UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тарифы на тепло: почему так дорого?!

Суммарно члены правительства оценивают теплопотери от производителя теплоносителя к потребителю на уровне 40-45%! Как вы считаете, кто за это платит?

Автор: Сергей Пинчук

Самой существенной составляющей в оплате жилищно-коммунальных услуг для населения является плата за снабжение теплом и горячей водой. Ежегодно с началом отопительного сезона большинство жителей многоэтажек получают квитанции на квартплату с в несколько раз увеличенными сумами. И это при том, что теплоснабжение в сфере ЖКХ осуществляется по льготным тарифам, которые далеко не покрывают себестоимость этой услуги. Даже трудно представить, что произойдет, если население заставят платить полную стоимость доставленного в помещение теплоносителя. Почему же теплоснабжение такое дорогое?

Куда девается тепло.
Языком цифр

В обновленной Энергетической стратегии Украины на период до 2013 г. (см. ZN.UA №30 от 23 августа 2013 г. "Стратегия без видения…") приводятся сведенные статистические данные относительно состояния и прогнозов развития энергетического рынка Украины, в т.ч. производства тепла. Даже поверхностный анализ приведенных там цифр позволяет понять принципы формирования стоимости теплоснабжения.

Итак, по состоянию на 2010 г. общее количество отопительных котельных в системе теплоснабжения страны составляет 33312 единиц. Потенциал суммарного производства тепловой энергии имеющихся систем центрального теплоснабжения превышал 750 млн Гкал в год. Фактический отпуск тепловой энергии всеми источниками систем центрального теплоснабжения в последние годы составляет около 140 млн Гкал в год с тенденцией к дальнейшему снижению. Коэффициент полезного действия котельных в целом можете вычислить сами.

Основными потребителями тепловой энергии являются жилищно-коммунальные хозяйства (ЖКХ) и непосредственно население - около 70%. Вырабатывают тепловую энергию для обеспечения нужд населения Украины системы централизованного теплоснабжения, к которым подключены около 11 млн квартир, преимущественно в городах и поселках городского типа.

Около 7 млн домохозяйств, большей частью низкоэтажной застройки, пользуются системами индивидуального теплоснабжения.

Общая протяженность тепловых сетей в системе отопительных котельных - 33,8 тыс. км в двухтрубном измерении.

"Большинство сетей и источников тепла не имеют средств инструментального контроля тепловых потерь, поэтому точной информации о потерях нет. Оценочно они составляют не менее 30%, а на самом деле могут быть и бЧльшими. Значительные объемы потерь тепла в тепловых сетях связаны с их неудовлетворительным физическим состоянием, сегодня изношенность магистральных и распределительных сетей достигает 70% их общей протяженности", - отмечают авторы стратегии. Кроме того, "...морально устаревшие групповые и центральные теплопункты имеют несовершенные системы регулирования отпуска тепловой энергии по температуре воздуха. Это служит причиной дополнительных потерь тепловой энергии, которые оцениваются в 10-15%".

То есть суммарно члены правительства оценивают теплопотери от производителя теплоносителя к потребителю на уровне 40-45%! Как вы считаете, кто за это платит? Ответ также содержится в Энергостратегии: тариф исчисляется на стадии отпуска теплоносителя в сеть и формируется он "от затрат".

Цитирую: "Действующая практика вычисления тарифов на тепловую энергию на стадии ее отпуска в сети приводит к отсутствию финансовых стимулов к реконструкции теплосетей, что обусловливает низкие темпы их восстановления. Что касается инвестиций в основное оборудование ТЭЦ и котельных, то действующий порядок назначения тарифов на тепловую энергию регулятором по принципу "от затрат" существенно снижает заинтересованность в реальном повышении эффективности системы центрального теплоснабжения".

Фактически никого не интересует, какого качества, а точнее температуры, теплоноситель получают потребители - все уже оплачено. И это при том, что разработчики Энергостратегии признают: системы централизованного теплоснабжения имеют значительные потери выработанной тепловой энергии на стадии транспортирования и распределения тепла, часто случаются аварии теплосетей...

Что нас ожидает в недалеком будущем?

Из всего сказанного можно сделать несколько оптимистичных выводов:

- правительство понимает всю глубину кризиса отрасли теплоснабжения: изношенность сетей, неэффективность работы действующих котельных, отсутствие средств учета, из-за чего невозможно даже оценить реальный объем теплопотерь;

- правительство не удовлетворено принципами формирования тарифа на услуги теплоснабжения, при котором операторы рынка не имеют никакой заинтересованности в инвестировании в изношенные сети или установлении средств учета.

Однако на этом позитив и заканчивается. Ведь запланированные правительством изменения станут настоящим испытанием для кошельков средних граждан, преимущественно жителей многоэтажек.

Вот основные запланированные мероприятия.

1. До конца 2014 г. тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали и распределительные сети подлежат полной приватизации. Целью приватизации является привлечение владельцев для повышения эффективности функционирования предприятий, а также получение негосударственных инвестиций на развитие отрасли.

2. Необходим налаженный всеобъемлющий автоматический контроль и коммерческий учет тепловых потоков на всех стадиях производства, транспортирования, распределения и использования тепловой энергии. Это создаст необходимые экономические предпосылки для внедрения энергоэффективных проектов в сфере реконструкции изношенных сегодня тепловых сетей с повышением их экономичности и надежности.

3. Отказ от субсидирования производства тепла и переход к внедрению механизмов адресных субсидий социально незащищенным слоям населения. Это означает, что только беднейшие слои населения будут получать скидку на оплату тепла в виде государственных субсидий. Остальные будут оплачивать полную его стоимость.

4. Реализация энергосберегающих мер в секторе потребления предусматривает снижение удельного потребления тепла приблизительно на 30% за счет повышения термоэффективности домов с применением современных норм и стандартов в строительстве, прежде всего в сфере строительства и реконструкции жилищного и промышленного строительного фонда.

Такие действия логичны и могут привести к желаемому результату: инвестициям в отрасль, тотальному учету, мероприятиям по энергосбережению в домах, субсидиям для беднейших...

Однако, как всегда, возникает вопрос: за чей счет реализуются все эти улучшения? Ответ очевиден.

Во-первых, тарифы на энергоносители, которые используются для производства тепловой энергии (газа, электроэнергии, угля и т.п.), будут включать не только реальную стоимость продуцирования такого носителя, но и инвестиционную составляющую. Например, в стоимости электроэнергии, произведенной атомной электростанцией, будет заложена и стоимость строительства самой АЭС, а это отнюдь не дешево: по оценкам авторов Энергостратегии, возведение АЭС мощностью 5 ГВт стоит 160 млрд грн.

Во-вторых, "при реконструкции имеющегося жилищного фонда особого внимания заслуживает переоборудование внутридомовых тепловых сетей по двухтрубной схеме с внедрением термоклапанов, поквартирных систем учета потребления тепловой энергии", - отмечают разработчики Энергостратегии.

Догадайтесь, кто должен их термомодернизировать. Жеки? Местная власть? Это было бы логично, поскольку именно они являются балансодержателями многоэтажных домов. Тем не менее, согласно Национальному плану действий на 2013 г. относительно внедрения Программы экономических реформ на 2010-2014 гг. "Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство", утвержденному указом президента Украины, еще до 2014 г. из законодательных актов в сфере ЖКХ понятие "балансодержатель дома" будет изъято. В результате владельцы квартир будут окончательно признаны совладельцами домов, а местная власть не будет иметь к ним никакого отношения. Так кто должен заниматься модернизацией домов? В этом контексте еще одна цитата из Энергостратегии: "...весомым фактором повышения эффективности использования теплая должно стать изменение поведения потребителей благодаря действию тарифных и нетарифных стимулов".

В-третьих, только неисправимые оптимисты могут надеяться, что при современном состоянии государственного бюджета значительная часть населения получит от государства субсидию на оплату коммунальных услуг. Интересно, какой процент населения отнесут к социально незащищенным категориям и какие еще препятствия для получения субсидий, кроме уже существующих (например, наличие автомобиля или отсутствие официального трудоустройства), установит правительство?

Возможно, все пройдет?

Будут ли действительно введены описанные в обновленной Энергетической стратегии Украины планы, покажет время. Ведь программ и стратегий за 22 года независимости Украины написано много...

Тем не менее несомненным остается тот факт, что в таком состоянии система теплоснабжения Украины не сможет функционировать вечно. Вся отрасль нуждается в коренном реформировании, привлечении огромных инвестиций.

Но мы должны четко понимать, что в конечном результате все изменения и инвестиции тем или иным образом будут оплачены потребителями тепла, 70 процентов из которых - простые граждане, преимущественно жители многоэтажек. Поэтому при проведении любых реформ в отрасли теплоснабжения чрезвычайно, критически важно учитывать не только международный опыт, передовые технологии и экономическую целесообразность, но и финансовые возможности простой украинской семьи.