UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинские города могут превратиться в гетто: эксперт рассказал о коррупционных рисках новых разрешительных механизмов закона 5655

По новому закону предполагается принципиальное изменение процедуры выдачи и содержания градостроительных условий и ограничений, что упрощает возможность безнаказанно заниматься коррупцией в интересах застройщиков.

Руководствуясь якобы благородными целями наведения порядка в градостроительной сфере, народные депутаты приняли новый градостроительный законопроект №5655 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы градостроительной деятельности». Почему новый закон не убирает коррупционные риски, а наоборот из-за принципиального изменения процедуры выдачи и содержания градостроительных условий и ограничений грозит катастрофой для украинских городов, пишет Георгий Могильный в статье для ZN.UA «Разделяй и властвуй». Почему в битве за реформу градостроительства стали врагами села и города?

Автор отмечает, что градостроительные условия и ограничения – обязательный документ для начала строительства (кроме усадеб). Именно в стадии их выдачи происходит первичная проверка намерений застройки на соответствие требованиям градостроительной документации.

«Получение градостроительных условий и ограничения (МУО) традиционно сопровождается коррупцией — это и вымогательство из-за постоянных незаконных отказов, и выдача с нарушением градостроительной документации (МД) «своим» застройщикам или взяткам. Но в то же время это и самый важный механизм контроля законности застройки порядочным городским руководством», - подчеркивает Могильный.

Автор уверен, что есть лишь один способ полностью убрать коррупцию при их выдаче, не превращая города в гетто — исключительно автоматическое извлечение из детального плана территории.

В законопроекте №5655 идут другим путем.

Застройщик уже не сообщает о намерениях застройки, а МУО выдают соответственно не функциональному назначению по градостроительной документации, а целевому назначению участка. И по мнению автора, это убирает возможность вымогательства над застройщиками, но значительно упрощает застройку вопреки МД и угрожает развитию города.

Как уже писало ZN.UA, в законопроекте заложен замкнутый круг: в суд на отмену МУО вправе подать только после привлечения виновного к ответственности, а виновный несет ответственность только после отмены МУО по решению суда. Это значительно упрощает чиновникам выдачу градостроительных условий и ограничений с различными нарушениями в интересах застройщика.

Таким образом, органы местного самоуправления лишают права контролировать соблюдение градостроительной документации через выдачу МУО или заниматься вымогательством с застройщиков, но упрощают возможность безнаказанно заниматься коррупцией в интересах застройщиков», - резюмирует Могильный.

Читайте также: По новому закону 5655 незаконное строительство будет фактически невозможно остановить - эксперт

14 декабря Рада минимальным количеством голосов – 228 из необходимых 226, – приняла в целом проект закона авторства главы партии «Слуга народа» Елены Шуляк. Как и предупреждало ZN.UA, голосование прошло без обсуждения. Монобольшинству удалось протащить скандальный законопроект благодаря депутатам, избранным от ныне запрещенной пророссийской «Оппозиционной платформы – При жизни», в частности, Нестору Шуфричу и Александру Качному. Отметим, что петиция на сайте офиса президента о ветировании законопроекта только за сутки набрала 25 тысяч подписей, необходимых для рассмотрения ее Зеленским.

В свою очередь Нацагентство по предотвращению коррупции заявило, что комитет ВРУ придерживался предоставленных рекомендаций не в полном объеме. В частности, в НАПК подчеркнули, что закон фактически вводит «принцип молчаливого согласия относительно восстановления права на выполнение подготовительных или строительных работ заказчиком/генеральным подрядчиком в случае, например, умышленного, с целью получения незаконной прибыли, неисполнения своих обязанностей уполномоченным лицом органа градостроительного контроля». В то же время, главным недостатком законопроекта в НАПК называют недостаточную открытость при его разработке с нарушением принципа прозрачности и учета общественного мнения.