Еще долго в коллективной памяти современного поколения украинцев Нормандия будет ассоциироваться с печально известным «нормандским форматом». Его инициировали французская и немецкая дипломатии в 2014 году, во время празднования 70-й годовщины высадки союзников на севере Франции, надеясь остановить путинскую экспансию в Украине и вернуть остальную Европу в зону комфорта. Тогда почти никто из западных лидеров не считал аномальным то, что кремлевский диктатор получил приглашение, несмотря на аннексию Крыма и оккупацию части Донбасса. Его еле-еле уговорили встретиться с новым президентом Украины, которого он и после встречи толковал как руководителя «киевской хунты».
Атмосфера на торжествах в прошлый четверг была радикально иной, начиная с отсутствия российского представительства. Наконец руководство Франции отказалось от идеи пригласить российскую делегацию и заявило о неуместности присутствия в Нормандии страны-агрессора. Поддержка Украины в противостоянии с российским нашествием, единство антипутинской коалиции стало краеугольной темой собрания этого года — очевидно, учитывая серьезность ситуации, вызванной наступлением России на юго-восток Украины.
Тон задало выступление президента США, который поставил войну в Украине, подвергшейся агрессии со стороны тирана, в центр глобальной борьбы между диктатурой и свободой, подобной борьбе героев высадки в Нормандии в 1944 году с тогдашними «темными силами». Джо Байден пообещал Украине крепкую поддержку со стороны США, НАТО и антипутинской коалиции, которая насчитывает более 50 государств мира. Важным элементом выступления были слова американского президента о том, что свобода и демократия имеют свою цену: «…если тирания не получит отпор, за это придется заплатить кровью молодых и храбрых». Своеобразным риторическим крещендо речи стало уверение в том, что США и их союзники будут противостоять «тирании, злу, невероятной грубости железного кулака».
Если разобрать содержание выступления, мы практически не увидим тезисов, которые бы раньше не озвучивал президент США. Впрочем и для нас, и для международного сообщества было важно услышать от нашего главного партнера о решительности в поддержке Украины и понимание последствий ее «покорения» Россией для всего демократического мира именно сейчас, когда ситуация на фронте критична, а Путин со своими единомышленниками из «оси зла» рассчитывает на то, что «усталость от Украины» получит постоянную прописку в западных канцеляриях.
Выступление также отличалось интенсивностью текста и подачи, которая, кроме прочего, должна была продемонстрировать энергичность Байдена, его способность и дальше работать на президентской должности и быть лидером свободного мира. Помощь Украине в ее противостоянии путинской диктатуре вмонтирована в предвыборный нарратив Байдена о необходимости защищать демократию и индивидуальные свободы, направленный против Дональда Трампа. В своем выступлении 6 июня он раскритиковал изоляционизм своего конкурента. Речь Байдена на следующий день в Pointe du Hoc, по мнению экспертов, была вообще ориентирована на американских избирателей, которых он призвал защитить демократию от внутренних и внешних угроз.
Этой речи предшествовала встреча Джо Байдена с Владимиром Зеленским, во время которой было официально объявлено о новом пакете американской помощи для восстановления украинской электрической сети. Переговоры за закрытыми дверями, судя по словам президента Украины, сосредоточились на ситуации на Харьковщине и потребностях украинской ПВО. Определенной неожиданностью стало извинение Байдена за задержку с принятием Конгрессом США дополнительной помощи Украине.
В пятницу же состоялся рабочий визит президента Украины во Францию. По его итогам подписаны четыре экономических соглашения, озвучены поставки в Украину ракет дальнего радиуса действия, авиабомб и оглашены две заслуживающие внимания инициативы.
Прежде всего речь идет о поставке в Украину истребителей «Мираж 2000-5» и подготовке пилотов, а также формировании, обучении, вооружении и оснащении Францией бригады ВСУ численностью 4500 воинов. Эти инициативы отвечают намерениям Эмманюэля Макрона занять позицию лидера в вопросах поддержки Украины в Европе и уменьшить значительное отставание Франции в объемах военной помощи нашей стране. Это, в свою очередь, должно придать веса его претензиям на неформальное лидерство в ЕС в целом и способствовать продвижению предложенной им концепции европейской стратегической автономии. Активность на украинском направлении, по мнению некоторых французских аналитиков, гарантирует Макрону место за столом переговоров об окончании войны в Украине, если такие переговоры начнутся. Появление этих инициатив именно сейчас также имеет целью улучшить показатели пропрезидентских сил на выборах в Европарламент.
Какими бы соображениями ни руководствовался президент Франции, в его позиции есть понимание значения борьбы Украины против российской агрессии для будущего Европы (запомним его формулу «мир не означает капитуляцию Украины»), а реализация предложенных им мер может существенно укрепить оборонные возможности Украины. Впрочем, на пути к имплементации этих идей есть заметные препятствия, которые отображают более общие проблемы.
И поставка самолетов, и возможность послать в Украину на регулярной основе военных инструкторов вызывают оппозицию во французском обществе и среди политиков за рамками пропрезидентской коалиции. Соответственно, реализация этих проектов потребует от Макрона значительной политической смелости.
Ситуация вокруг его инициативы о присутствии небоевых военных подразделений стран Запада в Украине свидетельствует также об ограниченной пользе или даже возможной контрпродуктивности публичного выдвижения инициатив, не согласованных в рамках антипутинской коалиции. Сейчас сам президент Франции признает, что решение по этому вопросу может быть только коллективным и работа с партнерами продолжается. Тем временем российские чиновники получили еще одно подтверждение актуальности принципа no boots on the ground («ни одного сапога на земле»).
Перспектива поставки и эффективного использования самолетов также требует определенности по разрешению ВСУ поражать цели на территории России с использованием западного оружия. Казалось бы, логика развития военных действий подтвердила абсурдность соответствующего запрета. Однако заявления о снятии табу, сделанные США и Францией, сопровождаются драстическим ограничением выбора целей. Последнее высказывание Макрона о том, что ограничение по применению французского оружия будут зависеть от поведения России, в сочетании с мантрой о нежелании эскалации, по моему мнению, не является гарантией, что у ВСУ будет в этом случае необходимая свобода действий.
Непонятно также, можно ли будет использовать обещанные «Миражи» или F-16 для уничтожения целей в воздушном пространстве России, откуда выпускают на территорию Украины большое количество ракет. Ответ на этот вопрос должен быть положительным, если ожидать, что эти самолеты окажут не ограниченное, а мощное влияние на ход военной кампании. Вместе с тем нельзя не отметить, что обнародование характеристик ограничений ⸺ это подарок для врага, который может благодаря этому вносить коррективы в действия своих войск. Как показал опыт довоенного периода и широкомасштабной войны, рашистам достаточно понять, чего не будут делать или не будут позволять делать Украине ее партнеры, чтобы принимать решения, которые вызовут новые украинские жертвы, весомые тактические и стратегические потери.
Достичь стратегического перелома в ходе войны невозможно без четкой артикуляции нашими партнерами параметров окончания войны. Недавний ответ Байдена интервьюерам из журнала «Тайм» о том, что формула послевоенного мира — это «обеспечить, чтобы Россия никогда… не смогла оккупировать Украину», которая не будет частью НАТО, скорее вызывает дополнительные вопросы, чем создает стратегическую ясность. В отличие от своего американского коллеги, Макрон поддерживает членство Украины в НАТО, но и он на итоговой конференции после встречи с президентом Украины сформулировал цель своей политики в войне как «помочь Украине сопротивляться», объединив это со знакомыми тезисами про избегание эскалации и «мы не воюем с Россией и российским народом».
При отсутствии адекватных ответов и решений полномасштабная война в Украине продолжается третий год. Ее дальнейший ход и конечные результаты будут зависеть от готовности и способности антипутинской коалиции и особенно ее ключевых участников оперативно проделать «работу над ошибками». «Ось зла» демонстрирует свою инфернальную эффективность по сравнению с modus operandi сообщества демократий. Реактивная политика Запада, который не успевает за грубыми действиями российского тирана и не выработала устойчивый иммунитет к его шантажу, исчерпала себя. Нужен качественный прыжок.