Иногда соперничество великих держав приносит неожиданные плоды. Как, например, при работе Украины с Францией и Германией над соглашениями о сотрудничестве в сфере безопасности. Соперничество Парижа и Берлина с Лондоном за влияние на Восточную Европу и франко-немецкая конкуренция во многом предопределили как содержание документов, так и время их подписания: действуя в унисон на международной арене, Франция и Германия заключили их с Украиной в день начала работы Мюнхенской конференции по безопасности.
Эти соглашения не являются заменителем членства Украины в НАТО и не содержат гарантий безопасности. Они не защитят нас в будущем и от новой агрессии России.
Тогда для чего Украине эти документы?
Данные соглашения направлены на усиление обороноспособности нашей страны. При отсутствии перспектив в ближайшие годы стать членом Альянса и даже получить приглашение, Киев стремится создать международно-правовую сеть обязательств, способную на долгие годы гарантировать военную, экономическую и политическую поддержку Украины со стороны ее западных партнеров и повысить для агрессора цену вторжения.
Киев планирует подписать подобные соглашения со всеми странами, присоединившимися к вильнюсской декларации «Большой семерки». А таких — около тридцати. На Банковой также надеются, что в ситуации, когда появляются большие сомнения в том, что наша страна сможет рассчитывать на финансовую и военную поддержку Вашингтона, соглашения в сфере безопасности с Великобританией, Францией, Германией подтолкнут Соединенные Штаты к выделению помощи Украине.
Но маловероятно, что этот фактор будут принимать во внимание в американском Конгрессе, где на фоне разворачивающейся президентской кампании вовсю идет противостояние между демократами и республиканцами. При этом Киев ведет переговоры с Вашингтоном о подписании соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности. Источники ZN.UA утверждают, что документ может быть готов к подписанию уже в марте, и надеются, что он может стать не менее амбициозным, чем украино-британское соглашение.
Как ранее писало ZN.UA, первым подписав с Киевом соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности еще в середине января, Лондон установил высокую планку для других партнеров по «Большой семерке». Теперь в столице каждого нашего партнера, с которым Украина планирует заключить подобное соглашение, вынуждены оглядываться на украино-британский документ и вносить в свои проекты необходимые и принципиальные коррективы.
Например, на начальном этапе переговоров Берлин предлагал Киеву назвать документ совместной декларацией. Как отмечается на сайте ООН, «этот термин часто намеренно выбирается для демонстрации того, что стороны не собираются устанавливать юридических обязательств, а лишь хотят декларировать определенные чаяния». Для Киева, где не забывают урок «гарантий» Будапештского меморандума, подобное изначально было неприемлемо, а глядя на Лондон и Париж, Берлин уступил.
Комментируя подписанные с немцами и французами соглашения, Владимир Зеленский назвал их очень сильными и амбициозными. Канцлер Германии Олаф Шольц — «историческим шагом», а президент Франции Эмманюэль Макрон — обязательными и конкретными. В свою очередь заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев назвал украино-немецкое соглашение «новым альянсом нацистов с бандеровцами», а на украино-французское соглашение отреагировал пошлой картинкой и комментарием, что «роман вряд ли оценят французские фермеры и другие жертвы Макрона».
Анализируя документы, подписанные Киевом с Лондоном, Парижем и Берлином, отметим, что хотя они хоть и не идентичны, но имеют общие положения.
Основные из них:
Во-первых, соглашения начинают действовать с момента подписания. Срок их действия — десять лет с последующей пролонгацией. При этом соглашения предусматривают разработку двусторонних документов в соответствии с указанными в тексте сферами сотрудничества. (В комментарии Reuters замглавы ОП Игорь Жовква заявил, что «есть также приложения к (украино-британскому. — В.К.) соглашению, которые являются полностью секретными. В этих приложениях мы определяем конкретный объем, конкретные вещи, конкретные сферы».)
Во-вторых, предоставление всесторонней (в том числе и военной) поддержки Украине, чтобы наша страна могла защитить себя и восстановить территориальную целостность в пределах границ, международно признанных с 1991 года.
В-третьих, участие в восстановлении украинской экономики и содействие нашей стране в реинтеграции оккупированных территорий.
В-четвертых, проведение консультаций в течение 24 часов в случае повторного вторжения России и обещание предоставить нашей стране быструю, постоянную и длительную «помощь в сфере безопасности, современную военную технику во всех необходимых сферах, а также экономическую помощь». (Впрочем, конкретные сроки этих поставок в соглашениях не указаны.)
В-пятых, поддержка украинской экономики и фиксация выделения средств на военную помощь Украине на протяжении действия соглашений с упоминанием конкретных сумм на 2024 год. Так, Великобритания обязуется выделить в текущем году помощь в размере 2,5 млрд фунтов стерлингов, Франция — до 3 млрд евро, а Германия — 7,1 (!) млрд евро.
В-шестых, поддержка реформ и закрепление обязательства Украины проводить эти преобразования.
В-седьмых, взаимодействие с Украиной в сфере ОПК и привлечение в эту сферу британских, французских и немецких инвестиций.
В-восьмых, сотрудничество в вопросах компенсации ущерба из-за российской агрессии и привлечение России к ответственности за преступление агрессии против Украины.
В-девятых, усиление санкционного давления на Россию, а также борьба с обходом санкций.
В-десятых, сотрудничество в сфере разведок и кибербезопасности.
В-одиннадцатых, взаимодействие в противодействии российским манипуляциям, дезинформации и пропаганде.
В-двенадцатых, содействие в защите критической инфраструктуры Украины.
Общим для трех соглашений является и то, что документы не предусматривают отправку британских, французских или немецких войск в Украину. Но есть в них и заметные отличия. Касаются они прежде всего соглашения Украины с Германией: украино-немецкий документ самый осторожный. (С анализом текста украино-британского соглашения можно ознакомиться здесь.)
В отличие от конкретных формулировок украино-британского и украино-французского соглашений, немцы старательно уходили от словосочетания «обязательства в сфере безопасности», предпочитая использовать более абстрактную формулировку — «Германия намерена оказывать непоколебимую поддержку Украине столько, сколько потребуется для того, чтобы помочь Украине защитить себя, восстановить территориальную целостность в пределах ее международно признанных границ».
В украино-немецком соглашении также нет обязательства Берлина о поддержке вступления Украины в НАТО. Вместо этого немецкая сторона решила использовать размытые формулировки об «улучшении оперативной совместимости с евроатлантическими партнерами» или о том, что «всеобъемлющая реформа необходима для евроатлантических стремлений Украины».
Наконец, немецкая сторона сделала несколько важных оговорок. Во-первых, «Германия напоминает, что национальные бюджетные ассигнования применяются и требуют четкого разрешения германского Бундестага». Во-вторых, Берлин акцентировал, что «всякая военная поддержка будет связана соглашениями о конечном использовании. Участники разделяют мнение о необходимости избегания незаконного перенаправления военной продукции».
Сильной стороной соглашения с Берлином является фиксация предоставления Украине в этом году 7,1 млрд евро. Кроме того, если Великобритания берет на себя обязательство развивать украинский морской флот, то Германия претендует на ведущую роль в коалиции возможностей «Интегрированная противовоздушная и противоракетная оборона».
А вот большим плюсом соглашения с Францией, которое по своему содержанию не уступает соглашению с Великобританией, является обязательство Парижа последовательно предоставлять «современное военное оборудование в сухопутной, воздушной, морской, космической и киберсферах, предоставляя приоритет, но не ограничиваясь, противовоздушной обороне, артиллерии, дальнобойным средствам поражения, бронетехнике, возможностям воздушных сил и другим критически важным возможностям».
И если Германия (равно как и Великобритания) в вопросе защиты критической инфраструктуры делает акцент на обучении украинских специалистов в рамках международных программ и содействии в получении современных технологических решений, то Франция готова на большее. Украино-французское соглашение предусматривает, что Париж «будет способствовать развитию возможностей защиты критической инфраструктуры Украины, в том числе военными средствами, предоставляя приоритет, но не ограничиваясь современными средствами противовоздушной обороны».
Почему украино-немецкое соглашение уступает договоренностям Украины с Великобританией и Францией? Из-за отсутствия амбиций у Берлина? Или из-за наличия у немецкого правительства иллюзий в отношении путинской России?
Судя по выступлениям канцлера Шольца и министра обороны Писториуса, у Берлина есть амбиции и нет иллюзий. На позицию немцев влияют не только конституционные ограничения или возможности по поставкам военной техники и вооружения: они традиционно осторожны в фиксации своих международно-правовых обязательств. А учитывая позицию Германии в отношении членства Украины в НАТО, неудивительно стремление Берлина избежать слов о поддержке евроатлантических устремлений Киева.
Тем не менее все три соглашения фактически дополняют друг друга, фиксируют долгосрочную поддержку Украины в ее экзистенциальном противостоянии с Россией и дают нашей стране возможность провести реформы, выстроить эффективную экономику, создать современные вооруженные силы. Важно, чтобы в будущем у наших партнеров не пропала политическая воля выполнять данные соглашения, обязывающие поддерживать Украину «столько, сколько нужно», а украинская власть не забывала о своих обязательствах по реформированию страны.