Усвоив этот реальный урок в Восточной Европе, который пойдет на пользу НАТО, стоит обратить внимание на интерес России к наиболее стратегически важного для нее моря - Черного.
Об этом на страницах Bloomberg пишет бывший командующий силами НАТО адмирал США Джеймс Ставридис.
Он напоминает, что черноморский регион всегда был интересен для разных народов. В свое время там пытались закрепиться различные царства и народы, в частности греки, римляне, османы, грузины, армяне, румыны, болгары и тому подобные. Для России акватория наполнена старыми привидениями, особенно в Крыму. В середине 19 века силы Османской империи, Великобритании, Франции и других союзников в Европе вели здесь войну против царской России, что закончилось смертью полумиллиона россиян от ран и болезней.
Крым, который принадлежит Украине, остается центром напряжения между Россией и Западом в лице НАТО. Москва аннексировала украинский полуостров, оккупировала часть восточной украинской территории с помощью своих марионеток и часто угрожает еще больше захватить земель, чтобы проложить "наземный мост" между РФ и Крымом. Автор напоминает, что российские войска оккупировали части территорий в Грузии, которая тоже стала близким партнером НАТО в Черном море.
Ставридис отмечает, что с геополитической точки зрения, север Турции, Босфорский пролив и Дарданеллы, которые соединяют Эгейское и Черное моря, а также побережья нескольких союзников НАТО теперь находятся под давлением российской активности в Черном море, которую она осуществляет с Севастополя. Москва давно мечтала об этом крымском порте, который открывает перед ней окно в Средиземноморье. После укрепления контроля над базами на побережье в Сирии она сможет укрепить свое влияние в Средиземном море, бросая вызов НАТО так же, как и в Балтии.
Экс-командующий НАТО говорит, что дело не только в геополитике. Серьезные экономические инициативы России бросают вызов западным союзникам. Москву привлекает идея построения газотранспортных систем, которые бы соединяли три моря: Адриатическое, Балтийское и Черное. Россия стремится контролировать Черное море экономически в мирные времена, а также готова доминировать в регионе в случае конфликта с Западом.
Ставридис перечисляет меры, которые НАТО следует принять для того, чтобы сдержать Россию в стратегически важной акватории. По его мнению, важно подойти к Черному морю как к стратегической зоне, в которой стоит быть готовым как к операциям по укреплению влияния в мирные времена, так и в случае потенциальных боев.
Во-первых, НАТО следует разработать программу визитов в порты, учений и тренировок. Это означает, что нужно постоянно наведываться в порты в Румынии, Турции и Болгарии с остановками в Грузии и на неокупированном побережье Украины. Флот НАТО, базирующийся в Великобритании и состоящий из более чем 20 фрегатов, корветов и минных тральщиков, может выполнить это задание.
Во-вторых, альянсу следует разработать и профинансировать широкий план черноморских военно-морских операций. Несмотря на то, что определенные аспекты уже учтены в разных планах НАТО, пришло время для детального анализа, который позволит подготовиться к установлению контроля и власти над акваторией. Это планирование должно разработать командование военно-морских сил в Британии и Италии.
В-третьих, по мнению Ставридиса, США должны увеличить свое присутствие отдельно от НАТО. В Эгейском море стоят четыре американских эсминца с мощным вооружением. Им стоит чаще наведываться в Черное море.
В-четвертых, США следует более тесно сотрудничать с Турцией, которая остается ключом к контролю в черноморской акватории, поскольку фактически контролирует доступ к ней.
И наконец США могут поощрить западные компании больше инвестировать в Болгарии, Грузии, Румынии, Турции и Украине. Нефть и газ играют ключевую роль, но логистика, оптиковолоконные системы связи тоже требуют развития. Если помочь этим странам связать свои экономики между собой, а также с Европой и США, это станет своего рода "мягкой силой", которая будет иметь стабилизирующий эффект.
НАТО предстоит проделать большую работу в Черном море. Лучшее стратегическое сотрудничество и экономические связи дают хорошую возможность умерить российские амбиции в стратегических южных морях.
Недавно в ГПУ сообщили, что Турция запретила судам из Крыма заходить в свои порты. В Турции вводится жесткая система контроля судов. Руководство портов обязывают требовать от судов доказательства того, что последней точкой их отправления не был крымский порт и они не направляются в Крым. Тем временем порты не имеют права оформлять пошлины, портовые и торговые документы, которые имеют на себе отметки "Крым".