Критики премьер-министра Великобритании Терезы Мэй часто нападают на нее за активизацию статьи 50 Лиссабонского договора, начиная процесс Brexit, до того, как ее правительство определилось с формой выхода королевства из ЕС. Как только статья применяется, у сторон есть двухлетний срок для завершения переговоров. Установка срока, который истекает 29 марта, ослабила переговорную позицию Мэй. И все же была причина привести в действие статью 50. Британия должна была выйти из объединения до выборов в Европейский парламент, которые пройдут с 23 по 26 мая. Отсрочка Brexit, о которой стали говорить после грандиозного провала сделки премьера в парламенте, грозит помешать этим выборам – и не только в Британии, пишет журнал The Economist в свежем выпуске.
План состоял в том, что, поскольку Великобритания выходит из ЕС, она не будет избирать новых евродепутатов. Европейский парламент уже распределил 27 из 73 британских мест на другие страны ЕС, оставив остаток в резерве для будущего расширения Евросоюза. Если Brexit будет отложен на пару месяцев, это не создаст проблему. Но если расширение действия статьи 50 означает, что Британия будет оставаться членом ЕС в конце мая, это приведет к возникновению вопросов о британских членах Европарламента.
Существует мнение, что нынешние члены Европейского парламента от Британии могут оставаться на своих постах или быть заменены кандидатами из Вестминстера для того, чтобы избежать проведения выборов. Это может сработать, по крайней мере, до тех пор, пока новый состав Европейского парламента официально не начнет работу 2 июля. Но это временная мера. Любой британец может оспорить их право голоса. И Европейский суд, безусловно, постановит, что, поскольку Британия все еще формально является членом, она должна избирать членов Европарламента.
Британская избирательная комиссия готова к этому и у нее даже есть бюджет для проведения выборов. Но было бы глупо делать это, если Британия выходит из ЕС. Как отметила Агата Гостынска-Якубовская из Центра европейских реформ, это воспрепятствует перераспределению 27 британских мандатов, что помешает выборам в других странах.
Расширение статьи 50 вызовет еще одну проблему. Договор о выходе должен быть ратифицирован Европейским парламентом для вступления в силу. Нынешние евродепутаты говорят, что одобрят сделку Мэй. Но их заключительное пленарное заседание состоится в середине апреля. Теоретически, депутатов Европарламента могут созвать на внеочередную сессию до созыва нового состава парламента в июле. Но это было бы непопулярной мерой, особенно если бы на майских выборах возникли проблемы.
Альтернативный вариант – просить новых членов Европарламента ратифицировать сделку по Brexit, довольно трудновыполнимый. Существующая группа по Brexit была бы закрыта, а новые комитеты не сформированы. Если сделка будет значительно отличаться от нынешней, например, путем пересмотра "страховочной" схемы по ирландской границе, у новых евродепутатов может возникнуть соблазн не утвердить ее.
Расширение статьи 50 Лиссабонского договора может показаться очевидным курсом для многих депутатов в Вестминстере. Но все же этот шаг требует согласия всех 27 правительств стран-членов ЕС. Любое из этих правительств может потребовать что-то взамен на поддержку. Даже затянуть решение проблемы на этом этапе уже не просто.
16 января в британском парламенте прошло голосование о доверии премьер-министру. Тереза Мэй смогла сохранить свой пост. За день до этого парламент отклонил проект выхода из ЕС, предложенный правительством. Против выступили 432 парламентария, проголосовали "за" всего 202 депутата. Это крупнейшее поражение правительства почти за 100 лет.
Великобритания должна выйти из Евросоюза 29 марта 2019 года. Как именно это произойдет - неизвестно.