UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рынок электроэнергии переводят на новые рельсы. Или только на новый фонд?

Новая модель рынка электроэнергии , создаваемая согласно названному закону, предполагает разработку единых правил ведения бизнеса на рынке электроэнергии. Насколько эти правила прозрачны, станет понятно уже в начале 2014-го.

Автор: Иван Гонта

Перед поездкой в Китай президент успел подписать Закон "О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины". Как сообщало ZN.UA, Верховная Рада приняла закон о либерализации оптового рынка электроэнергии еще в конце октября 2013 г., но вступит он в силу уже в 2014 г. - с 1 числа месяца, следующего за месяцем его опубликования.

Вокруг этого закона долгое время шли ожесточенные споры, о чем неоднократно писало ZN.UA. Новая модель рынка электроэнергии, создаваемая согласно названному закону, предполагает разработку единых правил ведения бизнеса на рынке электроэнергии. Насколько эти правила прозрачны, станет понятно уже в начале 2014-го.

Наиболее спорной в принятом законе является норма о создании Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса: его наполнение возложено на государство за счет дополнительных "сборов" с объектов генерации из числа АЭС, ГЭС и ГАЭС, а его средства планируется направлять на покрытие убытков ТЭЦ и "зеленой" генерации, находящихся преимущественно в руках олигархов.

Подписав Закон "О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины", предусматривающий его либерализацию, президент поручил пока еще премьеру Азарову в месячный срок после вступления закона в силу создать координационный центр по обеспечению внедрения новой модели энергорынка страны. Как значится в поручении президента в связи с подписанием закона, размещенном на его сайте во вторник, 3 декабря, к работе центра предполагается привлечь представителей секретариата Европейского Энергетического сообщества и международных финансовых организаций, в частности Всемирного банка.

Как сообщало ZN.UA, Энергосообщество и его секретариат принимали непосредственное и активное участие в подготовке этого закона, о чем рассказывал в своем интервью Янез Копач. На различных этапах подготовки и обсуждения этого закона эксперты Энергосообщества и отечественные специалисты вносили сотни замечаний и изменений. И вплоть до публикации большинству даже причастных к разработке нового энергозакона доподлинно не было известно, какие же дополнения и изменения включены в его окончательную редакцию.

К концу 2014 г. Кабмин должен принять меры по подготовке законопроектов по имплементации директивы ЕС №2009/72/ЕС об общих правилах функционирования внутреннего рынка электроэнергии и регламента №714/2009 относительно условий доступа к сети трансграничной передачи электроэнергии.

Напомню, что эти директивы являются составляющими Третьего энергопакета ЕС, о возможном выходе из которого еще 26 ноября в телеинтервью говорил Янукович. Теперь он об этом молчит. Но неизвестно наверняка, как в целом сложится ситуация с участием Украины в Евроэнергосообществе при стремительном углублении сотрудничества в энергосфере с РФ на российских условиях (а все говорит именно о таком развитии событий). Кремль, как известно, и ранее требовал выхода Украины из Энергетического сообщества и энергопакетов ЕС.

Пока что Янукович поручил премьеру до 2 июня 2014 г. предусмотреть в подзаконных актах о работе нового Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса наличие требований о постоянном мониторинге и ежегодном аудите его деятельности, оптимизации расходов и целевом использовании средств, которые производители электроэнергии получают из фонда.

Напомню, что в настоящее время в Украине действует энергорынок единого покупателя (всю производимую электроэнергию у всех генерирующих компаний, независимо от формы их собственности, закупает госпредприятие "Энергорынок", которое и регулирует ценовые и другие параметры работы энергорынка).

Новый энергозакон предусматривает внедрение модели работы энергорынка по прямым договорам между производителями и покупателями электроэнергии, а также рынка контрактов "на сутки вперед" и балансирующего рынка, что позволит регулировать дисбаланс, возникающий при производстве электроэнергии. Также предполагается создание рынка дополнительных услуг по закупке маневренных мощностей.

Наиболее спорным в законопроекте был вопрос создания Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса и его наполнения исключительно за счет средств атомных и гидроэлектростанций. По мнению представителей атомной отрасли, основной функцией фонда будет получение средств от энергогенерирующих компаний, которые принадлежат государству (АЭС, ГЭС и ГАЭС), для дальнейшего их направления на покрытие убытков находящейся преимущественно в частной собственности тепловой генерации, а также гарантированных поставщиков.

Через фонд будут проводиться расчеты за проданную по "зеленым" тарифам электроэнергию, а также возмещаться убытки гарантированных поставщиков от продажи потребителям электроэнергии по регулируемым тарифам и расходы от покупки электроэнергии, произведенной на ТЭЦ и других установках с комбинированным производством электроэнергии по регулируемым ценам, и ее продажи по рыночным ценам.

К предметному обсуждению основных "за" и "против" нового закона о рынке электроэнергии в ближайших номерах ZN.UA присоединятся эксперты рынка.