Ядерная программа Северной Кореи на протяжении вот уже нескольких лет практически не сходит с первых полос мировых СМИ, ведь Пхеньян регулярно проводит испытания ракетного оружия и ядерных боезарядов. Эта тревога на Корейском полуострове уверенно лидирует в рейтинге угроз международной безопасности.
Но, как пишет эксперт Виктор Константинов в своей статье для ZN.UA, куда важнее могут быть разрушительные и необратимые последствия этого кризиса для международного порядка.
Превращение КНДР в ядерную державу стало серьезным ударом по режиму нераспространения, хоть каким-то образом сдерживающего расползание ядерного оружия по миру, отмечает автор статьи. Если Пхеньян сможет сохранить ядерное оружие в своих руках после нынешнего обострения, режим нераспространения перестанет быть частью международного порядка.
Понимание всей опасности сложившейся ситуации с ядерным оружием в течение нескольких лет обеспечивало редкое согласие в Совете Безопасности ООН. Последний пакет санкций против КНДР был одобрен единогласно. И санкции серьезные, считает эксперт.
Американцы и их союзники заявляют о готовности продолжить давление на Пхеньян, где санкции продолжают занимать центральное место. Ужесточение санкций стало основой стратегии Вашингтона в отношении КНДР. Однако, как пишет эксперт, успешность применения санкций зависит во многом от таких стран как Китай и Россия. И у каждого тут свои интересы, утверждает автор. По его мнению, Китай и Россия не заинтересованы в коллапсе северокорейского режима: усиление США в регионе и гуманитарные последствия развала КНДР серьезно ударят по китайским и российским интересам. Поэтому, если Вашингтон захочет продолжать политику внедрения жестких санкций, он не сможет твердо рассчитывать ни на согласие Пекина и Москвы на новые санкции, ни на сохранение ими уже утвержденных. Кроме того, автор говорит, что у каждой вовлеченной в попытки урегулирования державы есть свои, специфические цели. И единство Совета Безопасности, проявленное в голосовании по резолюции № 2375, не перечеркнуло различия в позиции ключевых участников обсуждения проблемы - США, Южной Кореи и Японии с одной стороны, и КНР с Россией - с другой.
США не прочь использовать кризис для ослабления КНР. Китай хочет воспользоваться ситуацией, чтобы ослабить влияние США на Южную Корею. В Японии правительству Синдзо Абе выгоден нынешний кризис, поскольку северокорейская угроза может убедить японцев проголосовать за отмену конституционных ограничений в военной области - ремилитаризация страны давно стоит на повестке японского премьера. Россия хочет связать Вашингтон договоренностями о размене своей поддержки в корейском вопросе на потепление в двусторонних отношениях, да и если Вашингтон просто увязнет в этом кризисе, для Москвы появится больше шансов для решения важных проблем в других регионах мира. А для Южной Кореи кризис имеет прежде всего внутриполитическое значение: либеральная внешнеполитическая программа межкорейского диалога президента Мун Чже Ин успешно блокируется консерваторами пока очевидной остается необходимость военного противостояния с Севером.
В этом, по словам Константинова, и заключается весь парадокс. Все соглашаются, что КНДР представляет серьезную угрозу безопасности. Но каждая страна, решая эту проблему, преследует свои цели, которые зачастую противоречат друг другу. Соответственно, решение и без того сложной задачи становится практически невозможным.
Как сообщалось, КНДР в пятницу осуществила очередной ракетный пуск. Государственный секретарь США Рекс Тиллерсон призвал Китай и Россию предпринять конкретные шаги в отношении Северной Кореи, которые бы демонстрировали нетерпимость к ракетным пускам.
Подробнее о кризисе на Корейском полуострове читайте в статье Виктора Константинова "Корейский ребус. Почему ядерную проблему необходимо решить, и почему решить ее не удастся" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".