UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лоббирование в Украине: to be or not to be?

Автор: Александр Леменов

На политическом горизонте возникла идея внедрить институт лоббирования. Это уже не первая попытка урегулировать социополитические отношения в нашей стране. В последний раз глобальный анонс о создании плацдарма для института лоббирования прозвучал еще в парламенте предыдущего созыва. Если не ошибаюсь, в начале каденции тогда подали три законопроекта, соавтором одного из которых был и я.

В контексте внедрения лоббирования можно вспомнить и 2017 год, когда группа парламентариев от разных фракций зарегистрировала проект закона «Об обеспечении прозрачности и законности коммуникации с субъектами властных полномочий», который включили в повестку дня в 2018-м, но в августе 2019 года — отозвали. Затем, в начале 2020-го, бютовцы Сергей Власенко и Юлия Тимошенко подали проект «О государственной регистрации субъектов лоббирования и осуществлении лоббирования в Украине», к которому одиозный нардеп Дубинский «приклеил» свой альтернативный. Хотя от последнего ничего разумного в здании под куполом не ожидали.

Таким образом, в конце сентября в наших руках оказался законопроект с символично лаконичным названием «О доброчестном лоббировании», который включает широкомасштабные, но, к сожалению, не детализированные изменения в упомянутом выше секторе социополитических правоотношений. Эта инициатива, кстати, тут же оказалась под шквалом критики представителей общественности, которые увидели в ней возможное ущемление прав третьего сектора. Еще и под надзором Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, действующему главе которого якобы поручена основная лоббистская функция законопроекта. В чем, честно говоря, нет ничего странного: именно НАПК получит полномочия контролировать все происходящее в сфере лоббирования.

Читайте также: В ВР хотят зарегистрировать законопроект о лоббизме, который свяжет руки общественному сектору - Шабунин

Конечно, сделать прозрачным и системным институт лоббирования важно для любой цивилизованной страны, но что именно предлагает этот законопроект? И правда ли, что он может ударить по правам общественности принимать участие в подготовке и продвижении в парламент законодательных актов? Давайте разбираться.

Зачем вообще закон о лоббировании и какими должны быть его ключевые нормы

Закон о лоббировании необходим для урегулирования разного рода влияний, включая в первую очередь финансовое «давление» при принятии политических решений государственной важности. Другими словами, лоббирование, согласно определению Cambridge Dictionary,это попытка убедить кого-либо из органов публичной власти, как правило, избранного члена правительства или парламента, поддержать законы или подзаконные акты, предоставляющие или создающие преимущество для какой-то организации или отрасли. Правительства разных стран стремятся урегулировать лоббирование организованных групп (компаний, ассоциаций, финансово-промышленных групп и т.д.) с целью предотвращения политической коррупции, устанавливая критерии прозрачности по возможному незаконному влиянию этих субъектов.

Соответственно, ряд государств уже довольно давно внедрили институт лоббирования, в частности речь идет о США, Франции, Германии, Италии, Израиле и других странах. Обычно нет устоявшихся норм, являющихся обязательными. Однако типичен подход к созданию публичного реестра лоббистов, куда вносятся основные данные о субъекте лоббирования, направлении его деятельности, клиентах и тому подобном.

Читайте также: ВАКС закрыл дело «Роттердам+»

Что предлагает зарегистрированный законопроект

Действие проекта закона «О добровольном лоббировании», который планируется подать в Верховную Раду Украины, должно распространяться на отношения, возникающие при лоббировании между, цитирую, «бенефициаром, клиентом, субъектами лоббирования и объектами лоббирования, во время обретения и прекращения статуса субъекта лоббирования, а также во время осуществления государственного надзора в сфере осуществления лоббирования».

При этом исключаются из процесса регулирования представительства внешнеполитических интересов дипломатических учреждений, СМИ, религиозные организации. Также не может быть предметом лоббирования нормативно-правовой акт по сужению существующих прав и свобод человека, нацбезопасности и обороне, целостности и неприкосновенности государства. А еще, по справедливому мнению авторов, лоббирование не может быть направлено на нарушение территориальной целостности Украины, а также влиять на внесение изменений в законодательство по вопросам выборов и референдумов. И свободы мировоззрения и вероисповедания.

Предметом лоббирования также не может быть судебное решение, включая официальную позицию Конституционного суда Украины и индивидуальные акты.

Читайте также: Антикоррупционная экспертиза законопроектов от НАПК: почему этот процесс так важен?

При чем здесь НАПК

Уполномоченным органом от государства должно стать Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. Именно НАПК будет утверждать Кодекс этического поведения лоббиста, но после консультаций с общественностью, заинтересованными сторонами и лицами, которые их представляют. Следует обратить внимание и на создание Реестра прозрачности, который вводится с целью сбора, накапливания, учета, отображения и предоставления информации об осуществлении лоббирования. Внесение сведений в указанную базу данных будет бесплатным. Безусловным требованием к реестру станет полная информация о субъекте лоббирования. Но часть информации, подпадающей под защиту персональных данных, будет с ограниченным доступом. Также урегулирован момент о подаче ежеквартальных отчетов в электронной форме.

Будут установлены и ограничения. Речь идет о клиентах и бенефициарах, представляющих государство-агрессора. Очевидно, отслеживание тоже ляжет на плечи сотрудников НАПК. За нарушение требований, запретов и ограничений, определенных законом о доброчестном лоббировании в Украине, проект устанавливает уголовную, административную, дисциплинарную и/или гражданско-правовую ответственность.

Правы ли активисты в своих опасениях

В целом внедрение указанных выше норм сейчас выглядит как некая абстракция. В этом и состоят основной риск и поле для злоупотреблений. Без полноценного обсуждения, понимания, как именно НАПК сумеет справиться с имплементацией этих новелл и будет в состоянии привлекать к ответственности лиц, нарушающих в этом аспекте законодательство, нечего и лезть в соответствующую отрасль. Тем более в ситуации, когда после международного аудита деятельности НАПК стал очевиден ряд проблем с прозрачностью и лояльностью к власти этого института во главе с Новиковым. Отдать такую лакомую нишу НАПК без проработки проблем и усвоения уроков?

Читайте также: Новиков лично решал, кто в НАПК будет проверять конфликт интересов по Ермаку и Татарову

То есть очевидна проблема с доверием к НАПК во главе с Новиковым. С учетом этого совсем не удивительно, что глава Центра противодействия коррупции позволил себе неприятную реплику в его адрес. По словам Шабунина, руководителю НАПК на Банковой предложили должность генпрокурора при соответствующем количестве голосов за законопроект. Люди, где Новиков, а где сбор голосов под законопроект? Принимая во внимание этот критерий, у Давида Арахамии шансов стать генпрокурором значительно больше. Но напомню: срок полномочий Новикова во главе Нацагентства истекает менее чем через полгода, и можно предположить, что действующий руководитель на самом деле беспокоится о том, как дальше строить свою карьеру. Только, по последней информации, Новиков вряд ли займет кресло на Резницкой: его кандидатуру Ермак не рассматривает. А вот окончательно испортить свою репутацию сможет. Тем более что поводы в законопроекте есть.

Итак, руководитель ЦПК Виталий Шабунин уверен, что введение этих норм — это не о благих намерениях, а об элементарной мести гражданскому сектору за открытие е-деклараций. К слову, 10 октябрю президент Зеленский все же подписал соответствующий законопроект, и теперь электронные декларации станут открытыми. Но законопроєктом об урегулировании лоббирования, по мнению главы ЦПК, (не)элиты попытаются закрыть для экспертов не из мира политики доступ к законотворческому процессу.

Проще говоря, сегодня фактическим автором норм любого законопроекта может быть эксперт или общественный деятель, работающий в соответствующей сфере. Однако, согласно нормам упомянутого законопроекта, за каждое добавленное слово или часть в какой-либо статье любого проекта специалиста, не являющегося субъектом законодательной инициативы (перечень определен Конституцией Украины. — А.Л.), придется регистрироваться в «базе лоббистов», которую администрирует НАПК. Это значительно усложнит доступ к формированию повестки дня реформ.

Читайте также: Дело Коломойского по подозрению НАБУ могут похоронить еще на старте – Шабунин

Но что еще я бы добавил. В Законе «О правотворческой деятельности», принятом 24 августа 2023 года, содержится следующая норма: «Кабмин должен разработать Закон «О лоббизме» на протяжении 6 месяцев». Кроме этого, в Государственной антикоррупционной программе есть положение о принятии закона «О лоббизме». То есть, что уже отмечалось, так или иначе законодательное регулирование лоббизма появится в повестке дня. Но лоббизм — это же о том, как не позволить финансово-промышленным группам (читайте — олигархам) кулуарно влиять на формирование законодательных изменений.

Так что если власть прибегнет к обрезанию возможностей для представителей гражданского общества формировать повестку дня реформ, то это отсечет не только общественность. А также международные организации, ключевых геополитических партнеров и ведомства, которые годами предлагали вестернизировать законодательство по разным отраслям, сделав процедуры и институты лучшими и более прозрачными в их деятельности.

Понятно же, что посольства или представители Международного валютного фонда не будут бегать за каждой поправкой, особенно если ее могут внести в ходе «постатейного обсуждения» на сессии парламента. Все просто и прямолинейно, как дуло танка. МВФ никогда не разбирает в деталях законопроекты, отдавая это экспертам национального уровня, которые каждую запятую отслеживают. Теперь всех этих экспертов нужно будет внести в реестр.

Читайте также: Антикоррупционная экспертиза законопроектов от НАПК: почему этот процесс так важен?

Почему это плохо

К сожалению, в украинских реалиях крупные финансово-промышленные группы все равно найдут теневые пути для обхода ограничений закона «О доброчестном лоббировании», или как бы его ни назвали. А вот на влиянии общественных организаций, которые последние почти десять лет являются основой для реформирования государства, можно будет поставить крест. Всех авторов каких-либо поправок — в реестр. Со всем перечнем персональных данных, и в случае «неприятных» изменений в законодательство под риск разного рода ответственности.

Мы же понимаем, даже если относиться к действующему главе НАПК позитивно, что Новиков вскоре уйдет. Сейчас сложно прогнозировать, в какую сторону и кто усвоит уроки правления Новикова и проблем института, — публичной дискуссии по этому поводу нет. А представим, что вместо него придут новые венедиктовы-сухачевы Искусственным образом будут ограничивать доступ, исключать из реестра, а подал поправку без включения — ответственность.

…Вообще-то закон о лоббизме это неплохая идея, но точно не актуальная. В лучшем случае не заработает, в худшем — станет карательным механизмом. В наших реалиях нет сомнений, что депутаты сделают все возможное, чтобы отсечь активистов от какого-либо влияния на формирование новых законов. Дайте им только шанс, который сейчас просто повис в воздухе.