UA / RU
Поддержать ZN.ua

Был бы хаб, кабы не путинский ухаб

Партнерское участие Украины в европейском проекте Север-Юг - это реальная возможность зарабатывать на транзите, а со временем, возможно, и на торговле газом совершенно цивилизовано, на равных с европейскими и иными партнерами, с тем же "Газпромом", а не с постоянной боязливой оглядкой на него.

Автор: Алла Еременко

После двадцатого упоминания "о газе" я перестала считать, сколько еще раз во время телевизионного евроотказа Виктор Янукович произнес это "ненавистное" слово… Пусть бы разуверился самый отчаянный оптимист, но под занавес Вильнюсского саммита Янукович взял бы да и подписал Соглашение об ассоциации Украины с ЕС! Какой бы толчок к реализации получила третий год витающая в восточноевропейском пространстве идея создания газового хаба!.. Эта идея в ее нынешнем виде, судя по всему, для Украины будет отложена на неопределенное время. Как и евроинтеграция. Никуда она не денется, как и Украина с карты Европы. Жаль только, что по-прежнему реализация проекта создания единого европейского газотранспортного коридора Север-Юг будет происходить без Украины. Без непосредственного участия ее компаний, как операторской, так и трейдерских. Жаль тем более, что газовый хаб практически уже создается, а единая европейская сеть газопроводов становится все более мобильной, благодаря региональным интерконнекторам и LNG-терминалам, которыми Европа прирастает со всех сторон.

Тому же Януковичу, как гаранту, увы, в основном только прав и свобод нынешней власти, вскоре будет очень обидно, что он вовремя не оценил возможную перспективу. Ведь участие Украины с ее идеей создания Восточноевропейского газового хаба в газотранспортном проекте Север-Юг сулит прямые выгоды и власти (причем любой), и бизнесу (причем не только Семейному). Партнерское участие Украины в европейском проекте Север-Юг - это реальная возможность зарабатывать на транзите, а со временем, возможно, и на торговле газом совершенно цивилизовано, на равных с европейскими и иными партнерами, с тем же "Газпромом", а не с постоянной боязливой оглядкой на него.

Это реальная возможность укрепить энергетическую безопасность страны, вместо того, чтобы клянчить у Путина подачки в виде снижения цены на газ и пролонгации кредитов.

Можно, не обращаясь в Стокгольмский арбитраж по поводу пересмотра "Газпромом" условий газового контракта, продолжать утверждать, как это делает Янукович, что для Украины "цена на газ должна быть среднеевропейская, 370 долл. минус транспорт; 300 долл. - максимальная цена на газ, а она у нас 510 долл.". Можно вести с "Газпромом" бесполезные переговоры вплоть до конца
2019 г., т.е. до времени окончания действия контракта от 19 января 2009 г., как это третий год делает раньше энергетический министр, а сейчас вице-премьер Юрий Бойко. Можно параллельно говорить с тем же "Газпромом" о создании консорциума на базе украинской газотранспортной системы (ГТС) и всякий раз слышать все более жесткие требования россиян… Можно. Но нужно ли? Если давно понятно, что никаких уступок российская сторона делать не намерена… Между тем сама Украина уже сагитировала европейских газотранспортных соседей на реверс газа и детальную разработку идеи газового хаба на основе своей ГТС, включая подземные хранилища газа (ПХГ).

За неделю до Вильнюсского саммита Восточного партнерства Украина была полна надежд не только на подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. С этим судьбоносным событием напрямую связывались надежды и планы по созданию на территории Украины Восточноевропейского газового узла в сотрудничестве со странами ЕС, прежде всего, с государствами Вышеградской четверки в сфере транзита природного газа (см. ZN.UA №42 от 15 ноября 2013 г.). Рабочая группа по разработке концепции создания такого хаба, которая, к слову, была создана 1 июля 2013 г. согласно поручению Кабмина №26209/1/1-13, потрудилась на славу. И готова была и на Вильнюсском саммите, и на встрече представителей газовых операторов европейских стран и Еврокомиссии в Брюсселе презентовать детальную концепцию создания на территории Украины Восточноевропейского газового узла (хаба) и сотрудничества со странами ЕС в сфере транзита газа. В Вильнюс концепцию передали с первым замминистра Минэнергоугольпрома С.Чехом. И как стало известно ZN.UA, 27 ноября С.Чех презентовал украинскую концепцию в рамках мероприятий Вильнюсского саммита. А вот ехать в Брюссель 29 ноября, как оказалось после "евроотказных" заявлений Януковича, - это значит действовать в пику президенту и тому же "Газпрому", на что в "Нафтогазе" до последней минуты так никто и не решился.

Европейские же газотранспортные соседи Украины, прежде всего, Вышеградская четверка - Венгрия, Польша, Словакия и Чехия, а также Румыния и без "Нафтогаза" и "Укртрансгаза" способны организовать европейский газовый коридор Север-Юг. И обеспечить таким образом как наполнение рынка ЕС углеводородами из различных источников, так и оперативную аверсно-реверсную переброску газа по странам континента.

Европейский газовый коридор Север-Юг

Потребление природного газа в Европе растет, несмотря на кризис экономики в последние годы. И эта тенденция сохранится. Поэтому европейские страны продолжают создавать инфраструктуру для приема и транзита газа из всех возможных источников. Найдется место в европейском газовом котле и российскому газу.

Другое дело, что наличие в ЕС немалого количества континентального газа, а также поступающего через действующие и создаваемые LNG-терминалы из Норвегии, Алжира, Катара, Ливии, Нигерии и США позволяет не только конкурировать газопоставщикам, но и способствует как стабильности поставок, так и конкурентности цен. Некогда монопольный поставщик трубопроводного газа "Газпром" вынужден считаться с этим фактом и без всяких судебных исков соглашается пересмотреть экспортные цены, стремясь сохранить таким образом свои позиции на европейском рынке газа. В 2012 г. в Западную Европу через "Газпром экспорт" было поставлено 138,8 млрд кубометров российского газа. По словам главы этой компании и одновременно члена правления ОАО "Газпром" Александра Медведева, в 2013 г. у "Газпрома" есть "хорошие шансы превзойти показатель в 160 млрд кубометров".

Недавний отказ ЕС от проекта Nabucco в пользу сокращенного транзитного варианта, предусматривающего ежегодную поставку 16 млрд кубометров газа через территорию Турции на европейский рынок (точнее, на юг Италии) на первом этапе разработки азербайджанского месторождения Шах-Дениз-2, конечно, не решает всех проблем. Но, как говорится, ручейками река наполняется.

По подсчетам "Газпрома", потребление газа в Европе в прошлом году составило почти 550 млрд кубометров. Это газ, добываемый в европейских странах и импортируемый трубопроводным транспортом и через LNG-терминалы, а в недалеком будущем и так называемый сланцевый газ. К 2015 г. Европе дополнительно понадобится около 145 млрд кубометров газа. "Газпром" рассчитывает, что в этом дополнительном объеме будет и его газ. А европейские операторы ГТС рассчитывают на возрастающий транзитный газопоток. И по большому счету, потребителям в Европе все равно, кому платить за доставку российского газа к границам ЕС, - "Газпром экспорту" или "Укртрансгазу".

Вместо того, чтобы обижаться на ЕС и Энергосообщество за то, что они не против реверсных маршрутов газопоставок, в том числе не протестуют против российского "Южного потока" (а зачем, если его строительство и в Болгарии, и в Сербии финансирует "Газпром"?), и в угоду Кремлю заявлять, что "Украина имеет полное право на выход из Третьего энергопакета" (имеет, но "самым обездоленным", о которых вы так печетесь, от этого ни легче, ни теплее не станет!), позаботились бы о том, чтобы использование газотранзитного потенциала страны было экономически выгодно не только "Газпрому", но и Украине и всей Европе. Например, в рамках коридора Север-Юг.

Принципиальной особенностью Третьего энергопакета является фактический запрет компаниям одновременно и продавать, и транспортировать газ и электроэнергию.

В Кремле небезосновательно посчитали, что Третий энергопакет направлен против "Газпрома" как главного поставщика газа в ЕС, занимающегося и добычей топлива, и его транспортировкой, и продажей. Как следствие, РФ резко воспротивилась принятию всех энергопакетов.

Кроме требования о разделении бизнеса, в Третьем энергопакете также содержатся обязательства предоставлять третьим сторонам доступ к газотранспортным мощностям, что серьезно препятствует планам России по строительств газопроводов в обход Украины. Например, Еврокомиссия ограничила "Газпром" в использовании "Северного потока" на половину его мощности. Похоже, что такая участь ожидает и российский "Южный поток". Поэтому тем более для РФ важно сохранить украинскую ГТС в своей орбите и желательно без "ограничительных" энергопакетов ЕС.

Наши ближайшие европейские соседи - Польша и Венгрия - готовы включить Украину в маршруты европейского газового коридора Север-Юг (см. рис. 1). И как мощного оператора ГТС, и как перспективного партнера и участника Европейского Энергетического сообщества.

Напомню, что проект Север-Юг - это один из стратегических приоритетов ЕС, региональные и национальные составляющие которого в значительной мере финансируются ЕБРР и другими международными финансовыми институтами.

Компания-оператор венгерской ГТС - FGSZ через интерконнектор с Хорватией может предоставить Украине доступ к газу, который будет поступать на LNG-терминал "Адриа" на хорватском острове Крк. Через газотранспортную систему венгерской FGSZ Украина может также получить дополнительные маршруты доступа на рынки Австрии, Чехии и Германии - как транзитные, так и ресурсные. Украина и Венгрия совместно имеют доступ к газоизмерительной станции Берегово, что обеспечивает максимальную точность измерений газопоставок в обоих направлениях и поможет избежать споров из-за неточности измерительных данных. Операторам ГТС обеих стран - компаниям "Укртрансгаз" и FGSZ - доступна прямая связь с диспетчерскими центрами компаний, что способствует их оперативности и гибкости и в итоге приносит дополнительный доход. И, как минимум, позволяет избежать дополнительных затрат. Кроме того, именно FGSZ в 2013 г. обеспечивает реверсные поставки газа в Украину.По данным источников ZN.UA в "Нафтогазе Украины", за период с января по 29 ноября 2013 г. венгерской FGSZ поставлено в Украину более 1 млрд кубометров газа.

Польский оператор газотранспортной системы - компания Gaz-System с 2012 г. транспортирует в Украину газ из Германии. По данным источников ZN.UA в "Нафтогазе Украины", за период с 1 января по 29 ноября 2013 г. польская компания Gaz-System транспортировала в Украину 1 млрд кубометров газа. А в ближайшем будущем через свой балтийский LNG-терминал в Свиноуйсце может предоставить Украине и трейдерам доступ к газу, поступающему через этот терминал. При поддержке ЕС Польша активно развивает свою газотранспортную инфраструктуру, которая может быть еще сильнее интегрирована с украинской ГТС. Если Украина не отвернется от ЕС.

К слову, практически во всех европейских интерконнекторах присутствуют финансы ЕС. Они были бы доступны и Украине. Но зачем Евросоюзу инвестировать и развивать украинскую инфраструктуру, в частности газотранспортную, если не сегодня, так завтра она де-юре может стать "газпромовской"?

Вышеградские коннекторы минус Украина

Если послушать Януковича, то от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС он вынужден отказаться в основном "из-за газа". И в отношениях с РФ других проблем, кроме как "газовых", у него нет. Спрашивается: так почему же не попытаться решить хотя бы часть из них? Зачем же, как вы выражаетесь, Виктор Федорович, "на полусогнутых" перед Путиным, зачем так унижаться? Какой смысл наращивать добычу газа в Украине до профицита и необходимости экспорта (ведь по этой причине подписываются СРП и отдаются в пользование украинские недра иностранным компаниям далеко не на самых выгодных для страны условиях? Или дело действительно в коррупции?), если даже имеющимися транзитными возможностями с умом не можем воспользоваться?! Вы же сами публично заявили, что "если (объемы транзита) упадут до менее 60 млрд кубометров (в год), то под вопросом будет рентабельность ГТС. Где-то на пределе между 50 и 60 млрд кубометров уже есть убытки".

Ведь это очевидно. В прошлом году через ГТС Украины в ЕС поставлено 81,2 млрд кубометров российского газа. В 2013-м ожидается транзит 83 млрд кубометров. При этом незадействованный транзитный потенциал Украины - около 60 млрд кубометров (на выходе из ГТС). Плюс не менее 15-
20 млрд кубометров можно хранить в ПХГ возле самых границ ЕС. Это хорошая техническая основа для сотрудничества с приграничными странами - транзитерами и потребителями российского газа и для создания газового хаба на территории Украины.

Подготовительная работа в этом плане уже проделана немалая. Но, как всегда, все зависит от политической воли. Причем сначала, года полтора-два назад, эта воля (хотя и очень непубличная) присутствовала. По крайней мере, у Юрия Бойко (вряд ли он действовал на свой страх и риск, если еще вчера "прорывом на газореверсном фронте" хвастались и глава Минэнергоугольпрома Ставицкий, и премьер Азаров, да и вы, Виктор Федорович). Именно Бойко "продвигал" и реверсное направление поставок газа в Украину (раздражитель для "Газпрома", несмотря на пока что "капиллярные" поставки в Украину через Польшу и Венгрию), и идею создания газового хаба на нашей территории. Будучи при этом "главным переговорщиком" с "Газпромом". И даже после назначения его еще и "главным переговорщиком" с Таможенным союзом…

Напомню, что за первые три квартала 2013 г. Украина импортировала 18,2 млрд кубометров российского газа на сумму 7,66 млрд долл. по цене 421 долл. за тысячу кубометров. За тот же период "Нафтогаз" и газотрейдеры закупили в Европе 1,5 млрд кубометров газа на сумму 603 млн долл.

Самое парадоксальное, что газореверсной идеей все равно воспользуются. Не нынешняя власть, так следующая, не сегодняшние газотрейдеры, так завтрашние. Если единым монопольным газотрейдером в Украине не станет "Газпром". А, возможно, воспользуется этим и российская газовая монополия, чтобы не нести колоссальные расходы на сооружение обходящих Украину газопроводов, скупку и строительство собственных подземных хранилищ (ПХГ) в Европе. Почему бы и нет?

Как бы "Газпром" не чернил Украину перед европейскими покупателями и транзитерами своего газа, как бы не провоцировал сезонные газовые конфликты, перенося всю тяжесть ответственности на "Нафтогаз", но потерять такой емкий рынок сбыта, как украинский, он вовсе не желает.

Как не желает потерять и сравнительно дешевый доступ к украинской ГТС, включая ПХГ. 12 украинских "подземок" (не считая ПХГ "Черноморнефтегаза" в Крыму) общей продуктивной мощностью около
31 млрд кубометров - это практически треть европейских мощностей для сезонного хранения газа (см. рис. 2). Наиболее мощных и близких к европокупателям российского газа. Поэтому "Газпром" очень заботится о том, чтобы, кроме него, никто не хранил газ в ПХГ "Укртрансгаза", рассказывая о несанкционированном отборе и "испарении" газа из наших "подземок".

Не заинтересован "Газпром" и в пересмотре контракта купли-продажи газа от 19 января
2009 г. Имея такой контракт, легко "нарастить" формальную задолженность "Нафтогаза". За недобор газа россияне в начале этого года уже выставляли НАКу счет на 7 млрд долл.

Чтобы еще больше убедить украинского президента в своем великодушии и отеческой заботе, 26 ноября Путин "оценил" объем кредитов российских банков (Сбербанк, Газпромбанк, ВЭБ, ВТБ), предоставленных "украинским партнерам", в 31 млрд долл. (почти 23% совокупного внешнего долга Украины).

Вполне вероятно, что "Газпром" рассчитывает на им же формируемые долги "Нафтогаза", чтобы зачесть их в качестве "своего взноса" в будущий консорциум по управлению украинской ГТС. С такой долговой заготовкой "украинских друзей" "Газпром" может начинать переговоры о консорциуме, ничем не рискуя. А для отвода глаз (и своей же прибыли) - просто формально увеличивать квоту поставок в адрес партнерской компании Ostchem Дмитрия Фирташа. По цене 260 долл., а не по 410, как покупает "Нафтогаз". Не жалко, ведь этот газ вернется "Газпрому" в период наибольшего спроса. И за хранение платить не придется. А с Фирташем - свои люди, сочтутся. Подобный опыт взаимности накоплен со времен процветания "РосУкрЭнерго"…

Север-Юг плюс Украина

Между тем "Нафтогаз" и "Укртрансгаз" могут сами зарабатывать на своей газотранспортной инфраструктуре. Создав при этом еще и Восточноевропейский газовый хаб (электронную торговую площадку) для торговли газом и услугами по транзиту и хранению газа в регионе. А не только де-факто выполняя роль технического транзитного приложения "Газпром экспорта".

По мнению главы ООО "Нафтогазстройинформатика" Леонида Униговского, участвующего в разработке концепции сотрудничества Украины со странами ЕС в сфере транзита газа, существуют четыре основных технических варианта эффективного сотрудничества Украины в рамках газового коридора Север-Юг (см. рис. 1). Сравнительно доступные капиталовложения в реализацию этих вариантов увеличат пропускные аверсно-реверсные возможности украинской ГТС.

Вариант 1. Строительство соединительного газопровода (интерконнектора) от польского Ярослава до украинского газопровода Иванцевичи-Долина.

Вариант 2. Строительство газопровода между польскими Страхотиной и Погурской Волей параллельно существующим газомагистралям на территории Польши для увеличения реверсных возможностей через приграничный газоизмерительный пункт "Дроздовичи".

Оба эти варианта позволят также впоследствии получать газ с LNG-терминала в польском Свиноуйсце на Балтийском побережье. Или экспортировать газ в направлении балтийских портов и в европейскую ГТС.

Вариант 3. Организация реверсных поставок газа в Украину через ГТС Словакии.

27 ноября, когда в очередной раз транслировалось телеотречение Януковича от ассоциации с ЕС, глава Минэнергоугольпрома Эдуард Ставицкий в очередной раз публично заявил о скором начале реверсных поставок в Украину из Словакии, явно выдавая желаемое за действительное. Министр заявил, что речь идет едва ли не о скорой возможности реверсных поставок газа в Украину в объеме 10 млрд кубометров. Но, как уверяют посвященные в тему источники ZN.UA, проект соглашения о подключении (Interconnection Agreement) с компанией-оператором словацкой ГТС - Eustream a.s. остается до конца не согласованным. Да и его подписание обеими сторонами - это еще не гарантия начала реверсных поставок. Это скорее меморандум о технических намерениях. Практически речь может идти о реверсе 1,5–3 млрд кубометров газа с осени 2014-го. Для увеличения объема газоимпорта через Словакию придется еще достроить и адаптировать инфраструктуру. И не факт, что словаки захотят это делать. Даже на деньги ЕС. Тем более что "Газпром" по-прежнему имеет реальную возможность сдерживать и контролировать газопоток через Словакию, пока в нынешнем виде действует контракт словацкой Eustream a.s. с "Газпром экспортом".

К тому же "Газпром" так и не предоставляет непосредственному украинскому оператору ГТС "Укртрансгазу" обязательные для юридического оформления транзита данные - те самые шипер-коды, о которых раньше подробно рассказывало ZN.UA. А словаки еще не проанализировали, сколько трейдерских заявок на поставку газа в Украину существует, на какой объем и период, чтобы сформировать их запросы в реверсный поток.

Вариант 4. Поставки в Украину газа с хорватского LNG-терминала "Адриа" (о. Крк) через хорватско-венгерские газотранспортные системы (интерконнекторы).

Для каждого конкретного варианта или реализации нескольких из них существуют отдельные технологические и экономические эффективные решения. В зависимости от спроса и задач. Если, конечно, рассматривать Украину как часть Европы не только географически, а ее ГТС - как часть общеевропейской системы не только технически.