Российская компания «Новатэк» приостановила добычу и сжижение газа на своем проекте «Арктик СПГ 2» – несмотря на планы начать коммерческие поставки СПГ в первом квартале 2024 года. Дефицит газовых танкеров и санкции являются причиной остановки, сообщили Reuters два источника, знакомых с этим вопросом.
Планы «Новатэк» усложнились еще в прошлом году, когда компания попала под западные санкции из-за российской войны в Украине, что заставило иностранных акционеров заморозить участие в проекте, а «Новатэк» – объявить о форс-мажорных обстоятельствах.
Решение приостановить сжижение природного газа является ударом по цели России захватить пятую часть мирового рынка СПГ до 2030-2035 годов, отмечает Reuters. Россия является четвертым крупнейшим производителем СПГ в мире с годовым объемом экспорта 32,6 миллиона тонн. В декабре 2023 года началось пробное производство СПГ на первой из трех технологических линий завода. Источники сообщили, что в декабре добыча составила 425 млн кубометров, а в январе – 250 млн кубометров.
«Первая линия будет закрыта по меньшей мере до конца июня», – сообщил Reuters один из источников, добавив, что строительные работы на проекте все еще продолжаются.
Источники сообщили, что основной проблемой является недостаток специализированных танкеров, способных транспортировать СПГ, охлажденный до минус 163 градусов по Цельсию и прорубаться через толстый морской лед.
Из-за санкций Россия столкнулась с проблемами в получении специализированных газовых танкеров. «Новатэк» заявил, что 15 танкеров класса Arc7, способных прорубать лед толщиной 2 метра, будут построены для «Арктик СПГ 2» на российском судостроительном заводе «Звезда». Еще шесть танкеров Arc7 должны были быть построены компанией Hanwha Ocean, но их поставка была отменена из-за санкций против России.
Согласно публичной информации, для «Арктик СПГ 2» было построено только три танкера-ледокола, которые подходят для этого проекта: «Алексей Косыгин», «Петр Столыпин» и «Сергей Витте».
Напомним, «Новатэк» создал в Пекине команду по развитию бизнеса и маркетинга для изучения рынка сбыта топлива в Китае.
В прошлом месяце Financial Times сообщила, что «Арктик СПГ 2» близок к отправке первого груза на экспорт. Строительство первой производственной линии удалось завершить, потому что «китайские специалисты восполнили технический и логистический пробел», оставленный западными компаниями.