UA / RU
Поддержать ZN.ua

Доходное место под солнцем

Сегодня правительство раздираемой Украины оказалось перед дилеммой: не раздражать и так максимально настороженных инвесторов или все же изменить "именные" законы в интересах Украинского государства и цивилизованного энергорынка?

Авторы: Алла Еременко, Роман Иванченко

Поданный еще в феврале в международный розыск, по словам министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, экс-вице-премьер-министр, бывший секретарь СНБО Андрей Клюев, еще недавно правая рука В.Януковича и одновременно основной владелец, кроме прочих прибыльных активов, компании Activ Solar, оказывается, спокойно ведет в Брюсселе переговоры с юридическими компаниями об освобождении своих активов и ресурсов от санкций ЕС. Ведет переговоры в самом центре Европейского Союза. Именно там, где происходят затяжные и горячие дебаты о будущем энергорынка объединенной Европы, Украины и РФ.

Клюев, очевидно, может себе позволить такую роскошь. Хотя бы потому, что энергогенерирующие мощности Activ Solar, расположенные на территории Украины, по-прежнему приносят ему стабильный доход - сотни миллионов долларов в год. В первую очередь, за счет высокого "зеленого" тарифа для солнечной энергетики.

Несмотря на настоятельные рекомендации правительства, национальный энергорегулятор - НКРЭ - не снизил "солнечный" тариф на июль 2014-го. В итоге тарифы на солнечную энергию в Украине остаются одними из самых высоких в Европе - они в 23 раза превышают тарифы, например, для государственного "Энергоатома". Даже среди только возобновляемых энергогенераций (ветер, биомасса, малая гидроэнергетика) солнечная энергия в Украине шестой год остается самой дорогой. В цивилизованных же государствах энергия солнца стоит значительно дешевле при устойчивой тенденции к уменьшению
тарифов на нее.

После бегства Януковича со свитой украинцы взялись распутывать наиболее одиозные схемы недавнего прошлого. Некоторыми из них, например "имени Курченко", давно должна была бы заняться прокуратура. ZN.UA давно написало о схемах Курченко криминальную сагу. Но другие схемы оказались более филигранными. Так, урезать потоки "клюевской" Activ Solar оказалось вовсе не простым делом. Правительству пока не удалось кардинально изменить ситуацию. Но уже саму такую попытку Кабмина заинтересованные лица и компании под лупой рассматривают на предмет юридической чистоты и возможных последствий.

На защиту высоких "солнечных" тарифов горой встали все заинтересованные и хоть как-то причастные - от владельцев уже работающих гелиоэлектростанций, девелоперов до ЕБРР. Понять их можно. Но значит ли это, что в Украине должны оставаться едва ли не самые высокие в Европе "солнечные" тарифы? Тем более что устанавливались такие тарифы прежней властью изначально… "под Клюева", который в свое время "позаботился" об их законодательном закреплении. Его бы таланты да на благо Отчизны…

Сегодня правительство раздираемой Украины оказалось перед дилеммой: не раздражать и так максимально настороженных инвесторов или все же изменить "именные" законы в интересах Украинского государства и цивилизованного энергорынка?

"Утомленные солнцем"

В 2013 г. на солнечные электростанции Украины приходилось только 0,18% от произведенной в стране электроэнергии, но их доходы составили 2,15% от доходов всей украинской генерации (!). Причиной высоких поступлений стал гарантированный законом Украины "зеленый" тариф, один из самых высоких в Европе. В то время как атомные электростанции получали за
1 кВт около 22 коп., "солнечники" купались в роскоши с тарифом более 5 грн. То есть почти в 23 раза выше, чем у атомщиков!

При принятии в 2009 г. закона о "зеленых" тарифах такие высокие значения объясняли необходимостью "поставить на ноги" новую энергетическую подотрасль.

Но прошло время, и оборудование для строительства гелиоэлектростанций значительно подешевело. При этом ни в парламенте, ни в правительстве Азарова никто даже не заикался о необходимости снизить тарифы для солнечной энергетики до экономически обоснованного уровня. Причина банальна - большинство солнечных электростанций строились компанией Activ Solar семейства Клюевых, и доход поступал в "правильные" руки. Годовая выручка станций, построенных Activ Solar, составляла около 426 млн евро.

Все изменили еврореволюция и война…

Автономное плавание

На территории оккупированного Крыма осталась львиная доля солнечной империи Клюевых - станции установленной мощностью почти 407 МВт (110 МВт - еще даже не подключены к сети). По оценке отраслевых экспертов, стоимость этого имущества достигает 1 млрд евро.

Сразу после оккупации полуострова украинская власть отказалась от осуществления платежей для крымских генерирующих мощностей, в том числе солнечных. В свою очередь, Activ Solar остановила станции.

Кто будет платить "зеленые" тарифы в "новой родине" Клюевых? Работа солнечных станций должна компенсироваться значительными маневровыми мощностями (ГЭС или ТЭС), которых в Крыму нет. Что с этим делать? Ответов на эти вопросы у владельцев "солнечной долины", очевидно, пока нет.

Между тем оккупационная власть уже готова воспользоваться правом сильного и просто отобрать "заработанное непосильным трудом". Звучат острые заявления, руководитель новой волости РФ. Сергей Аксенов обвиняет Activ Solar в мошенничестве, в частности, при отводе земли под станции.

"Я считаю, что в этих проектах частных инвестиций нет... Это мошеннические проекты, на мой взгляд, позволяющие государственной верхушке Украины зарабатывать в год под миллиард долларов и класть в карман", - цитируют его журналисты.

В такой ситуации вряд ли поможет даже "министр энергетики" Крыма Сергей Колобов, когда-то возглавлявший первую станцию Activ Solar "Родниковое".

Что ж, пусть будущее крымских "солнечников" волнует братьев Клюевых. Для украинцев же более актуален вопрос, какие солнечные электростанции остались на "материке" и сколько денег они оттягивают на себя.

Казнить нельзя помиловать

На континентальной части Украины размещается немногим менее половины солнечной империи Клюева - станции мощностью около 300 МВт. Кроме того, есть ряд гелиоэлектростанций, построенных различными частными инвесторами, в том числе за кредитные средства ЕБРР ("Теплодар Пиви", "Новосвет", десятки других). Их суммарная мощность - около 100 МВт.

С точки зрения многих экспертов, самым логичным шагом было бы разрубить "узел Клюевых", а остальные проекты не трогать. Почему? Ответ простой: гарантии относительно фиксированности, неизменности "зеленого" тарифа прописаны во многих законодательных актах Украины. Соответственно, их пересмотр отпугнет инвесторов, особенно иностранных. Не исключены обращения в международные суды, которые могут влететь в копеечку и испортить и так небезупречный имидж Украины. К тому же отчисления по "зеленым" тарифам для этих 100 МВт не являются критически большими для отечественного энергорынка.

"Могут быть вопросы к отдельным девелоперам. Надо разбираться с конкретными случаями. Ни в коем случае нельзя менять регуляторное поле для всех проектов, так как это подрывает всю экономику проектов и снижает доверие со стороны как инвестора, так и финансирующей организации", - заявил на прошлой неделе старший менеджер департамента энергоэффективности ЕБРР Сергей Масличенко.

Поэтому наиболее логичным было бы тщательно расследовать деятельность Activ Solar, которую государство (то есть лица, его представляющие) никогда не обделяло своим вниманием ни при выделении земли, ни при кредитовании, ни при выдаче различных разрешений. А там, глядишь, и 300 МВт солнечных электростанций станут государственными…

Но мы не ищем легких путей - Кабинет министров Украины решил действовать путем изменений в законодательство.

В конце марта 2014 г. в парламент поступил правительственный законопроект, в котором предлагалось уравнять "зеленые" тарифы для солнечных и ветровых (ВЭС) электростанций, причем ретроспективно. Тариф для ВЭС сейчас составляет 1,81 грн/кВт∙ч (без НДС), и эта цифра убийственна для солнечных проектов. Неудивительно, что вместе с Activ Solar выражать неудовольствие начали и десятки небольших девелоперов.

Еще один законопроект, подготовленный Антикоррупционным бюро, предлагал более компромиссный вариант: в документе было прописано, что "зеленые" тарифы уменьшат вдвое, также ретроспективно. Но под снижение подпали бы только станции установленной мощностью более 10 МВт. При небольшой корректировке (повышении планки до 15 МВт) под уменьшение попали бы исключительно станции Activ Solar. Но и эту инициативу не судилось воплотить.

Оба законопроекта были похоронены под мягким парламентским сукном. Николай Мартыненко, руководитель парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса (ТЭК), никогда не вставлял палки в колеса Activ Solar. Не дал это сделать и сейчас.

Ход конем

Правительство Яценюка проявило "армейскую смекалку" и нашло еще один способ ограничить "солнечные" доходы. Неделю назад было обнародовано постановление Кабмина №589-р от 18 июня 2014 г., в котором НКРЭ предлагается уменьшить "зеленый" тариф для солнечных электростанций почти (хотя бы) вдвое.

Как именно? Прописанная в законе формула расчета "зеленого" тарифа, кроме других составляющих, включает пиковый временной коэффициент 1,8 (который вообще-то взят из совершенно другой сферы правоотношений). Вот его значение и предлагается уменьшить до 1,01.

Если провести такую нехитрую манипуляцию, то июньский "зеленый" тариф Activ Solar размером в 7,46 грн за кВт∙ч (без НДС) превратился бы в 4,17 грн.

Для претворения задуманного в жизнь надо, чтобы НКРЭ выполнила рекомендацию правительства, изменила пиковый коэффициент и установила новые "зеленые" тарифы.

Но был ли намерен пойти на это регулятор - НКРЭ? В предыдущие четверг и пятницу этот вопрос снова включали в повестку дня НКРЭ. Приняла ли комиссия соответствующее решение, ее пресс-служба сообщать не спешила вплоть до 3 июля. (Торговались?..)

В связи с борьбой за "право под солнцем", как и следовало ожидать, началась мощная информационная кампания, направленная на восстановление старого-доброго значения "зеленого" тарифа для солнечных электростанций.

Печальным моментом является то, что к кампании подключились как лоббисты Клюева, так и отдельные небольшие девелоперы, которые ощущают тяжелое дыхание кредиторов.

ЕБРР против изменения "зеленых" тарифов, но есть варианты…

Еще до пересмотра национальным регулятором (НКРЭ) "зеленых" тарифов для солнечных электростанций представительство ЕБРР разослало государственным учреждениям письмо с просьбой отказаться от таких действий.

ZN.UA решило выяснить, чем обусловлена такая позиция банка, и обратилось с запросом к ЕБРР.

- Почему пересмотр "зеленого" тарифа именно сейчас вызывает беспокойство представителей ЕБРР?

- Как крупный в Украине кредитор проектов в сфере возобновляемой (альтернативной) энергетики, мы уже достаточно давно уделяем внимание этому вопросу. На протяжении последних нескольких месяцев наблюдаются попытки государства снизить "зеленый" тариф для проектов по солнечной энергетике, причем как вновь построенных, так и уже работающих. Потому что для наших клиентов, так и для других девелоперов, которых мы поддерживаем, ретроспективное изменение "зеленого" тарифа будет очень негативным сигналом для инвесторов в данный сектор. Данные попытки связаны с подачей законопроекта №4644, который не был поддержан парламентским комитетом по ТЭК, а также с недавно принятым распоряжением КМУ №589-р, в котором рекомендуется существенно снизить пиковый коэффициент для проектов солнечной энергетики.

- Какой конкретно уровень "зеленых" тарифов ЕБРР рекомендует правительству Украины и почему?

-Правительство Украины пока не обращалось к ЕБРР с подобной просьбой, хотя консультанты ЕБРР провели собственную оценку возможной корректировки тарифов для новых станций. Важным для сохранения/улучшения инвестиционного климата является неизменность тарифа для уже построенных станций.

- Не считает ли ЕБРР такой подход вмешательством во внутренние дела Украины и почему?

-В случаях, когда решения правительства могут повлиять на кредитоспособность существующих проектов, финансируемых банком, и ухудшают инвестиционный климат в стране, банк обязан сигнализировать о проблеме.

Также по приглашению украинской стороны с 2008-го по 2013 г. ЕБРР оказывал техническую помощь Минтопэнерго, НКРЭ, НАЭР, парламентскому комитету по ТЭК по вопросам создания и усовершенствования регуляторной среды для развития возобновляемой энергетики.

НКРЭ -
пока без вариантов

В четверг, 3 июля, национальный регулятор наконец-то обнародовал свое постановление №931 от 27 июня 2014 г., которым установил "зеленые" тарифы в Украине на июль. При расчете новых тарифов Нацкомиссия оставила без внимания распоряжение Кабмина №589-р о снижении пикового коэффициента с 1,8 до 1,01.

Тарифы для солнечной энергетики даже возросли на 1,1% (в связи с изменением курса евро к гривне).

Кроме того, стало известно, что Министерство юстиции Украины зарегистрировало правительственное распоряжение №589-р с замечанием о неполном соответствии этого документа законодательству Украины. (Могут, если хотят...)

Тем временем группа компаний "Тект", которую ассоциируют с винницким бизнесменом РоманомГрибом (группа "Тект" - один из средних инвесторов в солнечную энергетику), обратилась в суд с целью обжаловать указанное правительственное распоряжение.

Сможет ли правительство Украины доказать правоту и юридическую чистоту своих действий гражданам, инвесторам и международным банкам? Хватит ли ему духа для ведения "солнечной" войны на фоне более значительных - вооруженного, газового, торгового - конфликтов?

И все это время "украинское солнце" по-прежнему греет Клюевых, будь они в Австрии или Бельгии…

Справочно:

На июль 2014 г. НКРЭ установила следующие тарифы (без мелких подкатегорий):

- ВЭС (ветровые электростанции): 183,15 коп./кВтбч (без НДС);

- биомасса, биогаз: 200,59 коп. /кВтбч (без НДС);

- микро-, мини-, малые ГЭС (гидроэлектростанции): 313,97; 251,18; 188,38 коп. /кВтбч (без НДС);

- СЭС (солнечные электростанции - в зависимости от сроков введения в эксплуатацию): 753,53; 549,45 коп. /кВтбч (без НДС);

- СЭС на крышах (в зависимости от сроков введения в эксплуатацию и мощности): 722,13; 690,73; 580,84; 565,14 коп. /кВтбч (без НДС).