Министерство здравоохранения увлеклось прожектами, содержание которых вызывает в обществе растерянность и недоумение. Чего стоит предложенное МЗ "нововведение" разрешить людям с психическими заболеваниями, транссексуалам и трансгендерам усыновлять детей, а в контракты между врачом и пациентом вносить обозначение "Н" для "третьего пола". К новациям также относятся: создание национальных медицинских округов, замена в каретах скорой помощи врачей на т.н. парамедиков, создание для оказания такой помощи иной системы стационаров, призванной принять пациентов в самое кратчайшее время (при наших-то дорогах!), введение бюджетного медицинского страхования за счет налогов с населения (это при условии, что обязательное страхование не должно подменять финансирования бюджетного). В то же время профессиональное сообщество весьма обеспокоено отсутствием четкого плана реформирования системы здравоохранения в стране, пишет академик Национальной академии медицинских наук (НАМН) Исаак Трахтенберг в своей статье "Медицинской науке и практике - приоритет! В преддверии общего собрания Академии медицинских наук" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".
Автор отмечает, что "ни в одной из предлагаемых в целях реформирования здравоохранения задач не фигурируют социально-медицинские проблемы охраны общественного здоровья. Более того, в вопросах совершенствования необходимых профилактических мероприятий - гигиенических и санитарно-технических - наметилась тенденция: возложив их на систему "громадського здоров'я", произвести в ней замену специалистов-медиков на лиц неврачебных профессий. Вместо гигиенистов и эпидемиологов предполагается возложить решения оздоровительных профилактических задач целиком на инженеров, сантехников, представителей коммунальных служб.
"Принципиальный вопрос: неужели вот так, игнорируя многолетний, оправдавший себя собственный опыт, следует главенство общественной профилактики отдать на откуп немедикам только потому, что такова практика в США и ряде европейских стран? Очевидно, что здесь решающее слово за учеными - гигиенистами и эпидемиологами, а не безымянными "экспертами" и новаторами. К тому же, оправдано ли забывать отечественные традиции, проверенные временем и апробированные практикой?", - интересуется академик.
Автор отмечает, что в одном из высказываний нынешних руководителей Минздрава прозвучало, что "система, которую мы построим, должна пережить и нас, и наших внуков. Поэтому нужна национальная дискуссия, к которой просим присоединиться всех". Где же и кем эта будущая система научно обоснована и провозглашена? Может быть, именно поэтому призыв к дискуссии остался безответным со стороны медицинской общественности. А ведь молчание - это красноречивая форма неприятия необоснованных проектов, выраженная форма критики. Последняя в особой степени касается и проекта создания Национальной службы здоровья, которая, по мнению и.о. министра, "…всегда заплатит за лечение" и сделает так, что "больше не будет никаких "ведомственных больниц" или врачей-попрошаек... Будет пациент, врач и Национальная служба здоровья".
Какое же конкретное содержание скрывается за этими общими словами? Общественности неизвестны ни научная компетенция экспертов, предлагающих избавиться от "врачей-попрошаек" (какова терминология!), ни их опыт, позволяющий так категорически преподнести столь оригинальное административное решение.
Зато медицинской общественности - врачам и ученым - известна точка зрения нынешнего руководства Минздрава, считающего, что государство выделяет на медицину значительные средства. Такое суждение, во-первых, никак не согласуется с тем фактом, что на финансирование системы здравоохранения у нас выделяется около 3% ВВП, что значительно меньше от его потребности; во-вторых, оно противоречит общему мнению медиков, на себе и пациентах испытывающих дефицит требуемых ассигнований, к тому же в последние годы периодически снижающихся по сравнению выделяемым ранее. Это относится не только к учреждениям самого Минздрава, но и к Академии медицинских наук. В ряде академических институтов вынуждены отправлять сотрудников в отпуск за свой счет и сокращать продолжительность работы до нескольких дней в неделю.
Совсем недавно Минздравом были обнародованы зарплаты терапевтов и семейных врачей после завершения реформы. Сообщалось, что врач, который будет заниматься здоровьем 2 тыс. пациентов, заработает на двоих с медсестрой около 26 тыс. грн в месяц. Но и здесь возникает вопрос: во-первых, соберет ли врач-терапевт нужные для получения такой зарплаты 2 тыс. пациентов, и, во-вторых, как справедливо считает один из руководителей комитета Верховной Рады по охране здоровья Олег Мусий, "у нас банально не хватит на это (планируемую зарплату. - И.Т.)денег в бюджете". Он же добавляет, что сегодня государство не может выплатить врачам нынешнюю зарплату, что приводит к их увольнению, и с горечью отмечает, что "сократили на 30% Академию меднаук".
"В общем, вопросов по реформированию больше, чем аргументированных ответов. А главное состоит в том, чтобы разрабатываемые ныне и внедряемые в дальнейшем преобразования в системе здравоохранения базировались на основе не умозаключений чиновников от медицины или парамедицины и не на механическом заимствовании чужого опыта, а на собственном многолетнем опыте с его особенностями и уроками, с обязательным условием научного обоснования нововведений. Указанные научные обоснования принципов, методов и конкретного содержания предлагаемых реформ в системе здравоохранения должны проводиться с активным участием ученых в области социальной медицины, а также ученых-клиницистов и представителей профилактической медицины. В этих разработках должно участвовать содружество исследователей НАН и НАМН", - считает академик.
Ранее сообщалось, что Министерство здравоохранения, 15 марта представило пакет законопроектов о медицинской реформеи потребовало их утверждения Верховной Радой до 16 мая. Однако 18 мая в парламенте не хватило голосов для включения их в повестку дня.
1 июня замглавы парламентской фракции БПП Сергей Березенко сообщил, что рабочая группа завершила рассмотрение правительственных законопроектов, объединила четыре из них в один, и готова рекомендовать Верховной Раде поддержать реформу здравоохранения.
На следующий день президент Украины Петр Порошенко призвал депутатов проголосовать за медицинскую реформу до завершения сессии.