Есть ли будущее у страны, в которой политические оппоненты и просто люди настолько ненавидят, что готовы радоваться несчастьям друг друга и убивать? Есть ли риск того, что радикализм станет нашей официальной идеологией? Или все-таки остается шанс переварить эту болезнь ради цели, к которой мы, собственно, и идем все эти годы? Научиться цивилизованно жить вместе и строить свою страну. Об этом и многом другом в своем интервью ZN.UA к Международному Дню толерантности рассказал историк и политолог Вячеслав Лихачев, долгое время изучавший радикализм в России, а после переезда в 2002 году в Украину, - и в нашей стране.
Комментируя ролик, снятый на Крещатике, где двое молодых людей делятся своим отношением к войне, историк заявил:
"Надо признать, что это тоже значительная часть нашего общества, которая абстрагировалась от серьезных вызовов и проблем, кажущихся нам критичными, - говорит историк. - Но эти ребята, - сколько им? Лет по восемнадцать? - сформировались в климате привычной войны. Это для нас было шоком, когда люди погибали в Киеве, а потом на войне. А для них это - фон, и у них действительно есть свои дела, свои проблемы, и то, что происходит за 700 километров от Киева, их не сильно касается. Возможно, это еще попытка психики отгородиться от травмирующих вещей".
"Согласен, реакцию эти слова вызвать могут. С одной стороны, - продолжает Лихачев. - Но с другой - надо понимать, что люди имеют право в том числе и на такие мысли. Когда я в первый раз вернулся из зоны АТО, для меня тоже было шоком, что здесь люди просто ходят по улицам и сидят в кафе. Но я помню слова моего знакомого фронтовика, который, находясь в Иловайске, написал своей маме: мы здесь для того, чтобы вы там продолжали жить обычной жизнью. И в этой обычной жизни имеют право на существование подростки, которым все это индифферентно.
Большая часть украинского общества именно так и живет. В гораздо большей степени люди озабочены вопросами коммуналки, зарплаты, личных взаимоотношений с соседкой, нежели демилитаризацией, отводом войск и тем, какие населенные пункты попадут или не попадут в серую зону. И это нормально. Надо культивировать не только в себе, но и в обществе выработку терпимости как к противоположной точке зрения, так и к праву не иметь точку зрения в вопросах, которые нам кажутся экзистенциально важными".
"Украинское общество, поэтому и голосовало за Зеленского, который все-таки не усугублял, как Бойко и Порошенко, а, наоборот, сглаживал линии разлома. Создавал максимально абстрактный, пустой, но все-таки объединяющий образ. Выборы показали, что для большинства общества обозначенные линии разлома не так уж и актуальны. Оно не воспринимает себя частью противостояния двух картин мира и хочет снять этот вопрос с повестки дня", - завершил Вячеслав Лихачев.
Подробнее читайте в материале Инны Ведерниковой "Вячеслав Лихачев. Что делать из контрреволюцией ненависти?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".
Полную видеоверсию интервью с Вячеславом Лихачевым смотрите здесь