Война – это продолжение политики другими средствами. Многие повторяют эту мантру, но мало кто уделяет ей достаточно внимания, особенно в разгар войны. Учитывая бойню, которую ХАМАС устроил в Израиле, и растущие жертвы среди гражданского населения в Газе, глубокая логика войны скрыта за огромными человеческими страданиями, которые она порождает. Кто победит в этой войне?
«Не та сторона, которая убьет больше людей, не та, которая разрушит больше домов, и даже не та, которая получит больше международной поддержки, а та, которая достигнет своих политических целей», - пишет в статье для Washington Post израильский историк Юваль Ной Харари.
По его мнению, ХАМАС начал эту войну в конкретных политических целях: не допустить мир. После подписания мирных договоров с ОАЭ и Бахрейном, Израиль стоял на пороге подписания исторического мирного договора с Саудовской Аравией. Это соглашение стало бы величайшим достижением премьер-министра Биньямина Нетаньяху за всю его карьеру. Оно нормализовало бы отношения между Израилем и большей частью арабского мира.
«По настоянию саудитов и американцев, ожидалось, что условия договора будут включать значительные уступки палестинцам, направленные на немедленное облегчение страданий миллионов палестинцев на оккупированных территориях, и перезапуск израильско-палестинского мирного процесса», - отмечает Харари.
Перспектива мира и нормализации представляла собой смертельную угрозу для ХАМАС. С момента своего основания в 1987 году эта фундаменталистская исламистская организация никогда не признавала права Израиля на существование и была настроена на бескомпромиссную вооруженную борьбу. В 1990-х годах ХАМАС сделал все возможное, чтобы сорвать мирный процесс в Осло и все последующие мирные усилия.
Более 10 лет израильское правительство во главе с Нетаньяху отказывалось от всех серьезных попыток заключить мир с более умеренными палестинскими силами, проводило все более жесткую политику по оккупации спорных территорий и даже приняло правые мессианские идеи еврейского превосходства.
В этот период ХАМАС демонстрировал удивительное воздержание в отношениях с Израилем, и обе стороны, казалось, приняли непростую, но функциональную политику насильственного сосуществования. Но 7 октября, именно тогда, когда правительство Нетаньяху было на пороге большого прорыва в достижении регионального мира, ХАМАС нанес удар со всей своей силой.
ХАМАС убил сотни израильских гражданских самым ужасным способом, который только мог придумать. Непосредственной целью было сорвать израильско-саудовское мирное соглашение.
«Долгосрочная цель заключалась в том, чтобы посеять семена ненависти в сознании миллионов людей в Израиле и во всем мусульманском мире, тем самым исключив мир с Израилем на несколько поколений вперед. ХАМАС знал, что его нападение разозлит израильтян, заставит их почувствовать боль и гнев, и террористы рассчитывали на то, что Израиль ответит массированной силой, причиняя палестинцам огромные страдания», - пишет Харари.
Красноречивым стало кодовое название, которое ХАМАС дал своей операции: «Аль-Акса Туфан». Слово "туфан" означает потоп. Подобно библейскому потопу, призванному очистить мир от греха даже ценой почти полного уничтожения человечества, атака ХАМАСа имела целью вызвать опустошение библейского масштаба.
Неужели ХАМАС не беспокоят страдания, которые эта война наносит палестинскому гражданскому населению? Хотя отдельные активисты организации, безусловно, испытывают разные чувства, а мировоззрение организации не учитывает страдания отдельных людей. Политические цели ХАМАСа продиктованы религиозными фантазиями.
В отличие от светских движений, таких как Организация освобождения Палестины, конечные цели ХАМАСа не от мира сего. Для него палестинцы, убитые Израилем, – это мученики, наслаждающиеся вечным блаженством на небесах. Чем больше убитых, тем больше мучеников.
Что касается этого мира, то, согласно взглядам ХАМАС и других фундаменталистских мусульманских группировок, единственная жизнеспособная цель человеческого общества на Земле – это безусловное соблюдение божественных стандартов чистоты и справедливости. И поскольку мир всегда предполагает компромиссы относительно того, что люди считают справедливостью, его нужно отвергнуть, а абсолютная справедливость должна быть достигнута любой ценой.
Это, кстати, объясняет интересный недавний феномен среди левых радикалов во многих западных демократиях, включая некоторые студенческие организации Гарвардского университета. Они снимают с ХАМАС любую ответственность за зверства, совершенные в Беэри, Кфар-Азге и других израильских селах, или за гуманитарный кризис в Газе. Вместо этого эти организации возлагают 100% вины на Израиль.
«Связь между радикальными левыми и фундаменталистскими организациями, такими как ХАМАС, заключается в вере в абсолютную справедливость, что приводит к отказу признавать сложность реалий в этом мире. Справедливость – благородное дело, но требование абсолютной справедливости неизбежно приводит к бесконечной войне. В мировой истории не было достигнуто ни одного мирного договора, который бы не требовал компромиссов или обеспечил абсолютную справедливость», – говорится в статье.
Если целью войны ХАМАС действительно был срыв израильско-саудовского мирного договора и уничтожение всех шансов на нормализацию и мир, он выиграет эту войну нокаутом, - считает Харари. И Израиль помогает ХАМАС в значительной степени потому, что правительство Нетаньяху, похоже, ведет эту войну без четких политических целей.
Израиль заявляет, что хочет разоружить террористов и имеет на это полное право, защищая своих граждан. Разоружение ХАМАСа жизненно важно также для любого шанса на будущий мир, поскольку пока организация остается вооруженной, она будет продолжать срывать любые мирные усилия.
«Но даже если Израилю удастся разоружить ХАМАС, это будет лишь военным достижением, а не политическим планом. Есть ли у Израиля какой-то план спасения израильско-саудовского мирного соглашения в краткосрочной перспективе? В долгосрочной перспективе имеет ли Израиль план достижения всеобъемлющего мира с палестинцами и нормализации своих отношений с арабским миром? Будучи глубоко вовлеченным в израильскую политику в течение последнего года, я боюсь, что по крайней мере некоторые члены нынешнего правительства Нетаньяху сами зациклены на библейских видениях и абсолютной справедливости, и мало заинтересованы в мирном компромиссе», – говорится в статье.
Все заинтересованные стороны должны остановить наводнение, которое устроил ХАМАС, чтобы оно не потопило Израиль и палестинцев, а также не опустошило весь регион. Харари отмечает, что ядерная война теоретически может начаться через 24 часа: если «Хезболла» и другие иранские союзники нанесут удар по Израилю десятками тысяч ракет, как они угрожают сделать, Израиль может использовать ядерное оружие для самосохранения. Поэтому всем сторонам следует отказаться от библейских фантазий и требований абсолютной справедливости и сосредоточиться на конкретных шагах по деэскалации непосредственного конфликта и посеять семена мира и примирения.
«После событий последних двух недель примирение кажется совершенно невозможным. Моя собственная семья и друзья только что пережили сцены, напоминающие ужасы Холокоста. Но спустя восемь десятилетий после Холокоста немцы и израильтяне стали хорошими друзьями. Евреи так и не получили абсолютной справедливости за Холокост, потому что это невозможно. Никто не может отменить крики боли, дым из труб Освенцима и вернуть погибших в крематориях. Как историк, я знаю, что проклятие истории состоит в том, что она вдохновляет стремление исправить прошлое. Это безнадежно. Прошлое нельзя спасти. Сосредоточьтесь на будущем. Пусть старые раны заживают, а не становятся причиной для новых», – пишет Харари.
В 1948 году сотни тысяч палестинцев потеряли свои дома в Палестине. В ответ в конце 1940-х и начале 1950-х годов сотни тысяч евреев были изгнаны из Ирака, Йемена и других мусульманских стран. С того времени обида накладывалась на обиду, создавая замкнутый круг насилия, приводивший лишь к еще большему насилию. Никто не должен повторять этот цикл вечно. Конечно, в разгар нынешней ужасающей войны нельзя надеяться остановить этот цикл раз и навсегда. Сейчас нужно предотвратить дальнейшую эскалацию, а для этого нужны конкретные жесты надежды.
Одна из предложенных инициатив призывает ХАМАС освободить всех женщин, детей и младенцев, которых он удерживает в заложниках, в обмен на освобождение Израилем нескольких десятков палестинских женщин и подростков, которых он держит в плену. Было бы это справедливо? Нет. Справедливость требует, чтобы ХАМАС немедленно и безоговорочно освободил всех захваченных заложников. Но эта инициатива тем не менее может стать шагом к деэскалации.
Другая инициатива состоит в том, чтобы позволить палестинскому гражданскому населению покинуть Сектор Газа в поисках безопасности в других странах. Египет, имеющий общую границу с Газой, может и должен взять на себя инициативу в этом вопросе. Но если Каир не сможет оказать помощь, Израиль мог бы предоставить убежище перемещенным жителям Газы на израильской земле.
Такой шаг позволил бы Израилю выполнить свой моральный долг по защите жизни палестинского гражданского населения и в то же время помог Армии обороны Израиля продолжать войну против террористов ХАМАСа, уменьшив количество оказавшихся в зоне боевых действий гражданских лиц.
Есть ли такие инициативы шансы на реализацию? Харари признает, что не может ответить на этот вопрос. Но он отмечает, что война – это продолжение политики другими средствами, а политическая цель ХАМАСа – уничтожить любой шанс на мир и нормализацию. Поэтому целью Израиля должно быть сохранение шанса на мир.
«Мы должны выиграть эту войну, а не помогать ХАМАСу достичь своей цели», - пишет израильский историк.