Глобальный экономический кризис 2008 года испытывал финансовую глобализацию. В 2020 году пандемия коронавируса дестабилизировала международные цепи поставок, также указав на отрицательную сторону глобализации. Последние несколько месяцев, когда программы вакцинации начали увеличивать темпы в некоторых частях мира, тогда как многие страны до сих пор не имеют достаточного доступа к вакцине, появилось еще больше вопросов к транснациональным связям, принципам глобализации и капиталистической системе в целом. Если страны не начнут действовать согласованно в ближайшее время, сам капитализм может столкнуться с кризисом доверия, пишет Bloomberg.
Правительствам стран нужно сотрудничать над увеличением производства и показать, что система все еще может правильно распределять ресурсы.
Наибольшим аргументом в пользу регулируемых рынков является то, что они управляют производством лучше любой другой системы. В идеале регулируемый рыночный капитализм должен соответствовать спросу и предложению, а также обеспечивать правильные стимулы. Производственный потенциал расширяется, а не пропадает. Покупатели и продавцы связаны. Инновации процветают и приносят пользу всем.
Но сейчас все не так. Речь идет не только о неравенстве, которое создает именно капитализм, а также о безрезультатности, которой капитализм должен избегать.
Что касается дефицитных вакцин от COVID-19, то часто производственные мощности тратятся впустую, а инновации приносят пользу не всем. В этом году можно было бы изготовить примерно 12 млрд доз вакцин, если проанализировать все текущие прогнозы. Но на самом деле эта цель кажется недостижимой, а доступные дозы вакцин основном получили именно богатые страны.
Можно ли производить больше вакцин? Во многих развивающихся странах, производственный потенциал фармацевтической отрасли используется недостаточно эффективно. Одна фармацевтическая компания из Бангладеша заявляет, что могла бы производить от 600 до 800 млн доз вакцин ежегодно, если ей предоставят соответствующие лицензии и «рецепт». Слишком много фармацевтических предприятий тратят свое время, ожидая разрешения со стороны регуляторов и владельцев патентов. Например, 41 член Сети производителей вакцин в развивающихся странах производит ежегодно от трех до четырех миллиардов доз различных вакцин.
Поэтому неудивительно, что несколько стран требовали смягчения регуляции прав интеллектуальной собственности на время пандемии, в частности относительно COVID-вакцин. С одной стороны это похоже на правильное и эффективное решение. Но если бы выпуск новых вакцин было столь же простым процессом, как игнорирование правил интеллектуальной собственности, то развивающиеся страны могли бы выдать так называемые «принудительные лицензии», однако они этого еще не сделали.
Конечно, некоторые страны могут опасаться мести, если они выдадут подобные лицензии, а смягчение прав интеллектуальной собственности может помочь обойти эту проблему. Главный вопрос заключается в том, что сложные механизмы вакцин от COVID-19 не могут быть легко воспроизведены. Просто сказать компаниям, что они могут попробовать изготовить вакцины, не принесет много пользы.
Иными словами, нужно согласованное сотрудничество между крупнейшими фармацевтическими компаниями, а также лицензирование и привлечение как можно большего количества производителей. Вакцинная отрасль сейчас напряженно работает над этим. Обычным сроком передачи технологий являются года, но во время пандемии типичное время между передачей и началом производства сократилось до шести месяцев.
Однако препятствия на пути к масштабному расширению производства весьма значительны. Это не значит, что крупнейшие фармацевтические компании - просто «жадные капиталисты», обеспокоены тем, что потеряют доходы. Некоторые компании, в конце концов, частично даже согласились отказаться от получения прибыли, пока продолжается пандемия - поэтому в их интересах обеспечить завершение эпохи COVID-19.
Проблема также заключается в том, что каждый новый лицензиат, который зарегистрируется, будет добавлять очередную «локацию». Каждую такую «промышленную локацию» нужно тщательно изучить и убедиться, что она соответствует конкретным производственным практикам.
Каждый аспект производства вакцин жестко контролируется, примерно 70% производственного времени тратится на контроль качества и все эти проблемы перекладываются на производственное партнерство для расширения мощностей.
Но это нельзя рассматривать как непреодолимые препятствия, особенно во времена пандемии. Несколько известных деятелей в сфере общественного здоровья в прошлом месяце опубликовали призыв к компаниям «добровольно подготовиться к лицензированию и поделиться своими технологиями производства вакцин со многими фармацевтическими компаниями, чтобы отойти от ограниченного набора контрактных производителей и скоординировать расширенные совместные усилия».
Если это произойдет, власти стран придется помогать. В частности, правительства богатых государств должны рассмотреть проблему финансирования, обновления и расширения фармацевтических объектов в развивающихся странах, чтобы подготовить их к изготовлению вакцин по лицензии. В свою очередь, правительства развивающихся стран должны продемонстрировать свою приверженность к регулированию и правам интеллектуальной собственности, чтобы их собственные производители выглядели привлекательно как партнеры по лицензированию, резюмирует издание.
У Украины уже есть два кандидата, которым могут доверить разработку отечественной вакцины от коронавируса, считает министр здравоохранения Максим Степанов.
"Есть уже два кандидата на вакцину. Один из них проводит научные разработки, уже достигли стабилизации лекарственной формы, проходят все эти доклинические фазы для того, чтобы выйти на клиническую фазу", - сказал глава Минздрава.