UA / RU
Поддержать ZN.ua

В школу — с наличными

50% родителей уверены, что общеобразовательная школа нуждается в их поддержке. Но 43% - против этого, поскольку убеждены, что таким образом государство просто перекладывает с себя ответственность на самих граждан.

Автор: Оксана Онищенко

"На завтра срочно принести деньги". Такие эсэмески счастья от активных мамочек из родительских комитетов чуть ли не каждый месяц получает большинство родителей школьников. При этом все знают, что теоретически Конституция гарантирует право каждому на бесплатное образование. Но понимают: без родителей школа погибнет. И покорно несут деньги.

А еще, выбирая школу для малыша, не забывают поинтересоваться у ее администрации: сколько это будет стоить? Потому что не каждому кошельку могут быть по силам благотворительно-принудительные взносы при поступлении и ежемесячные выплаты в классные и школьные фонды.

По данным комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования, на содержание одного ученика в бюджете 2014 г. заложено 8,8 тыс. грн в год при потребности от 9,5 до 15 тыс. грн. Но сколько из этих 8,8 тыс. доходит до конкретного ученика?

"Этого никто в Украине не знает, - подчеркивает Юрий Шукевич, председатель общественной организации "Ассоциация руководителей школ г. Киева". - Потому что озвученная сумма включает содержание всех учреждений общего среднего образования - от Академии педнаук до вертикали органов управления образования, домов учителя и дворцов детского творчества. А еще - учебники, социальные расходы и повышение квалификации учителей, питание, оздоровление в пришкольных лагерях. Здесь мощная вертикаль. Как следствие - школы никогда не получают необходимых ресурсов на выполнение государственных стандартов и государственных санитарно-гигиенических норм.

Что такое государственные стандарты? Это приборы на уроках физики, пробирки на уроках химии, муляжи скелетов на уроках биологии, средства обучения на уроках иностранного языка, компьютеры и специалисты, которые ими занимаются. Все это на сегодняшний день школе практически не обеспечивается. Государственные санитарно-гигиенические нормы - это парты, которые надо восстанавливать, стулья трех типов размера. Это лампы для освещения, имеющие свойство изнашиваться. Это системы отопления, подачи горячей воды, это, в конце концов, туалеты. И все, как правило, - за средства родителей".

Евгений Щербаков, директор столичной специализированной физико-математической школы: "За 10 лет наша школа получила от государства всего два комплекта парт. Ни одного комплекта шкафов или "стенки". Хорошо, что у нас в Киеве были районные депутаты, благодаря которым мы в свое время приобрели лабораторные наборы для кабинетов физики. В школе девять интерактивных досок (причем три из них куплены с помощью родителей), мультимедийный комплекс. У нас есть официально зарегистрированный родительский фонд с родительскими счетами".

По результатам исследования ОО "Европейская исследовательская ассоциация" (ERA), проведенного при поддержке образовательной программы Международного фонда "Відродження", создание школьных и классных фондов - весьма распространенная практика: 91% родителей признали, что в школах, где учатся их дети, есть такие фонды.

"Родители спрашивают: а можно ли не помогать школе? - рассказывает Ю.Шукевич. - Государственные чиновники говорят - конечно. А школьные учителя отвечают - нет, нельзя, потому что школе будет трудно эффективно работать. Возникает конфликт интересов". Как свидетельствует опрос ERA, 50% родителей уверены, что общеобразовательная школа нуждается в их поддержке. Но 43% - против этого, поскольку убеждены, что таким образом государство просто перекладывает с себя ответственность на самих граждан.

На какие нужды используются собранные родителями средства? Из школьного фонда - преимущественно на ремонт школ (94% опрошенных). Из классного фонда - ремонт классов (79% респондентов), приобретение технических средств и оборудования (51), средства для мытья и средства гигиены (49), на подарки учителям (45), приобретение дополнительных учебников (43).

В какую же сумму обходится родительскому карману помощь школе? По подсчетам ERA, в среднем родители вносят в оба фонда (классный и школьный) около 800–900 грн в год.

Каковы основные проблемы в деятельности благотворительных фондов? По мнению Ю.Шукевича, их несколько. Первая - нелегальное оприходование и расходование наличных средств: "Без банков и налогов. Приобретение материальных ценностей - это одно. А доплаты, кеш наличкой для учителей и вообще для кого бы то ни было - это нарушение закона".

По данным ERA, школьные фонды как правило не имеют юридического статуса: только 14% опрошенных родителей отметили, что фонды в их школах зарегистрированы как благотворительные, и 3% - как общественные объединения или организации. 65% респондентов вообще не смогли ответить на вопрос о юридическом статусе фондов их школы. Около 20% опрошенных вообще не задумывались над легализацией функционирования классных и школьных фондов.

Вторая проблема таких фондов - отсутствие сметного принципа формирования бюджета.

Это касается, в частности, и так называемых вступительных взносов. "Я всем своим коллегам говорю - не делайте заявлений о взносах. Ибо это означает, что поступление в школу оценивается родительским комитетом и директором, - подчеркивает Ю.Шукевич. - Выходит, что зачисление в такую-то школу стоит столько-то гривен. Это неправильно. Необходимо суммировать потребности школы для подготовки к новому учебному году (фасады, крыши, подвалы, теплокоммуникации, зарядка огнетушителей и т.п.). Расписать их в смете, утвердить и условно, крайне осторожно разделить между родителями. Вот тогда и получится определенная сумма. В разных школах она будет разной. Потому что школы отличаются. Есть заведения "придворные", которые обеспечиваются несколько иначе, чем остальные. Есть сельские школы, и есть школы в райцентрах".

По данным исследования ERA, уплата вступительного взноса во время зачисления в школу - ограниченная практика (76% респондентов отметили, что в их школе такого взноса нет). Его средняя сумма - от 600 до 700 грн. Юрий Шукевич сказал, что лично знает столичную школу, даже не входящую в двадцатку лучших, вступительный взнос в которой еще два года назад достигал 900 евро.

Еще одна проблема - непосредственное участие администрации и учителей в сборе средств, материальных ценностей и услуг. По результатам опроса ERA, ключевую роль в функционировании классного и школьного фондов играют не родители, а классный руководитель (45% опрошенных) и директор школы (50%). Решение относительно суммы, которую необходимо собрать для наполнения школьного фонда, принимает родительский комитет или родители на собрании (43%) либо школьная администрация, а иногда и исключительно директор школы (42%).

Екатерина Настоящая, представитель ОО "Демократические инициативы молодежи", член родительского комитета и мама троих детей, рассказывает: "Все школы можно поделить на два типа. Существуют заведения, открытые к обучению. Их цель - дать детям образование. Эти школы действительно стараются сотрудничать с родителями, и родители помогают им во всем. Но наряду с ними, к сожалению, сформировался новый тип школ, позиционирующих себя в качестве элитных, декларирующих качественное образование, а на самом деле зарабатывающих на этом деньги. Это всего лишь бизнес, определенная маркетинговая стратегия: сделать хорошую картинку, за счет которой происходят коррупционные схемы и откаты. Как социолог я, к сожалению (или к счастью), имела возможность общаться, а точнее, пыталась общаться с некоторыми районными чиновниками от образования, которым тоже хотела задать некоторые вопросы о школьных фондах. И увидела, что существует определенная схема взаимодействия школ, районов, министерства и т.д. Но я настаиваю - это касается отдельных школ. Многие школы просто пытаются выплыть из крайне сложной критической ситуации, в которую их ставит наше государство".

По словам Екатерины Настоящей, позиция родителей относительно участия в финансировании школьных фондов также иногда достигает крайностей. Одни из какого-то вопроса делают большую проблему, конфликтуют, не хотят никоим образом платить или помогать. Другие, наоборот, демонстрируют свою помощь школе, пытаются подкупить и учителей, и директора, чтобы как-то купить оценки своему ребенку. Иногда администрация просит родительский комитет нажать на родителей, которые не платят, угрожая даже отчислением из школы. "Это проблема, касающаяся, скорее, нашего гражданского сознания. Настолько это въелось в нашу мораль, в наше мировосприятие".

Недостаточный уровень прозрачности и подотчетности затрат родительских средств является еще одной проблемой родительских фондов.

По данным исследования ERA, чаще всего о затратах родительских фондов отчитываются устно на общем родительском собрании. При этом доверяют классным фондам 17%, школьным - 62%.

По мнению Ю.Шукевича, идеальным вариантом было бы обнародование финансовой отчетности на сайте школы или на сайте благотворительной организации, если такая создана. "Но это крайне опасно. Тяжело решиться на прозрачную систему благотворительных фондов в непрозрачном государстве с несовершенной работой правоохранительных органов", - объясняет председатель ОО "Ассоциация руководителей школ г. Киева".

По данным исследования, только 38% родителей что-то слышали о нормативном регулировании фондов родительских взносов. А узнать, как сделать фонды прозрачными, хотят только 60% респондентов.

Однако назвать родителей пассивными также нельзя. Желание изменить нынешнюю систему обращения родительских средств побуждает их к активным действиям. Нам пришлось пообщаться с представителями родителей, по крайней мере, двух столичных школ, инициировавших расследование деятельности школьного фонда и заставивших директоров своих школ отчитываться в том, куда потрачены деньги. "Выяснилось, что в нашей школе вместо урока физкультуры проводилась платно хореография. За нее родители начальной школы суммарно платили 27 тыс. грн в месяц. Что это за танцы такие дорогие? Земля сдается в аренду неизвестно кому. А дети не могут в выходные прийти в мяч поиграть. И вообще, с родителями не советовались ни по одной статье расходов. Мы откроем в социальных сетях специальную страницу, которая станет для всех небезразличных родителей площадкой, где можно будет обсудить общие проблемы и помочь друг другу", - отметил один из родителей.

"В нашем фонде вообще обнаружились странные вещи, - рассказывает Елена Парфенова, мама ученицы из другой школы. - Выяснилось, что родительскими средствами распоряжалась завхоз. А директор лично собирала списки тех, кто отказывался делать взносы. Обнаружилась существенная нехватка средств, отсутствие некоторых чеков. Директор школы заставляла нас вступить в благотворительный фонд, объединяющий родителей нескольких школ и берущий за свои услуги "всего" 25–30% ежемесячных взносов. При этом лицензия и многие положения договора с навязанным нам фондом кажутся весьма сомнительными. По поводу всех этих событий мы обратились с заявлением в правоохранительные органы, с письмами в Минобразования, управление образования и Государственную инспекцию учебных заведений. Уже начато досудебное расследование. Мы требуем также инвентаризации материальных ценностей школы с участием родителей. Как нам стало известно, после продолжительного пребывания на больничном директор нашей школы уволилась. Мы пытаемся поломать систему денежного оборота родительских средств, формировавшуюся годами. Проводим родительское собрание, в положении о школьном совете прописали свои права и обязанности. Планируем создать свой фонд, нанять менеджеров, бухгалтера и ввести безналичное обращение денег. Никакой наличности в школе больше не будет".

Комментируя результаты опроса, Виталий Месяц, исполнительный директор Всеукраинской коалиции по предоставлению правовой помощи, отметил: "Наш опыт доказывает, что люди жалуются на злоупотребления со стороны администрации и в то же время часто не интересуются, каким образом действовать в правовом поле. Нам необходимо настойчиво заниматься просветительской деятельностью в сфере права".

Примечание: Опрос был проведен в январе-феврале 2014 г. методом онлайн-интервью (респондент самостоятельно заполнял анкету через Интернет). В нем приняли участие жители городов с населением 50 тыс. чел. и более. Выборка была разработана в разрезе четырех регионов Украины: Центральный регион (Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Черкасская, Черниговская области, г. Киев); Восточный регион (Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Донецкая, Сумская, Луганская области); Западный регион (Львовская, Хмельницкая, Черниговская, Ровненская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Волынская, Закарпатская области); Южный регион (Николаевская, Одесская, Херсонская области, АР Крым). В целом опрошены 357 родителей школьников, обучающихся в средних образовательных заведениях государственной и коммунальной формы собственности.