UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Washington Post: Угроза терроризма переходит в новую, более опасную фазу

Теперь у западных правительств возникает соблазн забыть об Афганистане, но это может стать большой ошибкой.

В воскресенье администрация президента США Джо Байдена отправила государственного секретаря Энтони Блинкена и министра обороны Ллойда Остина в регион Персидского залива. По информации СМИ, цель их визита заключалась в том, чтобы убедить своих союзников, что несмотря на вывод американских войск из Афганистана и желание США сосредоточиться на угрозах безопасности со стороны Китая и России, Соединенные Штаты продолжают бороться с терроризмом, пишет The Washington Post.

Администрация Байдена, похоже, осознает, что хаотический выход из Афганистана накануне 20-й годовщины атаки 11 сентября направил противоположное сообщение: «война с терроризмом» стала завершенной главой в истории США. Америке понадобится гораздо больше, чем визит Блинкена и Остина в регион Персидского залива, потому что эпоха терроризма еще далеко не завершена. Начался новый, более опасный этап.

Несмотря на возражения талибов, Аль-Каида остается союзной с боевиками, которые управляют Афганистаном. В мае группа мониторинга ООН сказала, что «Аль-Каиду трудно, а то и невозможно, отделить ее от союзников - талибов».

Аль-Каида - не единственная террористическая группировка, которая присутствует в Афганистане. Наиболее заметно, что местный филиал «Исламского государства» является смертельной угрозой, о чем свидетельствуют взрывы в аэропорту Кабула в прошлом месяце.

Афганистан рискует вновь стать центром терроризма. Еще до того, как талибы полностью захватили власть, различные экстремистские группы организовывали там учебные лагеря, как это делали до террористической атаки 11 сентября. В отчете ООН за май общее количество представителей различных группировок в стране оценивалось от 8 тысяч до 10 тысяч, включая группы из арабского мира, Центральной Азии и уйгурских районов Китая.

После выхода США, мониторинг исламистских коммуникаций в социальных сетях и чатах показал, что группы из Сирии и Юго-Восточной Азии начали перенаправлять потенциальных новобранцев в Афганистан.

Байден провозглашает «дистанционное» использование беспилотников и ракет для борьбы с форпостами террористов в Афганистане. Но в 2015 году для демонтажа одного большого лагеря Аль-Каиды в Афганистане, близ границы с Пакистаном, потребовалось 63 авиаудара коалиции и наземные силы в составе 200 американских военных. Афганское небо должно быть заполнено военной техникой США, чтобы уничтожить базы террористов, которые предположительно уже укрепляются.

Тем не менее, выход США из Афганистана не просто перевел часы на 10 сентября 2001 года, когда талибы снова правят страной. Сегодня разница в одном критическом аспекте: Афганистан сейчас далеко не единственная страна в регионе, где господствуют экстремистские группировки.

Большими частями территории Ливии, Сомали, Йемена, Сирии, Ливана и Ирака в большей или меньшей степени руководят ополченцы, что создает ситуацию нестабильности от Северной Африки до Южной Азии. Эти группы работают с различными программами (многие, хотя и не все, берут начало от иранских сил), но их объединяет одна общая черта - антиамериканизм.

Более того, сейчас Соединенные Штаты мало что могут с этим поделать, поскольку, пока такие группы расширяют свою силу, Америка, похоже, отступает.

В течение последнего десятилетия Соединенные Штаты систематически демонтировали свое влияние на большинство террористических групп региона. Посольства США в нескольких странах, включая Ливию, Йемен, Сирию и теперь Афганистан, были закрыты. Соединенные Штаты не могут контролировать своих номинальных союзников в Турции, Саудовской Аравии и Пакистане.

И в Ираке, несмотря на огромные жертвы, Америка вынуждена терпеть политических лидеров, которые показывают свое сотрудничество с подконтрольными Ирану ополченцами.

Несмотря на заявленное желание администрации Байдена сосредоточиться на противодействии угрозам со стороны России и Китая, выход из Афганистана, похоже, только укрепил антиамериканизм.

Министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб недавно заявил, что для сдерживания движения Талибан придется привлечь страны с потенциально умеренным воздействием, такие как Россия и Китай, как бы это ни было неудобно.

Единственное средство - срочно вернуться в регион. Не только в военном плане. Налеты спецназа и удары беспилотников будут и впредь иметь важное значение в борьбе с терроризмом. Но провал США в Афганистане дал понять, что решение этой проблемы нельзя найти исключительно военным путем.

В наборе инструментов борьбы с терроризмом есть некоторые недоработаны варианты, которые можно использовать вместе с военной силой: дипломатия, помощь в развитии, разведка, правоохранительные органы, торговля. Нужно разворачивать такие средства, где это возможно, не только для помощи союзникам США, но и как часть всесторонних дипломатических инициатив, которые способствуют стабильности и продвигают политические решения различных конфликтов, дестабилизирующих регион.

В 1989 году, когда другая влиятельная страна вышла из Афганистана с поражением, Соединенные Штаты закрыли свое посольство в Кабуле. В течение 12 лет США пытались игнорировать Афганистан - пока атаки 11 сентября окончательно не заставили Америку проснуться.

Теперь у западных правительств возникает соблазн снова забыть об Афганистане, но это может стать большой ошибкой, резюмирует издание.

Читайте также: ЕС заявил, что не спешит с признанием террористической группировки «Талибан»

15 августа талибы вошли в Кабул, и президент Афганистана Ашраф Гани покинул страну. Перед этим в течение менее чем двух недель «Талибан» взял под контроль большую часть провинций Афганистана.

Подробнее о последствиях действий Вашингтона и дестабилизации в регионе — в статьях Николая Замикулы «Что останется в Афганистане после вывода американских войск?» и «Победа «Талибана» в Афганистане: кто проиграл на самом деле», а также в материале Алексея Ижака «Трагедия Афганистана: «Талибан» пришел» для читателей ZN.UA.