Верховная Рада Украины приняла закон о Кабинете министров, определяющий работу правительства в соответствии с введением в действие Конституции 1996 года.За правительственный проект закона «О Кабинете министров» в четверг, 7 октября, проголосовали 252 народных депутата из 431 зарегистрировавшегося.
Перед этим парламент проголосовал за то, чтобы разделить текст этого документа на два закона. Один – это закон о Кабинете министров, а второй – закон о внесении изменений в ряд действующих законов в связи с отменой политреформы 2004 года и возобновлением действия Конституции 1996 года. Оба эти закона были проголосованы одним голосованием.
Новая редакция закона о Кабмине поступила в Верховную Раду 5 октября. Как следует из пояснительной записки, основанием для подготовки этого документа является изменение положений Конституции Украины, которыми определяются полномочия и порядок деятельности Кабмина, вследствие решения КСУ об отмене политреформы.
Закон «О Кабинете министров» устанавливает общие положения, касающиеся деятельности правительства, определяет основные задачи, принципы деятельности и правовые основы деятельности правительства.
Согласно закону, в состав Кабинета министров входят премьер, первый вице-премьер, три вице-премьера и министры.
Закон устанавливает, что должностной состав (количество и перечень должностей) нового Кабинета министров определяются президентом по представлению премьер-министра одновременно с назначением персонального состава правительства в порядке, установленном законом.
Кроме того, премьер-министр назначается на должность президентом Украины при согласии больше чем половины от конституционного состава Рады (больше 226 депутатов).
Законом также устанавливается, что должности членов правительства относятся к политическим должностям, на которые не распространяется трудовое законодательство и законодательство о госслужбе.
Согласно документу, члены Кабинета министров не имеют права совмещать свою служебную деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной и творческой работы в нерабочее время.
Также устанавливается, что парламент неотложно рассматривает вопрос о прекращении депутатских полномочий назначенных членов Кабмина министров сразу же после такого назначения на первом заседании Рады.
Вторым законом внесла изменения в ряд законов для привидения их в соответствие с требованиями Конституции 1996 года. Среди прочих, изменения внесены в законы о Службе безопасности, о местных государственных администрациях, о Конституционном суде, о милиции, о прокуратуре, о государственной службе.
Этим законом также вносятся изменения и в законы о природных монополиях, о государственном регулировании рынка ценных бумаг, об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности, о Государственной налоговой службе и ряд других. В ходе обсуждения отмечалось, что данным законом вносятся изменения в более чем 30 законов, действующих в Украине сейчас.
В частности, согласно принятым изменениям СБУ подчинена президенту. Закон устанавливает, что глава СБУ назначается на должность и увольняется с должности президентом Украины.
Глава СБУ имеет заместителей, которые назначаются на должности по его представлению и увольняются с должностей президентом Украины.
Согласно закону, постоянный контроль за деятельностью СБУ и соблюдением ею действующего законодательства осуществляется Верховной Радой.
Законом устанавливается, что глава СБУ ежегодно подает Верховной Раде отчет о деятельности спецслужбы.
Согласно изменениям в закон о Конституционном суде устанавливается, что в случае прекращения полномочий судьи КСУ, который был назначен Верховной Радой, парламент назначает на эту должность судью КСУ.
Изменения в закон о местных государственных администрациях предусматривают, что главы местных госадминистраций назначаются на должность президентом Украины по представлению премьер-министра на срок полномочий президента.
Кандидатуры на должности глав районных госадминистраций премьеру Украины подают председатели соответствующих областных госадминистраций.
Перед принятием народный депутат от НУ-НС Анатолий Гриценко высказал мнение, что проект изменений не является простым приведением документа в соответствие с текстом Конституции 1996 года. По его словам, в проект включаются десятки других положений, которые не следуют из текста Основного закона и ведут к концентрации власти в руках президента, а также потере парламентом контроля над силовыми структурами и бюджетным процессом.
Вместе с тем, первый заместитель председателя парламента, депутат от КПУ Адам Мартынюк заявил, что никаких сужений прав контрольной функции Рады не допущено в изменениях к законам для приведения их в соответствие с Конституцией после отмены политреформы 2004 года.
«Никаких сужений прав и контрольных функций Верховной Рады, которые предлагались в этом законопроекте, не допущено… В некоторой мере усилены контрольные функции (парламента)», - сказал первый вице-спикер.По материалам «Интерфакс-Украина»