В момент авиакатастрофы во 3 бесконтрольно ездили не одна, а две снегоуборочные машины.
Как сообщает издание "Коммерсант" со ссылкой на источник, близкий к следствию, диспетчеры знали - на полосе N2 работают снегоуборочные машины, выполняя сушку полос и рулежных дорожек. Операторы двух машин обнаружили недалеко от ВПП, пересекающейся с полосой, на которой находился Falcon, несколько неработающих сигнальных фонарей. Зная, что в конце этой ВПП находились электрики, водители, работавшие в паре, решили отвезти им поломанную осветительную технику.
Возвращаясь обратно, снегоуборщики пересекли взлетную полосу №1, на которой в этот момент взлетал Falcon президента Total. Одна из машин пересекла полосу прямо перед разгоняющимся самолетом, вторую бизнес-джет задел крылом.
Через 14 секунд после начала движения самолета экипаж увидел предмет, который был идентифицирован как машина, пересекающая дорогу. Экипаж это видел, но это не вызвало у него опасений, и самолет продолжил движение. Еще примерно через 14 секунд произошло столкновение самолета со снегоочистителем. Экипаж увидел снегоочиститель непосредственно перед столкновением. Falcon в этот момент уже набрал скорость почти в 250 км/ч и оторвался от земли. До самого крушения все системы самолета работали в штатном режиме. Диспетчеру "вышки" запросов на пересечение ВПП N1 спецтехникой не поступало.
В свою очередь, арестованный водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко утверждает, что не выезжал на взлетно-посадочную полосу, а находился на кромке, за сигнальными маячками, сообщает "Новая газета", отмечая, что это похоже на правду. Авиаспециалисты на условиях анонимности заявили изданию, что, по всей видимости, самолет значительно отклонился от ВПП.
Как пишет газета, ширина ВПП 60 метров, с учетом укрепленной обочины - 64 метра. Получается, что от осевой линии до кромки, где предположительно находился снегоуборщик, было 32 метра. Размах крыльев Falcon составляет 18,86 метра. Таким образом, набирая скорость, самолет, которым управлял очень опытный экипаж, к моменту столкновения со снегоуборщиком уклонился от оси взлетно-посадочной полосы на 21 метр. По версии экспертов, подобное возможно только в случае взлета в условиях, когда не работают сигнальные маячки и не видно разметки полосы.
В то же время это могло произойти из-за некачественной обработки самолета антиобледенительной жидкостью перед вылетом. Эксперты издания не исключают, что жидкость, которой облили Falcon 50, была некачественной, с примесями воды, поэтому она могла привести к затруднению работы этих элементов самолета, что вызвало отклонение от оси ВПП.
Адвокат Мартыненкова Александр Карабанов считает, что администрация аэропорта постарается снять с себя ответственность за трагедию.
"Если следствием будет установлено, а судом доказано, что в катастрофе виновен не водитель, а лица, в чьи функциональные обязанности входил в том числе контроль за перемещением наземной техники по взлетной полосе и прилегающим территориям, то это будет означать как минимум халатность в выполнении своих обязанностей должностными лицами. Последуют иски к аэропорту. А если подтвердится эксцесс исполнителя - якобы водитель был пьян и исключительно по собственной инициативе разъезжал по аэропорту, - администрация постарается возложить на моего подзащитного максимальную вину и снять с себя ответственность за трагедию", - отметил адвокат.
Напомним, в результате аварии в аэропорту "Внуково" погибли четыре человека, находившиеся на борту бизнес-джета, включая президента нефтегазовой компании Total Кристофа де Маржери.
По данным следствия, водитель зацепившей самолет снегоуборочной машины Владимир Мартыненко во время катастрофы находился в состоянии алкогольного опьянения.
В связи с катастрофой самолета руководство международного аэропорта "Внуково" ушло в отставку.