В ночь с 16 на 17 июля 2014 года Российская Федерация запретила полеты гражданской авиации в сопредельном с Украиной воздушном пространстве на высоте менее 16150 метров, хотя ранее к подобным мерам не прибегала. Высота, на которую распространялся запрет, сопоставима с максимальной высотой поражения ЗРК "Бук", из которого был сбит малазийский Boeing рейса MH17, сообщает российский Forbes со ссылкой на отчет Совета по безопасности Нидерландов за 2015 год.
В публикации говорится, что Украина, в отличие от России, в 2014 году неоднократно вводила ограничения на полеты гражданской авиации над зоной боевых действий и прилегающих районах: сначала было нельзя летать ниже полутора километров, затем (с 6 по 30 июня 2014 года) ниже эшелона FL260 (7925 метров). 14 июля 2014 года минимальная высота полета транзитных гражданских судов над зоной АТО была ограничена эшелоном FL320 (9754 метра).
Во время расследования Совет безопасности Нидерландов обратился к Росавиации за разъяснениями причин ввода ограничений на полеты гражданских судов в зоне ответственности Ростовского зонального центра единой системы организации воздушного движения.
В РФ заявили, что это было сделано с целью "согласования ограничительных мер с прилегающим воздушным пространством Украины". Однако по факту никакого согласования не было: Украина закрыла воздушное пространство до 9454, а Россия – до 16150 метров.
Уточняющий запрос Нидерландов об очевидном конфликте высот в России проигнорировали.
Таким образом, внятно пояснить, почему фактически полный запрет полетов гражданской авиации в приграничном воздушном пространстве был введен именно 16 июля, хотя боевые действия в Донбассе велись уже несколько месяцев, российская сторона не смогла.
Кроме того, ростовский диспетчер не предупредил борт MH17, который следовал эшелоном FL330, что он вторгнется в закрытое российское воздушное пространство.
Напомним, 17 июля 2014 года был сбит "Боинг-777" рейса MH17 "Малазийских авиалиний" в небе над Донецкой областью, в зоне боевых действий рядом с поселком Шахтерск. Самолет летел рейсом "Амстердам-Куала-Лумпур". Все 298 человек, которые находились на борту самолета, погибли.
28 сентября 2016 года международные следователи в своем промежуточном отчете первого этапа работы Совместной следственной группы (Joint Investigation Team, JIT) подтвердили причастность России к уничтожению MH17.
Подробнее об JIT читайте в статье Владимира Кравченко "МН17: за полшага до истины. Следователи установили российские корни "Бука"" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".