Президент Украины Владимир Зелинский накануне учредительного саммита «Крымской платформы» дал большое интервью о стратегии деоккупации украинского полуострова. Самую полную версию разговора президента с журналистами из Крыма обнародовал «Центр журналистских расследований».
В ходе интервью главред «Центра журналистских расследований» Валентина Самар попросила президента прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг Департамента по расследованию преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта в Офисе генерального прокурора.
Именно этот департамент занимается расследованием и документированием военных преступлений. Отстранение от управления Гюндуза Мамедова заблокировало работу департамента, при этом позиция президента оставалась неизвестной.
«Я вмешиваюсь, когда я слышу много людей, много разных голосов относительно крупных ошибок тех или иных правоохранительных органов или руководства правоохранительных органов. (...) Вопрос Гюндуза Мамедова... Мне известен этот вопрос, но я не участвовал, потому что я считаю, что ответственность на этом именно его руководства. Это госпожа Венедиктова, это ее решение, ее личное. Посмотрим», - отметил он.
По словам Зеленского, генпрокурор Ирина Венедиктова считала «неудовлетворительной» работу одного из самых эффективных департаментов ОГП.
«Посмотрим сейчас, как это будет работать в другом формате, будут результаты. Если результаты появятся, она была права. Если не появятся, это было ошибочно », - резюмировал президент.
Владимир Зеленский отрицал контроль за правоохранительной сферой и заявил о том, что вмешивается только чтобы остановить распри между разными органами и ведомствами.
«Много раз занимался примирением лидеров правоохранительных органов, собирал их у себя, много раз просил, не нужно оскорблять страну, не нужно преследовать, например, ездить по городу друг за другом, не нужно играть в детство. Считаю, что это детство, и считаю, что занимаются иногда они просто собственным пиаром, потому что там немного месяцев иногда остается кому-то до конца его срока, его или ее, я не знаю, и нужно что-то показать», - отметил президент.
В течение месяца генпрокурор Ирина Венедиктова отстранила Мамедова от руководства «департаментом войны» и Департаментом защиты интересов детей и противодействия насилию, досрочно прекратила доступ к государственной тайне и лишила своего заместителя других полномочий.
Против Мамедова открыли ряд дисциплинарных и уголовных производств, расследование в которых осуществляется подразделениями, подчиненными непосредственно Венедиктовой.
Нидерландское издание NOS пишет, что отставка Мамедова, который курировал расследование дела о крушении рейса MH17, может стать похоронным звеном для расследования всех военных преступлений в Украине. Издание приводит слова адвоката экс-прокурора Маси Найема о том, что международная репутация Украины находится под угрозой, а прокуратура «сознательно препятствует расследованию преступлений России».
Правозащитники, с которыми общались журналисты, отмечают, что у генпрокурора Венедиктовой нет опыта ведения расследований подобных преступлений. И этот не тот случай, когда есть возможность и время учиться в процессе. Подробнее о возможных последствиях деятельности Венедиктовой читайте в статье Валентины Самар «Как попасть Украине в обе ноги» в ZN.UA.