54 депутата национальных парламентов десяти европейских стран обратились с открытым письмом к Верховному представителю ЕС по иностранным делам Жозепу Боррелю, госсекретарю США Энтони Блинкену и министру иностранных дел Великобритании Джеймсу Клеверли. Вроде бы подписантов и не очень много, учитывая, что в этих странах около 5 тысяч депутатов. Но послание вызвало повышенное внимание, что объясняется темой — отношениями Косово и Сербии, точнее, двумя ее аспектами.
Аспект первый — международный.
В письме депутаты предлагают изменить подходы к Сербии в контексте урегулирования отношений Белграда и Приштины, сделать их более критическими и последовательными. Одновременно отмечается, что и политика в отношении Косово порой была противоречивой, что не давало возможности обеспечить защиту независимости и демократии Республики от гибридной агрессии России и Сербии. В результате балканский союзник Запада оказался «уязвимым». Если опустить детали, письмо посвящено необходимости наконец сформировать по отношению не только к Сербии, но и к Косово четкую и последовательную политику, не зависящую от политической конъюнктуры и принимаемую всеми странами Евросоюза и США.
Почему именно сейчас появилось такое письмо?
На наш взгляд, среди основных причин этого следует назвать:
- усталость от двойственной политики Александара Вучича. С одной стороны, он хочет продолжать евроинтеграцию и получать деньги из фондов Евросоюза. А с другой — и дальше дружить с Москвой, надеясь на ее дешевые энергоносители, прикрываясь сказками об исторической дружбе России и Сербии и отказываясь присоединиться к антироссийским санкциям;
- препятствование именно Сербии имплементации Охридского соглашения и немецко-французского плана, на который согласились обе стороны. Например, торможение повторных выборов в Косово, с необходимостью которых, похоже, согласны и сербы, и косовары. При этом белградские политики сначала заявляют о готовности выполнять свою часть договоренностей, но потом твердят об отсутствии необходимых ресурсов как причине их невыполнения. Что вызывает ответную негативную реакцию в Приштине и непродуманные действия;
- растущую обеспокоенность, вызванную зазвучавшими с новой силой заявлениями Вучича о необходимости защиты сербов в Боснии и Герцеговине, Косово и Черногории, а также активизацию приверженцев «сербского мира» в регионе. Среди таких акций — совместное заседание правительств Республики Сербской и Сербии; молчаливое согласие с действиями Баня-Луки, направленных на выход РС из целостной БиГ; попытка повлиять на формирование нового правительства в Черногории, чтобы там преобладали сторонники великосербства; торпедирование усилий по нормализации ситуации на севере Косово.
Конечно же, сербские политики во многом неправы. Но нельзя закрывать глаза на то, что и косовские лидеры зачастую совершают необдуманные шаги, угрожающие стабильности региона. А в Москве, глядя на все это, лишь тихо радуются.
Аспект второй — украинский.
Большой интерес и удивление (в Евросоюзе, Сербии и Украине) вызвала подпись под письмом главы комитета Верховной Рады по вопросам внешней политики и межпарламентскому сотрудничеству Александра Мережко. Появление среди подписантов и депутата от «Европейской солидарности» Алексея Гончаренко воспринято как продолжение его кампании за признание независимости Косово. Но вот подпись главы комитета по внешней политике ВРУ насторожила президента Александара Вучича и некоторых экспертов по Западным Балканам.
Вучич заявил в телеобращении, что Украина — дружественная страна и он уверен, что президент Зеленский достаточно умен, чтобы понимать, что Украина в один день утратит политическое доверие, признав Косово. Видимо, он-таки вспомнил, что Украина была одной из немногих стран, не поддержавших антисербские санкции в годы последней войны в экс-Югославии. Конечно, поддержка Украины Сербией в ООН важна, но хотелось бы видеть ее реальную помощь нашей стране в отражении российской агрессии. Характер же отношений Белграда с Москвой вызывает в украинском обществе лишь раздражение и неприязнь. В отличие от роста симпатий к Косово, активно поддерживающего борьбу Украины за свою независимость и свободу.
Появление фамилий депутатов ВРУ под международным документом (а это письмо все-таки международный документ) поставило ряд вопросов.
Во-первых, почему появились подписи официальных лиц Украины (а депутаты таковыми являются) под документом, который противоречит официальной позиции нашего государства, заключающейся в принципиальном и стабильном уважении территориальной целостности Сербии, как отмечается в комментарии посла Украины в Сербии Владимира Толкача? Политику Украины, согласно национальному законодательству, формирует ее президент, а реализует МИД, но не ВРУ или отдельные депутаты.
Во-вторых, действительно ли Киев готовится признать независимость Косово? Этот вопрос всполошил и экспертов, и политиков. Но президент, как нам сообщили в дипломатическом ведомстве, пока что не давал указаний пересмотреть позицию Украины и признать независимость Республики Косово. Не вызывает сомнений, что признание Украиной независимости Косово сегодня будет преждевременным.
Или запоздалым. Ведь в 2008 году украинский МИД взялся было за пересмотр позиции Киева относительно признания независимости Косово. Но политическая ситуация в стране через несколько лет изменилась, к власти пришел пророссийский президент Янукович и этот процесс остановился. Позже, в 2014 году, появился фактор Крыма с его «референдумом» в фактически оккупированном регионе и вопрос был снят с повестки дня.
В то же время появились российские манипуляции о якобы схожести ситуации в Косово и Крыму, и сегодня принимаемые немалым числом политиков за чистую монету. В феврале 2022 российский диктатор нанес удар в спину Вучичу, заявив, что Косово является прецедентом для оправдания изменения границ. Поэтому мы и Косово ждем лучших времен после победы.
В-третьих, что это вообще было? Непонимание или нечто другое? Хочется думать, что Мережко все-таки понимает нецелесообразность признания сейчас независимости Косово. В случае же признания Украина в лице Сербии приобретет влиятельного на Западных Балканах противника и потеряет в ООН голос одного из заметных региональных игроков.
Можно предположить, что в МИД и ОПУ пытаются найти выход из непростой ситуации, когда признание означает потерю потенциального сербского друга, а непризнание — потерю друга косовского. И потому упомянутые депутатские подписи, возможно, возникли как один из вариантов поиска выхода из ситуации и «пробный шар» для изучения общественного мнения в Украине и реакции международных партнеров, а также Белграда и Приштины.
И наконец, в-четвертых, а есть ли выход? Да, существует несколько вариантов, позволяющих развивать политико-дипломатические и торгово-экономические отношения без формального признания Косово. Для этого нужно хотя бы просмотреть соответствующую веб-страницу его внешнеполитического ведомства.
Там наряду с перечнем посольств иностранных государств значатся такие структуры как «дипломатические офисы» и «офисы связи». При этом подобные офисы имеют даже страны, не признавшие независимость Косово — Греция, КНР, Румыния, Словакия и даже Россия (правда, деятельность ее офиса сопровождается постоянными скандалами, заканчивающимися высылками российских дипломатов-шпионов).
А ведь можно в качестве первого шага просто открыть торгово-экономическую миссию или представительство ТПП Украины, организовать на регулярной основе выездное консульское обслуживание. Что будет также и помощью украинским гражданам.
Так что, ситуация «не признать нельзя признать» тоже имеет выход. Дипломатическое присутствие Украины в Приштине является давней необходимостью, ведь оно поможет видеть своими глазами, что происходит в одной из опасно теплых политических точек Европы.