Оптимизм, с которым ЕС расширялся на восток в 2004 году, уступил место разъяренной националистической "нелиберальной демократии". В Венгрии Виктор Орбан подавляет гражданское общество и использует государственные деньги и финансирование ЕС для того, чтобы задабривать олигархов. Румынские лидеры неутомимо пытаются ослабти антикоррупционные законы, которые могут их наказать.
Но самый большой вызов - это Польша, пишет The Economist. После прихода к власти в 2015 году националистическая партия "Право и Справедливость" сократила независимость судов, укротила государственные СМИ и наполнила бюроктарические должности своими сторонниками. Польская реформа системы юстиции грубо нарушает соглашения ЕС. И это касается не только польскую демократию. Страны ЕС должны доверять судам друг друга, чтобы защищать законы, на которых держится единый рынок. Поэтому в прошлом году Еврокомиссия воспользовалась статьей 7 Лиссабонского соглашения, которая позволяет штрафовать правительства, если они систематически нарушают верховенство закона. Также теоретически этот инструмент позволяет лишить страну права голоса в ЕС. На практике же это сделать невозможно. Потому что для этого нужно провести анонимное голосование среди стран-участниц. А нелиберальные правительства в Европе поддерживают друг друга.
Именно поэтому Еврокомиссия обращает внимание на бюджет ЕС, через который бедные страны-участницы получают значительные средства от более богатых. На протяжении последних семи лет пятую часть этого бюджета получала сама только Польша в виде фондов сплочения ЕС. И это может быть рычагом воздействия. Переговоры о следующем бюджете начнутся в мае.
Его можно использовать в два способа. Во-первых, другие страны могут занять жесткую позицию в отношении Польши перед торгами о распределении средств. Парламенты в таких странах, как Германия и Нидерланды, уже раздраженно говорят о нежелании передавать деньги своих налогоплательщиков правительствам, которые грубо нарушают правила. Во-вторых же можно создать механизм приостановки выплат правительствам, которые не уважают верховенство закона.
ЕС стоит перед дилеммой. Если поступить мягко с Ярославом Качиньским, следующий европейский автократ будет более самоуверенным. Но если надавить на "Право и Справедливость" слишком сильно, партия сможет указывать на это как на доказательство того, что внешние силы пытаются вмешиваться и подрывают польскую демократию. Будучи гигантом Восточной Европы, Польша имеет значения. Раскол между западом и востоком Европы относительно денег и миграции не удастся решить, если отнестись к ней жестко.
Вероятно готовясь к бюджетным переговорам, "Право и Справедливость" в последнее время внесла некоторые изменения в свою реформу юстиции. Уступки, среди которых определение пенсионного возраста для судей, стали первым сигналом о компромиссе с 2015 года. Но они все же лишь косметические. ЕС должен тихо, но донести до Варшавы, что ей нужно сделать больше, прежде чем наказания по статье 7 будут сняты. Лидеры Польши должны сделать шаги на встречу восстановлению верховенства закона, начав с восстановления в должности незаконно уволенных судей Конституционного суда. Если же "Право и Справедливость" не прогнется, Еврокомиссии стоит проявить креативность в бюджетном планировании. Польша получает от ЕС в три раза больше, чем платит в общий бюджет. И эти средства часто используются в пользу сторонников "Права и Справедливости" в сельской местности. Польским властям придется понять, что они не могут пользоваться выгодами членства в клубе и одновременно нарушать его правила.
Ранее Financial Times писало, что ЕС может наказать Польшу за ее непокорную поведение. В Брюсселе, Париже и Берлине растет ощущение, что если Варшава продолжит противоречить европейским ценностям, ей нельзя позволять пользоваться щедростью ЕС. Польша получила от ЕС в 2016 году 10,6 миллиардов евро. Это 2,6% от валового дохода страны.