы неверно меня поняли". Но в итоге после некоторой ломки сознания инвесторы все же переключились с политики на экономику. И она, следует признать, не разочаровала.

Вялую тишь летнего отпускного сезона взбудоражил отчет по ВВП США за второй квартал. Как свидетельствуют предварительные данные американского министерства торговли, темпы роста ведущей мировой экономики во втором квартале составили 1,7% в годовом выражении. Аналитики прогнозировали, что показатель увеличится на 1%.

Вышедший следом отчет по рынку труда оказался несколько слабее ожиданий, которые, справедливости ради следует отметить, были завышены. Прирост новых рабочих мест в июле чуть не дотянул до прогнозируемых 184 тыс. Зато уровень безработицы неожиданно снизился с 7,6% до 7,4%.

Позже последовал отчет по торговому балансу, который показал сокращение дефицита в июне по сравнению с маем едва ли не на четверть (на 22,4% - до 34,22 млрд долл.). Это - самое низкое значение с октября 2009 г. Более того, майские данные также были пересмотрены с понижением (с 45,03 млрд долл. до 44,10 млрд). И это на фоне достаточно оптимистичных не только внешнеторговых показателей официальной статистики из Китая. При этом, что особенно порадовало американцев, наблюдался рост экспорта при сокращении импорта. Просто мечта.

Ну и из совсем свежего. Показатель розничных продаж также превзошел прогнозы. Без учета автомобилей увеличение розничных продаж составило 0,5%, тогда как ожидалось всего 0,2%.

Естественно, теперь все пророчат начало сворачивания программы стимулирования экономики ФРС уже в нынешнем году. А точнее, в сентябре. Базовую же учетную ставку обещают повысить к лету 2015 г. Впрочем, не следует особенно впадать в эйфорию и забывать, что это произойдет лишь при условии сохранения положительной тенденции макроэкономических показателей.

Надо сказать, что такой поворот событий значительно упрощает задачу преемнику Бернанке. Нынешний глава ФРС уходит в отставку в январе 2014 г. Кстати, ходит слушок, что он даже может покинуть свой пост досрочно - чуть ли не в сентябре. Но это к слову. Тем временем суть задач преемника сводится к следующему: остановить количественное смягчение, ускорить рост и победить безработицу. И если еще пару недель назад финансовый мир больше сочувствовал, чем завидовал вероятным преемникам Бернанке - Джанет Йеллен и Лоуренсу Саммерсу, то сейчас ситуация меняется. Бернанке, в последнее время откровенно раздражавший президента США Барака Обаму, на глазах изумленной публики может превратиться в спасителя Америки.

Именно Бернанке настоял на том, чтобы накачать экономику Штатов избыточной ликвидностью, за что и получил прозвище Бен-вертолетчик. Шаг был спорный, но сейчас есть все шансы стать едва ли не героем, ведь победителей, как известно, не судят.

Единственной неприятностью является то, что не вполне понятно, как аукнется миру это самое сворачивание программы. Ведь триллионы свеженапечатанных долларов нашли пристанище на финансовых рынках. В частности, на фондовых. Это позволило индексам вырасти до очередных исторических максимумов. Но ведь в итоге этот "пузырь", потеряв подпитку, может на волне спровоцированной паники инвесторов "радостно" обрушиться. И вот тогда уже вроде бы пережитый "кризис-2" покажется мелочью, и все мы увидим "возвращение настоящего кризиса". Который, в свою очередь, и приведет к глубокому производственному спаду, которого так старается избежать Бернанке. Кстати, зарубежные экономисты и всевозможные проджект-менеджеры в стремлении подстраховаться от возможного обесценивания "бумажек" уже давно поглядывают в сторону реальных благ и вечных ценностей, в частности, в сельскохозяйственном секторе.

Но вернемся к потенциальным преемникам Бернанке. Джанет Йеллен - сторонница постепенного сворачивания стимулирующих мер. Лоуренс Саммерс - приверженец резкого завершения программы количественного смягчения. Впрочем, это может быть уже и неважно, поскольку теперь задача будущего главы ФРС может свестись к более простым вещам - удержать достижения Бернанке и не раздражать президента. А конкретнее - не омрачить последние годы пребывания Обамы во власти какими-нибудь катаклизмами. С этой точки зрения кандидатура Саммерса выглядела бы более вероятной. Обама изначально ему благоволил. В пользу этого говорит хотя бы тот факт, что за последние два года Йеллен побывала в Белом доме один раз, а Саммерс - 14.

Однако сравнительно недавно демократы раскритиковали кандидатуру Саммерса. Кроме того, многие обвиняют его в том, что именно он - один из отцов кризиса, так как на посту министра финансов США отменил множество ограничений на работу финансовых учреждений. И даже якобы был косвенно причастен к нескольким случаям мошенничества. Да и более логичным шагом было бы назначение на пост главы ФРС именно Йеллен, поскольку она непосредственно участвовала в разработке программы количественного смягчения.

Европа и прочие

Тем временем по другую сторону Атлантики - в Европейском Союзе дела тоже вроде бы начинают все больше налаживаться. После ряда позитивных экономических отчетов, превзошедших прогнозы (таких, как индекс делового климата, торговый баланс еврозоны и Германии и нескольких менее значительных), данные по валовому внешнему продукту еврозоны за второй квартал текущего года зафиксировали долгожданный выход из рецессии. К слову, самой продолжительной рецессии за всю историю валютного союза. Рост ВВП составил 0,3%, хотя прогнозировался 0,2%.

На этом фоне вдвойне оптимистичней воспринимаются заявления главы ЕЦБ Марио Драги о притоке инвестиций в зону евро и об улучшении состояния банковского сектора. И не так удручающе выглядят высказывания о том, что стимулирующий характер монетарной политики потребует продолжения и в этом, и в следующем году.

Что касается проблемной Греции, то ее парламент наконец-то одобрил программу, которая позволяет стране получить финансовую помощь ЕС, но ставит на порог увольнения тысячи государственных служащих. Кроме того, европейские чиновники сказали, что будут пристально следить за выполнением условий договоренностей.

Вообще Греция очень напоминает Украину: обещает, не выполняет и все время просит денег. Тем не менее Греция со всеми ее проблемами не сможет повлиять на общую, достаточно оптимистичную экономическую картину не только в еврорегионе, но и за его пределами. И раз уж речь зашла об Украине, то и для наших производителей на мировых сырьевых рынках начинают проявляться положительные симптомы.

В частности, как свидетельствуют данные профильных информационных порталов, в первой декаде августа даже в условиях сезонного уменьшения спроса на мировом рынке стали наметился подъем. Металлургические компании в последнее время сообщают о росте покупательского интереса, причем многие потребители, нуждаясь в пополнении запасов, готовы приобретать продукцию по более высоким ценам, чем в прошлом месяце. Правда, пока еще трудно судить, насколько устойчивым будет этот подъем (впрочем, как и последние позитивные тенденции в целом). Однако "разброд и шатания" последних лет, надо сказать, уже всем порядком поднадоели, а слово "кризис" - набило оскомину. И от того еще вкуснее каждая подслащенная пилюля отчетов статистики и рыночных сводок из ключевых центров мирового экономического влияния.