UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пленки КГБ Беларуси: бывший спецназовец готов дать показания по делу Шеремета

Макар покинул Беларусь, ему предоставили убежище в Евросоюзе.

Бывший сотрудник спецподразделения «Алмаз» МВД Беларуси Игорь Макар выразил готовность дать показания украинским правоохранителям об обстоятельствах прослушки руководства белорусского КГБ. На записях, опубликованных 4 января,  высокопоставленные силовики обсуждают организацию убийства журналиста Павла Шеремета.

В комментарии «Суспільному» Макар сообщил, что передал записи не только журналистам, но и украинским правоохранителям.

«Мы делали все, чтобы дать огласку, и самое главное – чтобы завершить расследование этого преступления и доказать, что к этому причастны спецслужбы Беларуси. Я передал записи примерно в декабря», - рассказал обличитель.

Экс-спецзназовец покинул Беларусь и сейчас проживает в одной из стран Евросоюза.

По словам Макара, с ним уже связывались представители украинских спецслужб, но официального допроса еще не было. Обличитель согласился на сотрудничество, заявил о готовности дать показания Офису генерального прокурора и даже посетить Киев, если это потребуется.

«Когда будет такая необходимость будут какие-то факты, я, конечно, буду сообщать. А когда украинская сторона будет готова, чтобы я прилетел и дал показания, – я готов», - заверил он.

Макар уточнил, что Вадима Зайцева, председателя КГБ Беларуси в 2008-2012 годах, записывал один из его подчиненных. Сейчас это бывший сотрудник КГБ тоже находится в ЕС.

По словам Макара, материалы прослушки попали к нему еще в 2012 году. На пленках он услышал имя своего друга Олега Алкаева – бывшего начальника Минского СИЗО, в котором приводятся в исполнение смертные приговоры. В 2001 году Алкаев выехал из Беларуси и опубликовал книгу о казнях и внесудебных расправах в СИЗО Минска. В 2007 ее издал Павел Шеремет.

Макар утверждает, что сперва передал записи американским спецслужбам, чтобы спасти жизни Алкаева и других своих знакомых - экс-командира бригады спецназа Владимира Бородача и начальника отдела МВД Беларуси по борьбе с коррупцией Вячеслава Дудкина. Их ликвидацию тоже обсуждали фигуранты «пленок».

Обличитель настаивает, что не мог предать записи гласности раньше, так как существовала угроза его жизни. Однако на вопрос, почему «пленки» не были опубликованы сразу после убийства Шеремета, прямо он не ответил. При этом Макар выразил надежду, что обнародование записей сегодня поможет свергнуть диктаторский режим Александра Лукашенко.

«Если бы пытался опубликовать это раньше, в 2012 году, политическая ситуация была совсем другая. Я 100% пожертвовал бы своей жизнью, и эту запись сегодня мы бы не услышали. Мы не открыли глаза на все эти преступления, которые планировались, совершенные, в частности, убийство Павла Шеремета. Если бы в 2016-м году, когда Павла Шеремета взорвали, я опубликовал эти данные, я думаю, что я, возможно, помог бы разобраться в преступлении, но сегодня я не помог бы своему белорусскому народу справиться с этим диктаторским режимом, который сейчас существует в стране», - пояснил Макар.

Читайте также: «Белорусские пленки» не повлияют на статус подозреваемых по делу Шеремета – МВД

Напомним, 4 января СМИ обнародовали аудиозаписи разговоров из кабинета главы КГБ в 2008-2012 годах Вадима Зайцева., из которых следует, что вопрос убийства журналиста Павла Шеремета с 2012 года находился «в разработке» спецслужб Беларуси.

12 декабря 2019 года руководство полиции сообщило, что в убийстве Шеремета подозревают детского кардиохирурга и волонтера Юлию Кузьменко, рок-музыканта и бойца ССО Андрея Антоненка и военного медика Яну Дугарь. По версии следствия, мотивом убийства была "дестабилизация общественно-политической ситуации". Вероятных заказчиков в полиции назвать не смогли.

13 декабря Печерский суд отправил Дугарь под круглосуточный домашний арест, а Кузьменко взял под стражу на 60 суток без права внесения залога. Меру пресечения подозреваемым избирал судья Сергей Вовк, который в 2012 году отправил за решетку Юрия Луценко. ЕСПЧ признал тот приговор политически мотивированным.

Апелляционный суд Киева оставил меры пресечения без изменений, проигнорировав десятки желающих взять Кузьменко и Антоненко на поруки, а также на информацию об алиби подозреваемых и аргументы защиты о несостоятельности представленных следствием улик.

Впоследствии подозреваемым несколько раз продлевали меры пресечения.

В сентябре Шевченковский суд приступил к рассмотрению дела по существу с участием присяжных.

Коллеги Шеремета из "Украинской правды" также усомнились в озвученной полицией версии относительно мотивов убийства.

Журналист Павел Шеремет трагически погиб 20 июля 2016 года в результате подрыва автомобиля. Взрыв произошел в 7:45 утра, когда журналист выехал из дома и проехал несколько десятков метров, на углу улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко в Киеве.