На прошлой неделе стало понятно, что система безопасности, которая должна была бы действовать тихо и эффективно в Шенгене на самом деле не эффективна. Смерть террориста Абельхамида Абауда в ходе полицейского рейда в пригороде Парижа с одной стороны была успехом. Ведь полицейским удалось быстро выследить подозреваемого в организации терактов. Но с другой стороны, что можно сказать о Шенгенской зоне, если один из самых разыскиваемых преступников мира смог спокойно пересекать границы Сирии, Франции и Бельгии? Этого не должно произойти.
Об этом на страницах Financial Times пишет немецкий обозреватель издания Вольфганг Мюнхау.
Он замечает, что сегодня существует два варианта исправить ситуацию: доработать Шенген или вернуть национальные системы пограничного контроля. И оба варианта будут эффективными. Первый вариант более выгоден экономически, но политически его сложнее воплотить. Второй же вариант, наоборот, политически проще, но станет макроэкономическим шоком для многих стран.
"Ремонт" Шенгенской зоны должен выйти за пределы встрече министров внутренних дел и правосудия, которое состоялось в прошлую пятницу и на которой они обсудили несколько практических предложений. Проблема Шенгена в том, что за несколько недель соглашение о свободном передвижении потеряла свой главный актив – доверие населения. Президент Франсуа Оланд не верит этой системе. Иначе зачем ему было вводить пограничный контроль?
Для возвращения доверия к Шенгену нужно установить контроль над общими внешними границами по стандарту наиболее развитых стран ЕС, а не исходя из компромиссных суждений. Европейское агентство Frontex в Варшаве координирует пограничную политику и уравнивает стандарты. Принципиально еще то, что каждая страна в Шенгене сама отвечает за защиту собственных границ. Но, к примеру, государственные границы Греции одновременно и ее собственные, и общие для ЕС. И за контроль над ними соответствуют лишь Афины.
У Frontex нет необходимых ресурсов, чтобы хорошо делать свою ограниченную полномочиями работу. Единая федеральная служба контроля, которая будет уполномочена защищать все границы Шенгена, просто необходима.
В США есть Служба гражданства и иммиграции, которая входит в Департамент внутренней безопасности, а также Береговая охрана, которая является частью Вооруженных сил. В Европе же границами занимаются только общественные службы, которые просто обмениваются информацией между собой, как оказалось, не могут и не обмениваться.
"ЕС будет латать дыры Шенгена, но откладывать его структурные проблемы. Звучит знакомо? Когда начался кризис еврозоны, несколько решительных шагов могли бы исправить ситуацию. Но не нашлось политической большинства для принятия решений относительно банковских и суверенных долговых кризисов на федеральном уровне. Почему вдруг лидеры ЕС должны поступить правильно с спасением Шенгена, если они не сделали этого с еврозоной?" - пишет обозреватель.
Альтернативный выход – попрощаться с Шенгенской системой, вернуть национальный пограничный контроль, а потом уже заниматься необходимыми изменениями на уровне каждой отдельной страны. И это довольно действенный вариант, по мнению автора, поскольку страны-участницы Шенгенского соглашения до сих пор имеют всю необходимую инфраструктуру на своих границах. Конечно, это было бы очень сложно для них, поскольку пришлось бы восстанавливать и увеличивать штат пограничных служб и разведки. Все это было бы очень затратным процессом, учитывая протяженность всех границ внутри ЕС, которые бы стали снова заметны.
До атак в Париже, путешествуя из столицы Франции в Бельгию поездом было действительно трудно заметить границу между странами. А на автомобильных трассах только заброшенные контрольно-пропускные пункты напоминали о том, что когда-то там все же была граница.
Но поскольку европейцы не собираются исправлять Шенгенскую зону, нужно возвращаться к национальным границам. Это будет очень дорого, особенно для Франции, которой придется строить внутреннюю службу безопасности с нуля. Это подорвет любые попытки уравновесить государственные бюджеты и разозлит бухгалтеров еврозоны. Франция должна поднять вопрос о особые условия, при которых можно не выполнять европейские бюджетные правила.
"Однако главной целью станет обеспечить главное благо, которое ЕС может предложить своим гражданам – современную и профессиональную систему внутренней безопасности. Шенген не может это сделать. Но отдельные страны-участницы до сих пор могут и им надо просто позволить", - пишет обозреватель.
Ранее издание Financial Times писало, что "тень" парижских терактов нависла угрозой над Шенгеном. Теракти во Франции только обострили политическую обеспокоенность из-за угроз физической безопасности. Как отмечается, Шенгенская зона предполагает, что между полицией стран должен быть налажен качественный обмен информацией, а теперь, очевидно, что он дал "трещину".
В свою очередь, официальное издание ЕС EUObserver писал, что Шенгенская зона стоит перед угрозой распада, а ЕС присматривается к Турции. Евросоюз и Турция в начале октября уже утвердили совместный план действий, который предусматривает выделение Анкаре трех миллиардов евро на программы обустройства мигрантов. Соглашение вступило в силу накануне парламентских выборов в Турции, которые показали, что авторитарный президент Реджеп Тайип Эрдоган намерен уничтожить оппозицию.