В проекте ядерной политики администрации Трампа уже говорится, что кибератаки против США или нападения на американские спутники могут представлять собой стратегическую угрозу, которая заслуживает ядерного ответа. Но это ставит проблему перед так называемой "ядерной путаницей", когда традиционно яркие линии между ядерными и неядерными системами становятся нечеткими.
В исследовании, проведенном в начале этого года, Фонд Карнеги отметил, что Россия и Китай виновны в путанице. Например, Россия содержит атомные подводные лодки и бомбардировщики на тех же основаниях, что и обычные корабли и самолеты. Таким образом, удар обычных американских войск против обычных российских войск может быть ошибочно воспринят Россией как удар США по своим ядерным силам, и вызовет ядерный ответ РФ. Китай планирует атаковать американские спутники, чтобы отключить командные системы США и интеллектуальное оружие, которое опирается на спутниковые рекомендации, поскольку Китай считает это частью обычной войны - несмотря на то, что администрация Трампа заявляет об обратном.
Новое исследование Фонада Карнеги говорит, что США делают ту же ошибку. "Начиная с последнего десятилетия "Холодной войны" Соединенные Штаты увеличили зависимость от систем двойного назначения, присвоив неядерные роли активам C3I, которые раньше использовались исключительно для ядерных операций", - пишет Джеймс Актон, содиректор Nuclear Carnegie's. "До середины 1980-х годов, например, американские спутники раннего предупреждения использовались исключительно для обнаружения запуска ракет с ядерным оружием. Сегодня они позволяют осуществлять различные неядерные миссии, например, предоставляя информацию о целях противоракетной обороны, перехватывая обычные баллистические ракеты".
США также отказались от наземных систем связи времен "Холодной войны" для контроля за ядерными силами. Это означает, что спутники стали практически единственным средством ядерного командования и контроля, и эти драгоценные спутники также используются для неядерных коммуникаций.
Даже когда кибервойна и противоспутниковое оружие стали серьезными угрозами, спутниковые системы США стали менее избыточными. В 1980-х и 1990-х годах у США были две спутниковые системы связи для ядерного оружия. "Сегодня Соединенные Штаты находятся в процессе развертывания только четырех спутников с чрезвычайно высокой частотой (AEHF), которые станут единственной космической системой страны для передачи заявок ядерным силам после того, как спутники "Милстар" будут отключены от питания", - пишет Актон. Аналогичным образом была отключена одна из двух радиосетей для связи с ядерными ракетными подводными лодками.
Актон исследует несколько сценариев, в которых США могут слишком остро отреагировать. "Россия может напасть на наземные или космические средства раннего предупреждения США, чтобы подавить европейские системы ПРО, которые оказались эффективными в перехвате своих неядерных ракет", - пишет он. "Вашингтон мог бы видеть в таких атаках подготовку к тому, чтобы ограниченные ядерные удары со стороны России могли попасть в противоракетную оборону Соединенных Штатов".
США опасаются, что Россия может начать ограничительные ядерные удары, чтобы загнать Америку в угол, где она должна либо отступить, либо рискнуть вступить в полноценную ядерную войну. Но Россия могла бы атаковать системы связи двойного назначения с целью срыва операции обычных сил США, которые Соединенные Штаты могут воспринимать, как попытку навредить ядерным коммуникациям страны.
Эти проблемы менее затрагивают Китай, чем других. Поднебесная знает (и США знают, что Китай знает), что первый китайский удар не будет достаточно сильным, чтобы предотвратить массированное американское возмездие. Тем не менее, нападение китайцев на, скажем, радарную систему раннего предупреждения о баллистических ракетах может быть воспринято как прелюдия к китайскому ядерному удару.
Актон указывает, что реакция США будет в какой-то степени зависеть от контекста, например, насколько Россия привела свои ядерные силы в боевую готовность. Но это тонкая грань, чтобы избежать ядерного коллапса.
Решить проблемы ядерной путаницы будет непросто. Россия, Китай и США, скорее всего, откажутся от затрат на разделение управления своими ядерными и неядерными системами и средствами. Они также не хотят соглашаться на ограничение вооружений, которое угрожает командам и системам управления противника, даже если у этих систем есть ядерная функция.
Актон предлагает несколько умеренных мер для смягчения проблемы, таких как более устойчивые системы управления и контроля, или небольшие датчики в космосе, которые нужны для обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет, но не обычных боевых действий.
Отчет Фонда Карнеги особенно важен для противоракетной обороны. Распространение угрозы баллистических ракет против таких целей, как порты, аэродромы или корабли в море, означает, что ракеты и противоракетная оборона стали неотъемлемой частью обычной войны. Это, в свою очередь, означает, что системы противоракетной обороны стали обычными объектами. Но атаковать их как часть обычной войны означает напугать противника, опасаясь, что это будет воспринято как первый ядерный удар.