Более 100 стран и 400 городов пообещали достичь нулевого уровня выбросов углерода к 2050 году или даже раньше, на фоне обострения проблемы изменения климата. Инвесторы и регуляторы призывают крупные частные компании ставить перед собой такую же цель. Для достижения этой цели политикам придется выбирать из «конкретного меню стратегий» - от строительства ветровых электростанций до субсидирования «низкоуглеродного топлива». Именно поэтому возникает важный вопрос: какой самый дешевый способ уменьшить уровень выбросов углерода, пишет журнал The Economist.
Берлин - один из городов, который пообещал достичь нулевого уровня углеродных выбросов. Местные жители часто используют велосипеды, на которых прикреплена специальная коробка, чтобы еженедельно делать покупки. Поскольку город сокращает выбросы углекислого газа, местная власть поддерживает и субсидирует такую инициативу. Но такая схема уменьшения углеродных выбросов выглядит слишком дорогой, если учесть количество уменьшения выбросов. Одна схема стоит городу 370 тысяч евро (450 тысяч долларов), но, как ожидается, в таком случае выбросы уменьшатся лишь на семь тонн в год. Получается более 50 тысяч евро на тонну. А эквивалентный показатель для схем, поддерживающих продажу низкоуглеродных систем топлива, составляет 200 евро на тонну.
Одним из способов найти самый дешевый путь уменьшения выбросов является установление специальной цены на углерод (налога или схемы ограничения торговли). Это побудило бы компании и потребителей находить самые дешевые способы уменьшения вредных выбросов. Но установление цены - это сложная задача в политическом аспекте. Лишь пятая часть мировых выбросов может покрываться четко определенной ценой. Даже в Европе - крупнейшем в мире «рынке ликвидного углерода», бесплатные кредиты фактически все еще позволяют многим отраслям экономики продолжать загрязнять окружающую среду.
Поэтому нужны и другие инструменты. В своей книге «Как избежать климатической катастрофы» Билл Гейтс предлагает использовать в качестве ориентира «зеленую середину» или разрыв между ценой вредных выбросов и «чистой экономики». Там, где эта разница низкая, существуют альтернативы без углерода, и потребители не имеют оснований не использовать их. Там, где разница высокая, нужны инновации.
Подобный подход, популярный в кругах климатических активистов в течение последнего десятилетия, состоит в рассмотрении предельных мер на смягчение вредных последствий. Они вычисляют расходы на «климатическое вмешательство» (включая операционные расходы и авансовые расходы).
Рассматривая вопрос, следует ли регулировать путешествия на автомобиле и самолете, полезно учитывать то, что на автомобили приходится 11% мировых выбросов парниковых газов, тогда как авиация составляет лишь 2%.
По подсчетам ученых, наибольший эффект может принести повышение энергоэффективности зданий, путем установления «умных» систем охлаждения и отопления, например. Конечно, установление таких систем может означать некоторые расходы, но аналитики считают, что повышенная энергоэффективность зданий сэкономит деньги потребителям благодаря меньшим счетам за коммунальные услуги.
Еще одним эффективным шагом будет замена электростанций, сжигающих природный газ или уголь, на возобновляемые источники энергии. Самыми дорогими сферами экономики для декарбонизации, как правило, являются транспорт (самолеты и корабли), тяжелая промышленность и сельское хозяйство. В этих случаях «чистые» и дешевые альтернативы найти очень трудно.
Подобно тому, как поиск уменьшения затрат обеспечивает примерный ориентир для политиков, он также показывает, насколько сложной является «климатическая математика» В общем, оценки затрат очень различаются. В статье Кеннета Гиллингема из Йельского университета и Джеймса Стока из Гарвардского университета сравниваются предельные издержки на углеродную политику в рамках 50-ти исследований. Стоимость субсидий для ветроэнергетики может составлять от 260 долларов за каждую тонну уменьшения углекислого газа и до нуля.
Отчасти это связано с тем, что потенциал достижения нулевых выбросов углерода может меняться в зависимости от места. Некоторые страны, такие как Великобритания, могут успешно использовать сильный ветер, ведь природные условия там идеально подходят для ветроэлектростанций. Но не все страны могут использовать такую технологию.
Планирование расходов тоже может быть противоречивым. В целом существуют две важнейшие вещи, необходимые для декарбонизации экономики: переход к использованию низкоуглеродных источников энергии и электрификация транспорта, но важен именно порядок выполнения этих действий. Согласно модели, разработанной Массачусетским технологическим институтом, если бы сначала весь транспорт был электрифицирован, было бы меньше спроса на нефть для наполнения резервуаров бензином. Однако, поскольку спрос на «грязную» электроэнергию в таком случае возрастет, общие выбросы упадут к 2050 году лишь на 2% (по сравнению с обычным базовым уровнем). Однако, если сначала «очистить» энергетическую сеть, тогда выбросы упадут примерно на 30%.
На фоне всех этих трудностей аналитики пытаются найти различные пути достижения нулевых выбросов углерода без огромных затрат. Инвестиционная компания Goldman Sachs включает в свой анализ различные сценарии и широкий диапазон расходов. Другие же обращаются к моделированию "энергетических систем".
Но так или иначе, все «климатические воздействия» требуют усилий и финансирования, говорит Джесси Дженкинс из Принстонского университета. По его словам, важны "надежные" меры, такие как повышение энергоэффективности. Далее идут "формующие" меры, такие как инвестирование в возобновляемые источники энергии, которые улучшают вероятность достижения будущего с низким уровнем углерода. Затем появляются стратегии «снижения риска»: можно разработать другие долгосрочные варианты. Результат - более сложная структура, которая лучше подходит для решения трудного, но неотложного вопроса декарбонизации, резюмирует издание.
Президент США Джо Байден рассказал, что он с премьер-министром Канады Джастином Трюдо договорились работать над достижением нулевых выбросов к 2050 году.
"Мы объявляем о министерском диалоге высокого уровня по климатическим амбициям и согласовываем нашу политику и наши цели по достижению нулевого уровня выбросов к 2050 году", - сказал Байден в своей речи по итогам двусторонней встречи с канадским лидером.
Задача энергетической политики Байдена - задать курс для движения США к цели достижения нулевого уровня выбросов к 2050 году.