После оккупации украинского полуострова Крым 3 пригрозил, что развернет Россию от Европы, которая ввела санкции, в сторону Китая. Но за два года после этого "разворота" стало очевидным, что Пекин "хладнокровно отшил" российского президента.
Об этом на страницах Die Welt пишет обозреватель Эдуард Штайнер, подчеркивая, что КНР так и не проявила интерес к инвестированию в РФ. Этой весной российский олигарх Леонид Михельсон был объявлен самым богатым благодаря доходам от сделок с Китаем. В декабре прошлого года он продал китайской компании Sinopec 10% крупнейшей нефтехимической компании России "Сибур". За это он получил 1,3 миллиарда долларов.
Кроме того, китайский фонд Шелкового пути купил у миллиардера 9,9% акций проекта "Ямал СПГ". Очевидно, Кремль хотел бы, чтобы такие соглашения, как те что заключил Михельсон, проводились по всей стране. Но, по мнению автора, через два года можно точно сказать, что разворот к Китаю провалился окончательно.
И виновата в этом не Россия, которая изо всех сил пыталась убедить Пекин вкладывать в нее больше денег. Сам Китай оказался очень непростым партнером.
"Россия очень эмоционально отреагировала на заявление о том, что мы будем разворачиваться на Восток. В Китае же реакция была сдержанной и даже холодной", - сказала ответственный секретарь Российско-китайской палаты по содействию торговле технической и инновационной продукцией Ирина Сорокина.
За два года объем двусторонней торговли между странами упал на 28%. Это, правда, было обусловлено экономическими проблемами как в России, так и в КНР. Однако, автор подчеркивает, что инвестиции – "это совсем другое дело". Но Москва их так и не увидела даже несмотря на то, что сейчас наиболее благо приятный момент для того, чтобы вкладывать деньги. Поскольку рубль ослаб, опустив тем самым цену рабочей силы и недвижимости.
"Очевидно, что Россия не была в центре внимания китайцев. С 27 миллиардов долларов прямых инвестиций Китая в странах СНГ в 2015 году на Россию пришлось лишь 3,4 миллиарда. В то время, как Казахстан получил 23,6 миллиарда долларов", - подчеркнул главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.
Обозреватель напоминает о соглашении "Газпрома" с Китаем о поставке газа на 400 миллиардов долларов. Однако экспертов она особо не впечатлила даже после самого подписания, поскольку для его выполнения Россия должна еще за свой счет построить ГТС в КНР.
За пределами сырьевого сектора Пекин не видит причин инвестировать в Россию. Он считает логичным вкладывать деньги в индустриально развитые страны, чтобы перенимать их технологии, или в страны "Третьего мира", которые отдают свои ресурсы и земли за копейки и без сопротивления.
"Россия не принадлежит ни к первой группе стран, ни ко второй", - подчеркивает немецкий обозреватель.
Ранее издание Die Zeit писало, что Китай и Россия на самом деле конкуренты, а не союзники. С одной стороны, РФ теперь идет на уступки,заключая более выгодные для китайской стороны соглашения на поставки газа и поддерживая "Шелковый путь", к которому раньше относилась холодно. С другой стороны, КНР не заинтересована в тесной дружбе с Россией, потому что европейский рынок для нее более приоритетный.
Ранее издание The American Interest писало, что Китай не спасает Россию и наживается на ее слабости. Пекин выжидает, когда Москва уйдет в экономические проблемы до такой степени, чтобы выгодно скупить ее энергетические активы.
Тем временем сам Китай впервые за несколько десятилетий переживает экономические проблемы и сокращение экономического роста. Издание Financial Times писало, что экономический спад Китая повлиял на его военный бюджет. Ллидер КНР Си Цзиньпин, который также возглавляет Центральную военную комиссию коммунистической партии, пояснил, что из-за замедления экономического роста Пекин не сможет увеличить военный бюджет так, как планировал еще в марте.