UA / RU
Поддержать ZN.ua

Трансформация системы образования: Федоров рассказал о приоритетах нового видения

Министр цифровой трансформации также анонсировал запуск приложения "Мрія".

Министр цифровой трансформации Михаил Федоров и министр образования и науки Оксен Лисовый вместе со своими командами на протяжении более пяти месяцев разрабатывают стратегию трансформации системы образования до 2030 года на разных уровнях. Федоров рассказал о том, какие сферы образования станут приоритетными в рамках нового видения, и по каким направлениям уже ведется работа для изменения образования в Украине, в колонке для "Украинской правды".

По словам министра, в разработке стратегии участвуют 1700 экспертов и представителей общественности.

"Хотим построить одну из самых гибких и быстрых систем образования в мире. Это об инновациях, о другом мышлении детей. Главная миссия трансформации образования – построить систему, способную формировать нацию профессиональных, счастливых людей, которые могут реализоваться в современной инновационной технологической экономике. Это люди, знающие силу Украины, умеющие защитить себя и своих детей", – отметил он.

Федоров указал, что президент Владимир Зеленский назвал целью достижение триллионного ВВП. Для этого необходимо создавать компании с высокой добавленной стоимостью. По словам главы Минцифры, такие предприятия зарабатывают технологиями, а создают их люди, которые способны быстро обучаться, обладают необходимыми компетенциями и умеют принимать решения по аналитическим данным.

"Мы изучили опыт стран, в которых развиваются инновации. Стало понятно, какие приоритеты по развитию компетенций ставить для системы образования. Это, конечно, английский язык, STEM-образование, естественные науки. Также военное образование. Без них невозможно развивать инновационную экономику. Я хочу, чтобы в развитии этих направлений мы стали №1 в мире", – подчеркнул Федоров.

Читайте также: Новый учебный год: пять изменений, которые ожидают украинских школьников

Как он добавил, Минцифра и МОН при разработке видения трансформации образования пришли к выводу, что не стоит останавливать важные реформы и достижения последних десяти лет. Надо "бетонировать" лучшее, что уже введено, при создании новых условий. Для этого проанализировать результаты, доработать, масштабировать, внедрить.

В ходе работы над новой образовательной реформой было сформировано пять главных направлений. Над ними уже идет работа.

Первое направление – образовательный менеджмент. По мнению Михаила Федорова, все начинается с директора или руководителя, который зажигает организацию своей энергией, поэтому у команды есть задача – повысить уровень навыков образовательных менеджеров.

"Сделать так, чтобы у руководителей образовательных учреждений были все условия для развития: достойная заработная плата, автономия принимать решения и формировать команды. Без этого невозможно построить эффективную организацию", – убежден он.

Второе направление – педагог как ключевой источник системы образования. Министр заявил, что эта профессия должна стать "самой крутой, самой современной в стране". Это потребует изменения условий труда, правил формирования заработной платы. Федоров анонсировал наработки в этом вопросе – их скоро планируют презентовать.

Читайте также: Кризис в образовании сейчас – самый большой за 100 лет, и не только в Украине

Третье направление – содержание и смыслы образования. Команда выразила намерение продолжить внедрение Новой украинской школы (НУШ) и анализировать результаты, проводить мониторинговые исследования.

Глава Минцифры написал: "Необходимо понять, что было сделано правильно, а что нет. Продолжить формировать стандарты, постоянно анализируя и улучшая".

Четвертое направление – система и сеть. Как рассказал Федоров, до 2027 года Украина должна запустить старшую профильную школу – профильные лицеи станут отдельными учебными заведениями. Власть стремится к смене школьной сети по всей стране.

"Это возможность, чтобы все дети, особенно из сел и городков, имели равный доступ к качественному образованию и могли выбирать свою образовательную траекторию. В старшей профильной школе учащиеся смогут выбирать направление обучения, предметы и больше сосредотачиваться на том, что интересно", – пояснил политик.

Пятое направление – образовательное пространство. По словам министра, пространство влияет на мышление и уровень энергии, но о его преобразовании "трудно говорить" во время полномасштабной войны РФ против Украины, когда нужно усиленно заботиться о безопасности детей. В то же время, Федоров рассказал о наличии "четкого плана" действий, чтобы максимальное число детей начало учиться офлайн в безопасной среде.

"Верим, что война закончится нашей победой. Наша задача – за короткий период времени трансформировать каждое образовательное учреждение. Сделать его современным, чтобы дизайн был совмещен с новыми стандартами. Чтобы у детей было чувство свободы и вдохновения в пространстве", – подчеркнул министр цифровой трансформации.

Читайте также: 1 сентября: в Украине к обучению вернулись около 4 млн школьников

Он также прокомментировал работу над приложением "Мрія", детали которого 1 сентября представил президент Зеленский. Разработка предназначена, чтобы помочь "построить уникальную образовательную траекторию для каждого ребенка".

Михаил Федоров заверил, что представленный функционал является "небольшим спойлером". Власти планируют запустить первую версию приложения в 2023 году.

Самый главный принцип трансформации – чтобы каждый украинец смог стать тем, кем хочет. Равный доступ к образованию должен иметь человек из любого городка или поселка. Чтобы в каждом образовательном учреждении были педагоги с энергией, высоким уровнем заработной платы, желанием развиваться и развивать других", – подытожил министр.

Вынужденные паузы в учебе, поврежденные и разрушенные школы, блекауты, невозможность организовать очные занятия в некоторых регионах – все это влияет на образование в стране и влечет за собой образовательные потери. А образовательный кризис в свою очередь влияет на благосостояние всего общества, в том числе экономическое. Сама по себе ситуация не разрешится. Украине нужны целевые меры, направленные на решение проблемы. Об этом – в статье Анны Сидорук "Как Украине преодолевать образовательные потери".