UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отсрочка платежей

Бизнес борется за изменение закона о трансфертном ценообразовании. Каковы успехи?

Автор: Дарья Довган

Пока восточные области Украины стояли на баррикадах, а правительство искало способ залатать дыры в госбюджете нашей страны, украинский бизнес тоже не терял времени зря. С начала марта в Украине шла скрытая борьба за будущее трансфертного ценообразования (ТЦО) - новых норм работы для бизнеса, способных значительно изменить его привычную жизнь.

Закон о трансфертном ценообразовании был принят еще в июле 2013 г. Но подать свой первый отчет согласно положениям закона украинский бизнес должен был лишь к 1 мая 2014 г. Задача не из простых, активно жаловались компании, и времени мало, и требования излишние, и бумажной работы - на тонны израсходованной бумаги.

Поэтому с приходом нового правительства в Украине бизнес задумал изменить правила и на текущей неделе внес финальный проект своих предложений в Верховную Раду. Как будет выглядеть контроль над трансфертным ценообразованием в Украине, если изменения будут утверждены?

Перечень претензий

Принятие закона о ТЦО стало одной из главных законодательных эпопей прошлого года. Трансфертное ценообразование - один из самых распространенных механизмов, посредством которого бизнес уходит от налогов: бизнес структурирует свою работу так, чтобы вся прибыль оседала на тех компаниях внутри их групп (в рамках одной или разных стран), которые подлежат самому льготному налогообложению. Хрестоматийный пример - американские компании Apple, Google и Microsoft. По данным Министерства финансов США, только с 2009-го по 2011 г. они вывели на свои связанные компании в офшорных структурах прибыль в размере 35,4 млрд долл. (Apple), 24,2 млрд долл. (Google) и 21 млрд долл. (Microsoft). И тем самым серьезно снизили объем налогов, уплаченных в своих государствах.

Украинский бизнес также активно использует работу со связанными компаниями, чтобы минимизировать объем уплаченных ими налогов. К примеру, оформляет всю прибыль на предприятия, которые имеют налоговые льготы внутри Украины. Или продает продукцию за рубеж не напрямую, а через трейдеров, зарегистрированных в Швейцарии, Нидерландах или других низконалоговых юрисдикциях. В результате вся прибыль от операций оседает не в Украине, а в этих странах.

Закон о трансфертном ценообразовании предусматривал, что бизнес начнет подавать отчетность в налоговую об операциях со всеми своими контрагентами, а налоговики будут отслеживать, нет ли среди них связанных лиц и не используют ли их предприятия, чтобы минимизировать уплату налогов.

Бывший министр доходов и сборов и основной инициатор появления закона о ТЦО Александр Клименко потенциальный эффект для бюджета от вывода этих операций в прозрачное русло оценивал в 20 млрд грн за три года. Правда, откуда взялась именно эта цифра, он не объяснял. Но даже если она слишком оптимистична, в необходимости этого закона в Украине не сомневался почти никто. Только за сентябрь-декабрь 2013 г. фискалы насчитали около 850 субъектов, подпадающих под критерии контролируемых операций согласно текущей редакции закона. Общий объем операций, реализованных ими, с января по сентябрь 2013-го составил почти 230 млрд грн, говорится в комментарии Миндоходов, предоставленном ZN.UA. Большая часть из них - почти 500 компаний - проводили операции на внешнем рынке, и сумма этих операций превышает 100 млрд грн согласно данным этого ведомства (правда, это лишь предварительные оценки, более точные можно будет получить, лишь когда бизнес начнет подавать отчетность по ТЦО, говорят в Миндоходов).

Правда, своих переживаний бизнес также не скрывал, и приход новой власти дал ему надежду, что если закон не отменят, то перенесут начало его действия.

Еще в начале марта Американская торговая палата (АТП) совместно с Независимой ассоциацией банков Украины (НАБУ) направили письмо главе комитета ВР по налоговой и таможенной политике Виталию Хомутыннику. Суть письма - перенести подачу отчетности с 1 мая на 1 ноября 2014 г. и отменить штрафы за нарушения в отчетности за 2013 г.

Замглавы Министерства доходов и сборов и руководитель налоговой службы Игорь Белоус был не против: вскоре после назначения на эту должность он заявил, что подачу отчетности по ТЦО Кабмин может перенести с мая на конец текущего года. В ответ на письмо Хомутынник зарегистрировал законопроект, в котором предлагал изменить период, за который подается отчетность, и первый отчет сдавать не за сентябрь-декабрь 2013 г., а уже за 2014-й. А его коллега по комитету Александр Долженков пошел еще дальше и в другом проекте закона на ту же тему предложил сократить длительность проверок и снизить уровень штрафных санкций (по действующей версии закона, штраф за неподачу обязательных документов составляет 5% от общей суммы контролируемых операций). И главное - сузить перечень контролируемых хозяйственных операций, оставив в их числе лишь внешнеэкономические операции.

Переживания бизнеса (и предложения депутатов) можно понять. Среди их ключевых претензий к действующему закону, например, то, что для подготовки отчетности за 2013 г. компаниям дано мало времени - всего четыре месяца (до 1 мая 2014 г.). В России на эти цели отвели целый год, говорится в письме АТП и НАБУ. А кроме того, у компаний есть масса вопросов к методике определения рыночного диапазона цен, а у Министерства доходов и сборов, судя по всему, пока нет полных оформленных ответов на эти вопросы. Наконец, форма отчета по связанным операциям не учитывает специфики банковских операций и т.д.

Причем проблемы с отчетностью возникли бы не только у бизнеса, но и у налоговиков. "У нас просто нет информационных баз, которые позволили бы автоматически или полуавтоматически выбрать и определить, сколько и каких операций будут подпадать под контроль по закону о трансфертном ценообразовании, - говорит высокопоставленный собеседник ZN.UA в Миндоходов. - К тому же в нашем государстве нет единой базы, которая позволила бы понять, связаны компании между собой или нет. Все нужно проверять вручную". Пример - компании "Лукойл" и предприятие "Карпатнафтохим", говорит собеседник. Согласно базам данных Миндоходов они не связаны друг с другом, но простой поиск в Интернете доказывает обратное. (Правда, в МДС надеются, что, подавая отчеты, бизнес будет "светить", с кем у него объем операций за год превышал 50 млн грн - нижний порог для закона о трансфертном ценообразовании, а значит, во время очередной проверки налоговики будут знать, что связь именно с этой компанией им и нужно проверить.)

Но проблема в другом. С государственным бюджетом Украины - критическая ситуация, и чтобы залатать его дыры, новый состав Кабмина уже скребет по сусекам: заморозил социальные расходы и выплаты, ввел ряд дополнительных налогов, в очередной раз повысил акцизы и т.д. На этом фоне попытка бизнеса устроить себе еще год отсрочки перед подачей отчетности по ТЦО (отчет за 2014 г. нужно подавать лишь в 2015-м) выглядит понятно, но вряд ли обоснованно. Ведь тогда реальный эффект от борьбы с уклонением от налогов через ТЦО экономика ощутит не раньше конца 2015 г.

Тем более что для ряда ключевых секторов украинского бизнеса - металлургии, агросектора и других в законе и так предусмотрена пятилетняя отсрочка.

Поэтому предложения депутата и бизнеса вызвали нарекания в налоговом ведомстве, Министерстве финансов и Научно-экспертном управлении ВР. Причем даже не из-за наполнения бюджета. И старая, и новая версии бюджета на 2014 г. не учитывали дополнительных поступлений от вступления закона в силу просто потому, что детальных расчетов никто не проводил. Вопрос в том, что компаниям нужно привыкать работать по новым правилам, и лучше, если они начнут это делать как можно раньше. К примеру, в экспертном управлении Рады в комментариях к проекту закона Виталия Хомутынника написали, что переносить период, за который подается отчетность, не стоит хотя бы для того, чтобы дать возможность налоговым органам Украины "попрактиковаться" в обработке новой отчетности. Правда, согласились, что штрафы на бизнес поначалу накладывать не стоит.

К чему пришли

Полтора месяца обсуждения предложений бизнеса по ТЦО на встречах и в кулуарах, и к середине уходящей недели, 16 апреля, стороны, кажется, нашли компромисс. Виталий Хомутынник подал в парламент новую версию собственного проекта закона, который учитывает замечания двух сторон - и бизнеса, и правительства.

Бизнес, к примеру, может праздновать победу в вопросе размеров штрафов. Их размер за неподачу отчета должен снизиться с 5% от суммы контролируемой операции до 100 минимальных зарплат (120,1 тыс. грн) и за неподачу документации - до 10 минимальных зарплат (12 тыс. грн).

Правда, Миндоходов и Минфин тоже смогли отстоять свою часть интересов в проекте закона. Они договорились, что свой первый отчет бизнес по-прежнему должен будет подать за сентябрь-декабрь 2013 г. Но срок его подачи будет перенесен с 1 мая на 1 октября 2014-го, чтобы дать бизнесу время подготовиться, а Миндоходов - детально разъяснить ему, как именно нужно подавать этот отчет.

Кроме того, Миндоходов, бизнес и депутаты нашли компромисс еще по нескольким вопросам, но пока они не вошли в проект закона Виталия Хомутынника, говорит источник ZN.UA в Министерстве доходов. К примеру, ведомство согласилось на снижение количества операций (и предприятий) внутри Украины, которые будут контролироваться по ТЦО.

Сейчас налоговики собираются контролировать операции между связанными лицами в Украине в четырех случаях: если одно из предприятий убыточно; если одно предприятие имеет специальный режим налогообложения; если предприятия платят различные ставки налога на прибыль и НДС и если одно предприятие не было плательщиком налога на добавленную стоимость (и во всех четырех случаях - если объем операций с одним контрагентом за год превышает 50 млн грн).

МДС согласно, что операции будут подпадать под контроль лишь в том случае, если компании находятся на разных или льготных ставках налогообложения.

Наконец, по информации ZN.UA, согласно Министерство доходов и на то, что на внутреннем рынке будут контролировать лишь операции покупки-продажи товаров и услуг, в то время как по внешнеэкономической деятельности под контроль подпадут любые операции со связанными компаниями (с учетом выплаты дивидендов, беспроцентных кредитов и т.д.).

Почему же эти договоренности не вошли в обновленный - и компромиссный - проект закона, внесенный в Раду? "Технически эти правки будет проще провести через парламент, либо внеся их в последний момент перед согласительным советом парламента, либо с голоса непосредственно перед голосованием законопроекта. Это увеличивает их шансы быть принятыми депутатами", - говорит источник ZN.UA в комитете ВР по налоговой и таможенной политике. Проголосовать компромиссный проект закона депутаты должны были уже в четверг,
17 апреля. Правда, теперь на пути облегчения условий для бизнеса встали депутаты-регионалы, отказавшиеся голосовать в Раде под предлогом конфликта в восточных регионах страны.