Большинство влиятельных стран Западной Европы сейчас переживают нестабильный политический переход, что делает их еще менее подготовленными, чем обычно, к конфронтации с Россией Владимира Путина. Внутриполитические проблемы в Западной Европе облегчают российскому президенту «движение на Восток», пишет Financial Times.
В Великобритании власть премьер-министра Бориса Джонсона становится все слабее. Главные дебаты в Вестминстере, похоже, состоят в том, сколько времени Джонсон еще сможет продержаться на должности.
Во Франции Эммануэлю Макрону осталось менее трех месяцев до президентских выборов. В Германии Олаф Шольц был канцлером всего несколько недель, но уже сейчас пытается удержать от раскола новое коалиционное правительство.
В Италии коллегия избирателей начинает голосование за нового президента. Если нынешний премьер-министр страны Марио Драги получит этот пост, правительство Италии придется строить заново.
Демократиям, как правило, трудно сосредоточиться на «конфликте в далекой стране между людьми, о которых мы ничего не знаем», сказал в свое время бывший премьер-министр Британии Невилл Чемберлен. Но это особенно неспокойное время в Западной Европе, поэтому Путин может сделать свой шаг на Востоке.
В Британии Джонсон должен сосредоточиться на попытках вернуть собственный политический контроль. Правительство Великобритании заняло решительную позицию в поддержке Украины. Британцы предоставляют стране оружие и публично обвиняют Россию в планировании переворота в Украине.
Эта позиция Великобритании является наследием ухудшения отношений с Россией. Британцы также могут использовать эту возможность, чтобы продемонстрировать, что после Brexit страна способна занимать более смелые позиции по безопасности, чем ЕС.
Но ценой Brexit стало то, что способность Великобритании влиять на реакцию Европы была серьезно ослаблена. Дело не только в том, что Лондон не сидит за столом переговоров, когда ЕС обсуждает Россию. Правительство Джонсона во многих странах Европы в последнее время считается нестабильным и ненадежным.
Однако французские и немецкие инстинкты в отношении России тоже вызывают недоверие. Макрон никогда не скрывал своих амбиций быть главной политической фигурой в ЕС — амбиции, которые могут показаться более правдоподобными теперь, когда Ангела Меркель ушла в отставку после 16 лет на должности канцлера Германии.
Но большинство других стран Европы рассчитывают на Америку в вопросе безопасности. Действительно, некоторые европейские страны опасаются, что президент Франции может подорвать их безопасность, пытаясь заключить соглашение с Россией «за их спинами».
Эти опасения особенно усилились на прошлой неделе, когда Макрон выступил с речью, в которой предложил ЕС начать свои дипломатические переговоры с Россией.
Французские чиновники гневно отреагировали на заявления, что их президент ослабляет единство Запада и НАТО. Тем не менее, Макрон в прошлом уже называл НАТО «мертвым».
Все его заявления в любом случае следует читать в контексте президентских выборов. На данный момент стратегия решительности по отношению к Москве выглядит для Макрона политически разумной, особенно потому, что она подчеркивает приверженность французских ультраправых к Путину.
Но если нападение России на Украину приведет к энергетическому кризису и экономическому упадку во всем ЕС, для Макрона это время будет очень неудобным — накануне выборов в апреле.
Главный вопрос касается Германии. Обострение отношений России и Украины столкнулось с одним из самых больших расколов нового коалиционного правительства. «Зеленые», лидер которых возглавляет Министерство иностранных дел, твердо относятся к России.
Но социал-демократы Шольца имеют в своих рядах много политиков, поддерживающих РФ. Бывший канцлер от СДПГ Герхард Шредер поддерживает одобрение «Северного потока-2». Этот трубопровод стал символом энергетической зависимости Германии от России и пренебрежения интересами других стран.
Вице-адмирал Кай-Ахим Шенбах, руководитель немецкого флота, был вынужден уйти в отставку — после замечания, что Путин хочет уважения, которого он, по его словам, «вероятно заслуживает». Но многие европейцы подозревают, что Шенбах просто публично озвучил реальные мнения многих влиятельных политических лидеров Германии. Последующий отказ Берлина поставлять оружие Украине вызвал недовольство в Киеве.
Желание Германии приуменьшать или даже игнорировать опасность, которую представляет путинская Россия, глубоко укоренено в истории. Но вряд ли это будет стабильным. Берлин ближе к Львову, чем Париж. Нравится это Берлину или нет, Германия сейчас находится неуютно близко к линии опасного конфликта в Европе, резюмирует издание.
Подробнее о том, чего добивается Москва и пойдет ли Запад ей на уступки, читайте в статьях
- Сергея Корсунского"Ультиматум Путина и переговоры Россия–США: сдадут ли Украину";
- Алексея Ижака"Отведет ли Путин войска от Украины после переговоров с США?",
- стратегии администрации Джо Байдена по поводу сдерживания масштабной агрессии России против Украины читайте в статье Александра Хары "Как Белый дом ответил Кремлю: зачем Блинкен приезжал в Киев";
- Украина, Великобритания и Польша создают новое объединение. Что от него ждать и что о нем известно в статье Владимира Кравченко"Дружба против Путина".