Китай, с которым Российская Федерация в последнее время тесно сотрудничает в области энергетики и даже договорилась о выплате аванса в 25 млрд долларов задолго до начала поставок газа, может оказаться не самым надежным соратником России. Китайские власти все больше проявляют интерес к ресурсам Арктики, которая для РФ в ближайшие годы станет одним из приоритетных направлений в развитии добывающей отрасли. Ранее глава "Роснефти" Игорь Сечин высказывал опасения по поводу конкуренции с Китаем, который фактически создает арктический флот.
Как передает Reuters, представители научно-исследовательского центра оборонной политики Академии военных наук Китая опубликовали доклад, согласно которому нефтегазовые ресурсы в Арктическом регионе являются важным фактором устойчивого экономического роста Китая. По их мнению, КНР должна активно искать способы развития этой сферы. "Арктический регион богат нефтяными и газовыми ресурсами, доставку которых можно обеспечить быстрыми и удобными способами", - говорится в сообщении. "Это имеет важное значение для обеспечения устойчивого развития экономики Китая", - подчеркивают китайские специалисты.
"Арктический регион может стать в будущем важнейшим поставщиком зарубежной нефти в Китай. КНР будет укреплять сотрудничество с арктическими странами для развития поставок энергоносителей", - заключают эксперты научно-исследовательского цента.
Отметим, что Арктический совет согласился в мае прошлого года признать Китай и Индию в качестве наблюдателей в арктическом регионе. В настоящее время Китай принимает активное участие в полярных исследованиях. Также КНР постепенно становится одним из крупнейших горнодобывающих инвесторов в Гренландии, кроме того, с Исландией страна намеревается согласовать договор о свободной торговле.
"Китай находится в Северном полушарии, поэтому для него имеют большое значение стратегические интересы в арктическом регионе - они относятся к устойчивому экономическому развитию и национальной безопасности Китая", - заключают специалисты Китая, отмечая, что у КНР есть право на долю ресурсов Арктики, на представительство в регионе и на проведение научных исследований.
Стоит напомнить, что для России Арктика является одной из главных надежд в плане ресурсов, поэтому активность Китая представителей РФ не может не волновать. В начале июня президент "Роснефти" Игорь Сечин, собравшийся инвестировать в Арктику за первые 20 лет 400 миллиардов долларов, говорил о своем беспокойстве по поводу конкуренции с Китаем в регионе.
Как передавал портал PortNews, Китай строит арктический флот и составляет конкуренцию России в освоении Арктики, о чем Сечин говорил в ходе совещания по вопросу эффективного и безопасного освоения Арктики под председательством президента России Владимира Путина.
"Сегодня мы видим серьезный интерес других стран к Арктике, к ее запасам и возможностям. Возникает очень серьезная страновая конкуренция, в первую очередь это страны, имеющие выход на Арктический шельф, - США, Канада, Дания, Норвегия, а также страны, казалось бы, далекие от Арктики, в том числе Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Германия, Великобритания, Франция, Италия, даже Сингапур. Например, китайское правительство выделяет существенные средства на полярные исследования", - заявил глава "Роснефти".
Он также рассказал, что китайский ледокол "Снежный дракон" завершил несколько экспедиций на Крайний Север, а в планах Китая строительство еще нескольких современных ледоколов. "Фактически речь идет о создании национального арктического флота Китая. Конкуренция за обладание ресурсной базой ужесточается. Работа в Арктике становится показателем национального суверенитета над морскими акваториями, особенно на спорных территориях", - сказал Сечин.
Напомним, что президент Владимир Путин, несколько раз за последние месяцы проводивший совещания по вопросам развития Арктики, говорил, что в ходе международно-правового оформления внешних границ континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане необходимо отстаивать каждый участок континентального шельфа и морской акватории.
По всей видимости, разногласия между Россией и Китаем в Арктике проявятся в будущем. Однако сейчас отношения между странами, недавно заключившими контракт на поставку российского газа на 30 лет, находятся на высоком уровне. Директор Гамбургского института мировой экономики (HWWI) Томас Штраубхар, например, заявил, что "братские социалистические государства" на Востоке - Россия и Китай - куют финансово-политический ответ Западу и собираются "положить конец монополии западных рейтинговых агентств на формирование мнений", сообщает газета Die Welt, которую цитирует InoPressa.
Заметим, что долгосрочные выгоды от газового контракта сомнительны: прибыль "Газпрома", по оценкам экспертов, будет на 14 млрд долларов меньше затрат. Общая стоимость контракта составляет 400 млрд долларов и, по мнению российских менеджеров, достойна строчки в Книге рекордов Гиннесса.
Несмотря на это, по словам министра транспорта РФ Максима Соколова, Россия и Китай намерены также активно сотрудничать в реализации транспортных инфраструктурных проектов, передает ИТАР-ТАСС.
"Нам надо наращивать взаимодействие, поскольку товарооборот между нашими странами растет, растут и транзитные потоки. Наша транспортная инфраструктура должна соответствовать этому росту. Мы уделяем большое внимание созданию новых транспортно-логистических цепочек", - подчеркнул министр. В числе активно реализуемых в настоящее время Россией и Китаем совместных проектов он назвал строительство железнодорожного моста через реку Амур на участке Нижнеленинское - Тунцзян, развитие железнодорожных контейнерных перевозок по маршруту Чунцин - Дуйсбруг, создание автомобильного транспортного коридора Западный Китай - Западная Европа.
"Очень важно взаимодействие по Северному морскому пути, в частности, через три года заработает первая очередь морского порта Сабетта, откуда сжиженный природный газ будет поставляться в КНР", - отметил он.
"На ближайший и среднесрочный период мы планируем строительство еще двух автомобильных мостовых переходов через Амур - в районе Благовещенская и Покровки (Забайкальский край). Будем развивать сотрудничество на двух морских направлениях - Приморье-1 и Приморье-2, которые обеспечат связь наших дальневосточных портов Зарубино и Находки с северо-восточными районами Китая", - рассказал Соколов. !zn
Читайте также:
Китай добился статуса наблюдателя в Арктическом совете, Евросоюз - нет
Канада фактически лишилась боеспособного флота из-за столкновения двух кораблей