UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что случилось с биеннале?

Вторая киевская Международная биеннале современного искусства ARSENALE-2014 переносится на год. Арт-проект, воспринятый многими с таким энтузиазмом (во время первого дубля), то ли действительно временно заморожен, то ли на нем можно ставить точку.

Автор: Анна Пароваткина

Громом среди ясного неба стало недавнее официальное сообщение руководства музейного комплекса "Мистецький Арсенал" о том, что вторая киевская Международная биеннале современного искусства ARSENALE-2014 переносится на год. Из-за происходящих в стране событий. Арт-проект, воспринятый многими с таким энтузиазмом (во время первого дубля), то ли действительно временно заморожен, то ли на нем можно ставить точку.

Генеральный директор "Мистецького Арсеналу" Наталья Заболотная в официальном коммюнике говорит: "Украина переживает сегодня необычайно сложные времена, когда решается будущее нашего государства. С учетом этого в настоящее время нельзя говорить об ответственности и качественной подготовке настолько масштабного художественного проекта, каким является биеннале. Именно поэтому было принято решение о переносе ARSENALE-2014 на 2015-ый. Этот вопрос согласован с международными кураторами проекта и Министерством культуры Украины".

В свою очередь арт-сообщество довольно эмоционально комментирует такой поворот событий. В комментариях ZN.UA - разные взгляды на сложившуюся ситуацию и на будущее ARSENALE-2014.

Напомню, что тучи вокруг Второй киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE-2014 начали сгущаться еще летом. Когда во время выставки "Велике і величне" произошел известный инцидент с муралом Владимира Кузнецова. Та музейная история послужила толчком и к "переформатированию" киевского арт-сообщества. Именно после "ВиВа" формализировались мировоззренческие различия между старшим (условно говоря, "восьмидесятниками") и "среднего" возраста поколением художников контемпорари.

"Старшие" и большинство галеристов, пусть с оговорками, поддержали МА.

Перемены для самих 30-летних состоят еще и в том, что теперь их различают, не в последнюю очередь, по политическим убеждениям. На виду - в который раз Р.Э.П. с единомышленниками. Но уже в качестве "леваков", а не просто как самая известная в последние 10 лет наша арт-группа. В составе так называемой ІСТМ (Инициативы самозащиты трудящихся искусства) рэповцы-сотоварищи призвали к бойкоту Арсенала. И тут же - впервые с 2005 г. (вот стоило только влезть в "политику"!) - у них появились антагонисты.

Объединение "ЖЛОБ-арт" - условные "правые", напротив, с удовольствием сотрудничают с МА. Просто-таки на глазах наращивают свое присутствие в информационном поле и на выставках. Да и во взглядах на искусство обе группы - практически антиподы.

Лидер "леваков" Никита Кадан и самый известный "жлоб-артист", глава союза свободных художников "Воля або смерть" (а по совместительству - член сразу нескольких "официальных" творческих спилок художников) Иван Семесюк ведут сейчас еще и личную, весьма показательную перепалку.

Увы, но именно нарастающее творческое, поколенческое, но еще и общественное противостояние, в центре которого оказался "Мистецький Арсенал", стало предлогом для Бориса Гройса уже в октябре 2013 г. отказаться от кураторства ARSENALE-2014.

Новый виток дискуссии на тему, каким быть (и быть ли вообще?) Арсеналу, в конце ноября завершился известием, что Наталья Заболотная все же нашла кураторов для биеннале. Австрийцев Гедвиг Саксенхюбер и Георга Шьолльхаммера не просто отличает безупречная репутация в среде экспертов - Гедвиг еще и делала выставки украинского "арта" сразу после оранжевой революции. Увы…

"Ну, представьте себе, горят покрышки, стреляют - и тут Заболотная говорит: "Дайте пройти, мне на биеннале!". Приходит, например, к Порошенко и заявляет: "Нам Янукович дал денег - так дайте еще, не хватает!" Это же не то, если бы была строка в бюджете: все ARSENALE-2014 держалось на энтузиазме директора. А сегодня - война", - как всегда эмоционально комментирует ситуацию художник Александр Ройтбурд.

Он, в сущности, выразил общее мнение. Все эксперты уверены: причина переноса ARSENALE-2014 - не столько Майдан, сколько проблемы с финансированием. "Перенос сроков на арт-рынке не скажется - он сейчас все равно в коллапсе из-за событий последних месяцев. За несколько лет арт-рынок просто вытоптан. Потому что средний и выше среднего бизнес массово из страны вытеснялся, включая крупных коллекционеров. В общем, трудно сказать, что на том, чего нет, что-то может сказаться…", - объясняет г-н Ройтбурд.

Виктор Марущенко (школа фотографии Виктора Марущенко):

- Мне жаль, что не произошло стыковки актуального искусства, создаваемого прямо сейчас, во время Майдана, с биеннале. Упущен такой шанс! Та же украинская фотография за последние месяцы сделала колоссальный рывок, о наших ребятах заговорили в мире. Было бы брендом - посвятить отдельную экспозицию на ARSENALE-2014 феномену современного украинского фото с Майдана и Грушевского. Хочется верить - через год это все-таки сделают…