Многие страны начали кампании массовой вакцинации населения от COVID-19, но коронавирус также «не отстает», продолжает распространяться и мутировать. Человечество со временем сможет подавить широкую циркуляцию вируса, но полностью COVID-19 никуда не исчезнет. Так можно ли спокойно путешествовать без боязни заразиться COVID-19, пытается выяснить Financial Times.
«Возможно, мы сможем уменьшить количество случаев COVID-19, но коронавирус всегда будет рядом», - говорит главный научный советник правительства Великобритании Патрик Валланс.
Насколько безопасно путешествовать в условиях развертывания массовой вакцинации против COVID-19? Насколько безопасно можно чувствовать себя сидя рядом с незнакомцами часами в самолете? Достаточно безопасно, по данным Гарвардской школы здравоохранения, которая утверждает, что среди различных видов транспорта меньше всего шансов заразиться коронавирусом именно в самолете.
Институт по вопросам здравоохранения в области авиации отмечает, что вентиляционные системы современных самолетов с высокоэффективными воздушными фильтрами (HEPA) удаляют более 99,97% «нежелательных элементов», включая бактерии и вирусы. В отчете, опубликованном в октябре, говорится о том, что воздух в самолетах чище, чем в офисах или торговых центрах.
Если кто-то кашляет или чихает в самолете, «вещества, выделяемые в таких случаях, полностью исчезают из салона всего за две-пять минут, в отличие от шести часов в коммерческих помещениях», - говорится в отчете.
Однако многие люди не доверяют этим данным и сомневаются в такой эффективности воздушных фильтров. Кроме того, скептицизм растет на фоне информации о том, что отчет ученых финансировали авиакомпании, производители самолетов и операторы аэропортов.
Гарвардские специалисты настаивают на том, что их выводы были независимыми. Есть ли доказательства того, что отчет ученых ложный? Одним из случаев возможного инфицирования COVID-19 на борту самолета был рейс Vietnam Airlines из Лондона в Ханой в марте прошлого года, после которого 16 пассажиров и экипаж получили положительный результат теста на коронавирус.
В статье, опубликованной в ноябре, группа вьетнамских и австралийских исследователей утверждает, что имеются веские доказательства того, что 27-летняя вьетнамская бизнес-леди, которая была в Милане и Париже до прибытия в Лондон, передала инфекцию другим, находясь на борту. Вероятность передачи инфекции во время полета может подтверждать тот факт, что 11 из 15 позже инфицированных людей сидели недалеко от нее в бизнес-классе.
В отчете Гарварда сказано, что фильтрацию HEPA необходимо дополнять другими противоинфекционными мерами, включая ношение масок. Вьетнамские исследователи признают, что у них нет данных о ношении масок на рейсе Лондон-Ханой, ведь на тот момент маски еще не были широко распространенным и обязательным атрибутом.
Большую обеспокоенность вызывает исследование полета в Ирландию летом прошлого года, после которого 13 пассажиров получили положительный тест на COVID-19. Исследование ученых из Управления здравоохранения Ирландии отмечает, что большинство пассажиров рейса были в масках, а сам самолет был заполнен лишь на 17%. Несмотря на то, что некоторые пассажиры могли заразиться COVID-19 во время остановок или еще перед рейсом, передача коронавируса на борту является наиболее вероятным вариантом распространения болезни.
Однако существует очень мало подобных примеров проверенной трансмиссии COVID-19 на борту самолета. Учитывая эффективность воздушных фильтров, скорее всего, людям стоит больше беспокоиться о контакте с инфицированными людьми в аэропорту, в иммиграционных очередях или во время посадки на самолет.
Журналисты FT, которые часто летают в командировки, отметили, что большинство людей все-таки надевают маски в самолетах, но бывают случаи, что люди делают это неправильно, оставляя открытым нос. Настоящей проблемой, о которой сообщали журналисты FT из США, Великобритании, Франции, Италии и России, были посадка и выход с самолета, а также паспортный контроль, ведь именно тогда риск заразиться COVID-19 возрастает. Гарвардское исследование рекомендует авиакомпаниям строго контролировать эти процедуры. Сам полет в самолете, возможно, и не представляет большую угрозу передачи вируса, но риск контакта с инфицированными людьми в аэропорту или при посадке на самолет являются настоящими проблемами, резюмирует издание.
Напомним, в странах Европейского Союза началась массовая вакцинация от COVID-19. Аналогичные кампании в прошлом месяце начали Великобритания, Канада, США, Россия и другие страны. Однако в ВОЗ предупреждали о том, что только вакцинация не сможет остановить пандемию – в борьбе с коронавирусом потребуется «подкрепление».
Впервые вспышка коронавируса в китайском городе Ухань была зафиксирована 12 декабря 2019 года. Первыми о случаях заболевания за пределами Китая заявили власти Японии, Таиланда и Южной Кореи.
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила международную чрезвычайную ситуацию из-за коронавируса, а уже 11 марта - пандемию.
Каким будет мир после пандемии, какие угрозы коронавирус несет для будущего человечества, читайте в статье архимандрита Кирилла Говоруна «Жизнь после SARS-CoV-2: Средневековье или Ренессанс?» в ZN.UA.